"Наша «железка» самая железная в мире"

28.11.2002 | АРХИВ | 3м. 9 c. | 290

«Хабаровская железка» - это не только в прошлом. Его и сегодня так ласково называют все хабаровчане. Хотя стал шесть лет назад Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта Дальневосточным государственным университетом путей сообщения. Поменялись его статус и титул, а он так и остался «железкой», alma mater почти пятидесяти тысяч повзрослевших и даже успевших состариться его выпускников и пятнадцати тысяч нынешних студентов.

...Прошел по периметру университетского городка и не сдержался, чтобы не поразиться скорыми и броскими переменами. Корпуса учебных зданий, лабораторий, спортивного комплекса, общежитий с площадью в сто тысяч квадратных метров обнесены металлической ажурной оградой, что придает ему вид и солидный, и цивильный. В главном здании вовсю идут ремонтно-строительные работы. Волнение и дух приближающегося торжества. А оно, торжество это, должно быть достойно того, что сделал и что пережил за свои 65 лет один из крупнейших российских отраслевых вузов.

Если, учитывая ведомственную принадлежность этого учебного заведения, вы посчитаете, что оно кует кадры только для железной дороги, то глубоко ошибетесь. Ведь и создавался институт в трагичном 1937 году не просто как транспортный, а как вуз технический для нужд Зауралья, Сибири и Дальнего Востока. В ту пору такого учебного заведения с такими задачами на огромной территории страны не было. И хабаровский институт начал готовить энергетиков, строителей промышленных и гражданских сооружений, мостовиков, инженеров водоснабжения и так далее.

Сейчас на ответственных постах на Дальнем Востоке и в других районах России работают тысячи его выпускников. Примеры? Пожалуйста. Приведу те, которые на слуху: директор Хабаровской ТЭЦ-1 Николай Кобцев, директор Хабаровского горводоканала Владимир Стеблевский, краевой министр энергетики Владимир Сливко. Многие руководители «Дальэнерго», «Хабаровскэнерго», электрических сетей вышли из стен «железки». А сколько из получивших его дипломы стали в былые времена заметными партийными и советскими работниками: секретари крайкома партии, директора заводов, научно-производственных объединений, начальники станций, отделений дорог, ведущие инженеры и проектировщики. А можно ли не гордиться тем, что бывшему выпускнику ХабИИЖТа Геннадию Фадееву доверили главный пост в МПС?! И мало кто знает, что первый ректор и создатель политехнического института Даниловский ушел в автодорожный институт, родоначальник «политена», из ХабИИЖТа, который он и оканчивал. Тогда, в конце пятидесятых, Михаил Павлович «прихватил» с собой и немалую часть профессорско-преподавательского состава железнодорожного института.

Ну уж коли речь зашла о ректорах, то стоит несколько слов сказать о нынешнем руководителе вуза. Рассказывают, а сам Виктор Григорьевич этого и не оспаривает, что было так на самом деле. В 1988 году в институте нужно было избрать ректора. На эту должность претендовали четверо. В том числе и декан факультета повышения квалификации сорокашестилетний Григоренко. Соискатели выступили со своими программами. Начались дебаты. Поднимается профессор Иван Михайлович Тюрин и говорит: «Кто был первым ректором института? Павленко. А кто вторым? Даниленко. А третьим? Тиличенко. Давайте не будем ломать традицию». И сошел с кафедры.

Но если говорить вполне серьезно, то Григоренко пришлось несладко. Когда он стал ректором, в числе профессорско-преподавательского состава было три доктора наук. Сегодня их шестьдесят два. И среди них не только «технари», но и четыре доктора психологических, два доктора педагогических наук. Сам он был кандидатом наук, но пришлось «подтягиваться». Тем более, что его избрали председателем совета ректоров вузов Дальнего Востока. Григоренко «напрягается», что при его «тяжеловесной» должности не так-то просто, и становится доктором технических наук. А еще и лидером новой партии по имени «Единая Россия».

Можно только предположить с большой долей вероятности, но без всякого ехидства, что министр Геннадий Фадеев благоволит родному институту, сиречь университету, и всячески содействует ему. И в этом ничего, кроме большой и общей пользы, нет. Ведь университет высоко держит рейтинговую планку - готовит классных специалистов. А чтобы так было и впредь, здесь постоянно укрепляют и расширяют учебную базу. Сейчас в университете около тысячи компьютеров, в лабораториях - самое передовое оборудование, действуют пятнадцать отраслевых классов, филиальные кафедры на производстве. И не потому ли даже при наборе студентов на платное обучение здесь не могут обойтись без конкурсного отбора?

По сути дела, торжественные мероприятия по случаю 65-летия транспортного вуза начались еще 18 сентября, когда специальный поезд отправился по филиалам ДВГУПС по северному широтному ходу ДВЖД. Потом были студенческие спортивные соревнования, прием ветеранов труда ректором Виктором Григоренко, подведение итогов конкурса дипломных проектов, открытие учебного корпуса № 1 после реконструкции и многое другое. А завтра на торжественное расширенное заседание ученого совета придут многие выпускники института и университета, возможно, даже всех его выпусков.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов