Техосмотр «ушёл», но обещал вернуться

20.01.12 16:27 | ТОЗ-Авто | 5м. 53 c.
Техосмотр «ушёл», но обещал вернуться
Станциям техобслуживания придётся работать в паре со страховщиками

Практически ежедневные телевизионные репортажи и обсуждения на интернет-порталах о сложностях прохождения техосмотра, об отсутствии новых бланков ТО, о препонах со стороны страховых компаний при продлении страховых полисов ОСАГО сделали эту тему «темой № 1».

А нужно ли паниковать? Давайте попробуем в этом разобраться. Итак, с 1 января 2012 года вступил в силу закон о передаче обязательного техосмотра из ведения МВД коммерческим техцентрам, об отмене этой процедуры для новых автомобилей и о заключении договора об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) только при условии прохождения ТО. Если машине от трех до семи лет, ее владелец обязан проходить ТО раз в два года. Авто старше семи лет - раз в год.

По новым правилам перед проведением техосмотра автолюбитель должен заключить договор на оказание услуги с оператором. Актом сдачи-приемки работ является диагностическая карта, которая выдается на руки в случае прохождения техосмотра автомобилем и в случае не прохождения. В ней указывается - возможна эксплуатация автомобиля или нет. если транспортное средство технически исправно, то в диагностической карте слово «возможна» будет перечеркнуто крестом. В противном случае в графе «пункты диагностической карты, требующие повторной проверки» указываются те пункты, по которым автомобиль техосмотр не прошел. И указывается дата повторной проверки - в течение 20 дней с момента проведения осмотра.

Уже ясно, что в связи с нововведениями на первые роли выходят страховые компании и пункты инженерно-технического контроля (ПИК) или, по-старому, станции техосмотра (СТО). ГИБДД все функции им передала, оставив за собой лишь контроль в виде базы данных по пройденным техосмотрам. При этом хабаровские автоинспекторы заверили автолюбителей, что, во-первых, никаких санкций за отсутствие талона ТО пока применяться не будет, а во-вторых, не надо паниковать и спешить на СТО в начале года.

Успокоить не удалось. По словам начальника УГИБДД МВД РФ по Хабаровскому краю Игоря Петряшина, в последнюю неделю прошлого года техосмотр прошло столько автолюбителей, сколько раньше регистрировалось за месяц. Вроде как лучше перестраховаться, чем потом не знать, что делать.

Осмотр, полцарства за осмотр…

В первых числах года нового многие автовладельцы с «удивлением» узнали, что в начале января у них заканчивается действие страхового полиса. И посетив офис своей страховой компании с желанием его продлить, получили от ворот поворот. Люди звонили в нашу редакцию и рассказывали типичные ситуации: техосмотр проходить надо только в июле, страховка заканчивается в январе, страховая компания не желает ее продлевать. Что делать? Ведь нарушают. Обязаны продлить хотя бы до окончания действия талона техосмотра.

Нарушают, но у страховщиков тоже есть свой резон в таком, пусть и противозаконном отказе. Ни в коем случае не собираюсь их защищать, но бизнес есть бизнес. Введенный мораторий на техосмотр для них означает, что ваш автомобиль минимум полтора года не подвергался диагностике. Сегодня они продлят с вами страховку, а завтра с вами (не дай Бог, конечно) что-нибудь случится из-за неисправности автомобиля. Наступит страховой случай, в котором необходимо выплачивать деньги.

Не договорившись со страховыми компаниями, автолюбители торопились на станции техобслуживания и сталкивались с очередной проблемой - отсутствием новых бланков. Не успели напечатать. «Масштаб трагедии» по России достиг такого уровня, что Российский союз автостраховщиков (РСА) обратился в МВД с предложением использовать талоны старого образца на время переходного периода - до 1 января 2014 года. Но, оказывается, есть и более простой выход, который позволяет без новых бланков удовлетворить страховые компании. Необходимо лишь пройти диагностику (придется, правда, заплатить за удовольствие), и диагностическая карта считается для страховой компании документом, подтверждающим техническую исправность вашего автомобиля.

Сообщали наши читатели и о других мелких нарушениях со стороны страховых компаний. Например, в письме из Комсомольска-на-Амуре автолюбитель рассказывает о том, что в городе юности одна из компаний выдает страховые полисы задним числом, указывая декабрь датой выдачи. Здесь тоже ясна задача страховщиков - «помочь» своим и потенциальным клиентам в приобретении столь необходимого документа. Говорят, что в декабре некоторые страховые компании объявили «предновогодние» акции в виде продления страховок.  

Между нами, страховщиками, говоря

Во всей этой ситуации непонятно одно: почему молчат сами страховщики? Ведь им бы сейчас рассказать да объяснить: дескать, не паникуйте, приходите в наши офисы и мы все сделаем. Никому же не хочется терять клиента. Но в Хабаровском крае никакой информационной открытости со стороны страховщиков нет. Ни в одной страховой компании мне не согласились дать официальный комментарий. Удалось поговорить с представителями страховщиков только лишь на условиях анонимности. И оказалось, что существуют некие «подводные камни», которые, может, и не имеют прямого отношения к процедуре получения ОСАГО, но весьма интересны для общего понимания ситуации.

Во-первых, страховые компании Хабаровского края и рады бы проинформировать клиентов, как поступать правильно, но они сами еще этого не знают. Это всего лишь филиалы крупных московских компаний, а из головных офисов до сих пор никаких рекомендаций они не получили. Ожидают их в самое ближайшее время.

Во-вторых, страховщики новые правила, по которым техосмотр становится вторичен, а страховка ОСАГО - первична, целиком и полностью поддерживают. Статистика такова, что в нашем крае нет ни одного документально подтвержденного факта страховой выплаты автовладельцу, чей автомобиль пострадал в ДТП в результате именно технической неисправности. Причинами дорожно-транспортных происшествий становятся пьянство за рулем, невнимательность, наглость, явное нарушение правил дорожного движения, но никак не отказавшие тормоза или другие жизненно важные агрегаты автомобиля. По этой причине техническая исправность отходит на второй план.

В-третьих, страховщики не исключают, что сейчас некоторые страховые компании намеренно пойдут на мелкие допущения для привлечения новых клиентов по ОСАГО. Хотя автостраховка не является таким уж прибыльным продуктом. Но важно создать как можно большую клиентскую базу с прицелом на будущее. Ведь уже в 2013 году, возможно, вступит в силу закон об обязательном страховании жилища. Вопрос: куда пойдет клиент за страховкой? Скорее всего, в ту компанию, в которой у него застрахован автомобиль.

Новая монополия?

А напоследок самое интересное: представители компании, с которыми мне удалось пообщаться, считают, что через несколько лет вполне возможно возвращение функций проведения техосмотра в систему МВД. И вот почему.
Страховщик попадает в некоторую зависимость от предпринимателей, которые будут заниматься техническим осмотром автомобилей (на данный момент лицензию на осуществление данной деятельности получили 25 индивидуальных предпринимателей). Страховые компании будут заинтересованы, чтобы автовладелец, приехавший на СТО или ПИК, был направлен для оформления страховки именно к ним. Для этого необходимо заключать партнерские соглашения с владельцами пунктов техосмотра и, следовательно, платить комиссионные. Гораздо проще и дешевле страховым компаниям регистрировать дочерние предприятия, которые будут заниматься техосмотром, и непосредственно на них открывать пункты оформления ОСАГО (одна из компаний, кстати, уже так и сделала). Мне назвали цифру - примерно восемь миллионов рублей. Эта сумма, необходимая для оснащения одной самой простенькой СТО, для крупных страховых компаний - мизер.

В таком случае крупные станции техобслуживания станут невостребованными. Зачем автолюбителям приезжать к ним, если есть возможность получить услугу «два в одном» за один раз в диагностическом центре - «дочке» страховой компании?
Так как техосмотр по определению стал вторичен, то и, допускают автостраховщики, процедура его прохождения будет упрощена до минимума: ведь в перечне «освидетельствования» всего шесть основных узлов транспортного средства - тормозная система, рулевое управление, внешние световые приборы, шины и колеса, двигатель и его системы.
Может, этого и достаточно. Но, возможно, что при некой степени халатности начнут происходить дорожно-транспортные происшествия из-за технической неисправности автомобиля. И в данном случае придется все вернуть на круги своя. То есть, под крыло ГИБДД.

О новых правилах техосмотра будут говорить еще долго. Вопросов, как отметил полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев, возникает десятки. Например, как проводить технический осмотр в отдаленных населенных пунктах? Ведь в каждом селе или поселке ПИК не построишь. По мнению полпреда, в таких случаях необходимо организовывать передвижные пункты, которые будут работать в системе МВД. Также Виктор Ишаев опасается, что «с введением новых правил страховые компании, по сути, становятся монополистами в аккредитации пунктов техосмотра. А монополия может привести к дефициту, отсутствию конкуренции. Волнует и вопрос качества подготовки специалистов по техническому осмотру, которых раньше готовили в ГИБДД».

В общем, пока вопросов больше, чем ответов. Новые правила вступили в законную силу и, судя по всему, будут дорабатываться по мере необходимости. Главное, чтобы эти доработки не пришлось вносить из-за появления на дорогах страны большого количества технически неисправных автомобилей.

Автор: Игорь Мирошников.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%



07.10.2022 09:00
Новшества ОСАГО с октября
Схемы для выплат по ОСАГО изменили после распоряжения Центрального банка РФ

11.02.2021 22:27
Обувь по сезону: МВД ужесточает правила эксплуатации автомобилей
С 1 июня МВД планирует ввести новый перечень правил