На начало 2013 года в Хабаровске насчитывалось 2545 магазинов: 972 продовольственных, 1404 промышленных и 169 смешанных. За 10 месяцев торговая сеть Хабаровска увеличилась на 43 объекта, за прошлый год - всего на 67 объектов, тогда как за 2011 год - на 125 объектов. Такое замедление прироста вполне объяснимо: сегодня торговых площадей на каждую тысячу хабаровчан приходится в полтора раза больше, чем требуется по нормативу.
Но это отнюдь не значит, что замедляется развитие торговли в целом. В Хабаровске каждую неделю по-прежнему открываются четыре-пять новых магазинов, но при этом закрываются некоторые «старые».
- Торговля в нашем городе продолжает активно развиваться, - говорит заместитель начальника отдела торговой политики администрации Хабаровска Марина Троскалевская. - Основное движение происходит в сегменте небольших магазинов шаговой доступности. Из 113 магазинов, которые открылись в краевом центре за 10 месяцев 2013 года, только один является торговым центром - «Смайл-март» на улице Павла Морозова возле нового жилого микрорайона. Это типичная ситуация: небольшие магазины всегда являлись стартовой площадкой для начинающих предпринимателей, так что эти объекты почти никогда не пустуют. Если всё идёт хорошо, их владельцы находят себе более подходящую нишу, а если плохо - на это место просто приходят другие люди. Однако большинство из тех, кто открывает небольшие магазины, сегодня предпочитают иметь дело с непродовольственными товарами. Торговать продуктами питания с каждым годом становится сложнее…
Побеждает ассортимент
Этому есть объективные причины, ведь если ещё несколько лет назад традиционным магазином для нас считался закуток с двумя витринами, то теперь это мини-маркет площадью от 150-250 квадратных метров, желательно работающий по принципу самообслуживания. Кроме того, у покупателей ощутимо выросли требования к ассортименту: даже на небольших торговых площадях он должен быть достаточно разнообразным. А ведь ещё нужно следить за свежестью продукции, товарным соседством и так далее…
Поэтому так успешно распространяются по городу сети смешанных мини-маркетов, которые имеют общее руководство и централизованный товарный склад, - такие, как «Раз Два».
Чтобы хоть как-то устоять в этой битве ассортиментов, владельцы небольших магазинчиков специализируются на одном виде продовольственных товаров: продают только овощи и фрукты, только колбасы или только кондитерские изделия. Так они могут обеспечить максимальное разнообразие внутри одной товарной группы.
- Что же касается крупных игроков этого рынка, то они пытаются работать на определённую категорию покупателей, - продолжает Марина Геннадиевна. - Так, если гипермаркеты «Самбери», которые в последние годы активно заполняли рынок, работают для экономных покупателей, то, к примеру, компания «Доверие», в ведении которой находятся супермаркеты «Три толстяка» и «Olivka», всё больше ориентируется на тех, кто неплохо зарабатывает и при этом любит вкусно поесть. Это доказывает и ассортимент магазина «Olivka», который открылся в Хабаровске этим летом: необычные продукты, дорогие напитки, разнообразная кулинария собственного производства. И компания продолжает развивать это направление: следующий супермаркет планируется открыть к Новому году.
А вот новых огромных гипермаркетов в ближайшее время в краевом центре, похоже, не появится. Особенно близко к центру города, где мало свободного пространства. Ведь к таким магазинам каждый день направляется большой поток машин, которым нужно не только добраться до места по загруженным улицам, но и где-то запарковаться.
Кстати, если говорить о центральной части Хабаровска, то её жители стали обращать внимание городского управления торговли на другую проблему.
- Нам не раз звонили и жаловались, что на центральных улицах почти не осталось продовольственных магазинов, - говорит Марина Троскалевская - А в тех, которые остались, невозможно купить нормальные продукты - они предлагают в основном фаст-фуд и напитки для быстрого перекуса. Но другую ситуацию сейчас представить сложно: центр города в основном используется для прогулок, аренда здесь очень дорогая, и обыкновенный продуктовый магазин в таких условиях просто не выживет. К счастью, они есть на всех прилегающих и пересекающих улицах, и этого вполне достаточно.
Золото, цветы, пелёнки…
Если же внимательнее взглянуть на специализацию магазинов, которые появились в Хабаровске за последние пять лет, то сам собой напрашивается вывод, что мы с вами стали… счастливее. Почему?
- На центральных улицах Хабаровска сегодня продаются в основном дорогостоящие товары длительного пользования, - объясняет замначальника отдела торговой политики. - Мы даже называем эту территорию «золотой зоной» - настолько много там появилось ювелирных бутиков. О чём это говорит прежде всего? О том, что хабаровчанам интересна данная группа товаров, ювелирные изделия пользуются спросом у населения
Очень резко пошёл в гору местный цветочный бизнес. Эта торговля практически расцвела в краевом центре множеством павильонов.
- Причём если раньше цветы продавали в основном охапками в обычной целлофановой плёнке, то теперь владельцы даже самых маленьких торговых точек стараются обучать своих продавцов флористике, активно используют различные украшения, следят за последними тенденциями в цветочном бизнесе, - добавляет Марина Троскалевская.
А это, в свою очередь, говорит о том, что горожане стали больше приобретать цветы, цветочные композиции, которые так приятно дарить родным, близким, друзьям и - главное! - хочется это делать, так как современное искусство флористики позволяет приятно удивить покупателей новизной в составлении букетов.
Также специалисты не могли не заметить и то, как бурно в последние годы стали расти специализированные магазины для детей. Причём «размах крыльев» этого направления торговли очень широк: по размеру детские супермаркеты не уступают «взрослым».
- Раньше детские товары продавались как бы в дополнение к основному, «взрослому» ассортименту, - добавляет Марина Геннадьевна. - А теперь давайте посчитаем сети детских магазинов, которые появились у нас недавно: «Бубльгум», «10 заек», «Боника», «А2»… Некоторые из них просто потрясают своими размерами: там можно найти абсолютно всё - от соски до кроватки. Думаю, это ответ бизнеса на увеличение рождаемости.
Кроме этого, снова увеличилось число магазинов, торгующих люстрами, светильниками и другими осветительными приборами, в том числе элитными - многим из них в кризис пришлось закрыться или переориентироваться.
В отдельную категорию выделилась сеть магазинов для рукоделия: вышивания, валяния из войлока, лепки из пластика, изготовления открыток и так далее.
А магазины компьютерной и бытовой техники серьёзно выросли в размерах - теперь это целые улицы из стиральных машин и телевизоров, где их можно осмотреть со всех сторон и проверить на исправность.
Торговых центров в Хабаровске за последние пять лет тоже появилось немало. В основном они работают в знакомом формате молла, где воедино собраны бутики, павильоны, кафе и развлекательные зоны. Но некоторые из них пошли ещё дальше
В торговом центре должно быть весело!
- Наверное, такой формат можно упрощённо назвать «магазин-клуб», куда люди приходят не столько за покупками, сколько за общением и интересными событиями, - уточняет Троскалевская М.Г. - Яркий представитель такого формата - «Магазины радости» на улице Ким Ю Чена: там постоянно проходят выставки, акции и мастер-классы. Новый торговый центр «Южный парк» в Южном микрорайоне тоже может развиваться по этому пути, но у него есть ещё одно важное преимущество: он подкреплён модными нынче спортивными комплексами - фитнес-клубом и бассейном.
Быть модным и дружелюбным - это, судя по всему, две главные задачи любого современного магазина в нынешних условиях. Разнообразие товаров столь велико, а покупатель столь избалован, что его постоянно нужно поощрять и привлекать. Так что многие предприятия торговли уже взяли на себя дополнительные функции организаторов досуга: проводят праздники, приглашают на презентации, придумывают конкурсы и дарят подарки. То есть хотят, чтобы потребитель испытывал не только удовлетворение от удачных приобретений, но и положительные эмоции от одного только посещения магазина.
И это верный путь - ведь параллельно с реальной торговлей развивается виртуальная, которая привлекает массу людей прежде всего выгодными ценами и удобством совершения покупки: нужно всего-то пару раз щёлкнуть мышкой.
Сегодня большинство крупных промышленных сетей в Хабаровске имеют свои интернет-магазины, а число торговых организаций, работающих в формате «склад плюс сайт», стабильно растёт: они торгуют компьютерами и телефонами, мебелью и бытовой химией, одеждой и парфюмерией.
Однако стремительным развитие местной электронной торговли всё же назвать нельзя: не виртуальные, а реальные покупки, видимо, нам пока делать приятнее.
Дарья Уланова.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае
02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ
02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы
02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке
01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем
01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме
01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае
01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ
01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны
01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ
01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку
01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!
15.12.2023 01:01
Красная икра в ястыках подешевела на 750 рублей, но в рознице цена всё та же
Красная икра - символ дальневосточного благополучия. Цены на этот деликатес в последнее время в центре внимания жителей региона. Тем более что руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на Дальневосточном рыбопромысловом совете отметил, что лососевая путина в этом году не просто удачная, а вторая по объёму добычи за всё время наблюдений. И цена на красную икру в связи с возросшим предложением должна снизиться.
Однако реально цена на икру не снижается, а где-то даже немного поднялась. В чём причина, что влияет на формирование цены, корреспондент «Тихоокеанской звезды» разбиралась с председателем Хабаровского Крайрыбакколхозсоюза Ольгой Булковой.
01.12.2023 01:12
Новый закон запретит самовыгул собак в Хабаровском крае
На заседании комитета Законодательной Думы Хабаровского края депутаты поддержали ужесточение требований к содержанию и выгулу домашних животных.
Нет комментариев