Вопреки усилиям мамы, быть учителем не передумала
24.04.2013
490
С Инессой Павлоцкой можно поговорить обо всём...
Победительница краевого конкурса «Учитель года - 2013» комсомольчанка Инесса Павлоцкая хотела стать учительницей начальных классов уже в детском садике, когда дети ещё совсем ничего не знают о школе. Как такое возможно? - спросите вы. Никакого секрета нет: просто мама иногда брала её с собой на работу.
- Да, я коренная жительница Комсомольска-на-Амуре, родилась здесь уже почти 38 лет назад, - рассказывает Инесса Николаевна. - А моя мама - заслуженный учитель Российской Федерации, преподавала физику. Так что когда я по тем или иным причинам не шла в садик, мама часто брала меня в школу. Но мне кажется, что мечта появилась чуть позже благодаря моей первой учительнице - она была замечательной, до сих пор очень ярко её помню.
Школьные годы закончились, а со своей мечтой Инесса так и не рассталась. Правда, мама желание продолжить династию не слишком одобряла.
- Она не то чтобы была однозначно против, но постоянно говорила: «А как же семья? Ты же будешь всё время пропадать на работе!», - вспоминает педагог. - Тут стоит рассказать, что поступить на выбранную специальность у меня получилось не сразу: чуть-чуть не хватило баллов. Поэтому год до следующего поступления я работала с мамой в школе лаборантом. Мне давали максимум нагрузок, чтобы я осознала все тяготы педагогической жизни и передумала.
Как раз тогда в школах начали открываться первые классы для обучения детей с задержкой психического развития. Однако такая работа не показалась девушке тяжёлой, а, наоборот, понравилась:
- Если честно, мне показалось, что эти ребята проще, душевнее, от них получаешь больше отдачи. А видеть, что вложенные силы дают хорошие результаты, очень приятно. Так что маме оставалось только сказать: «Значит, это судьба».
В Комсомольский государственный педагогический институт она поступила уже на двойную специальность: «Учитель начальных классов - психолог по работе с детьми с отклонениями в развитии». Однако та самая судьба распорядилась так, что, когда выпускница вуза пришла в лицей № 33 осуществлять мечту детства, вакансии учителя начальных классов не было. Зато девушке предложили работать школьным психологом.
Тем не менее, жизнь не дала комсомольчанке остановиться на одной профессии. Она успела год проработать и в психолого-медико-педагогической комиссии по Ленинскому округу Комсомольска-на-Амуре, затем - заместителем и исполняющим обязанности директора коррекционной школы-интерната для умственно отсталых детей VIII вида.
- Именно тогда, в 2005-2007 годах, я прошла курсы подготовки по специальности «олигофренопедагог», - продолжает она. - Получилось так, что меня пригласили на должность замдиректора, а в итоге четыре года я исполняла обязанности директора этого учреждения. Но его закрыли, а детей решили объединить с другим интернатом. И в 2010 году я вернулась в свой лицей № 33, на ту же должность педагога-психолога. Конечно, было много предложений административной работы, но за четыре года я успела понять, что это не моё.
Инесса Николаевна говорит, что пауз в её рабочем графике почти не бывает: ребята приходят постоянно, иногда целыми «волнами» из одного и того же класса. Чаще всего говорят о конфликтах в семье, о том, что мамы и папы не хотят понять и принять их. Это самая животрепещущая проблема для учеников 7-8-х классов. Мальчишки и девчонки из старшего звена жалуются на ЕГЭ, безответную любовь, стеснительность и неумение раскрыть себя.
- Периодически говорят о непонимании в классе, иногда - о раннем социальном опыте: алкоголе, курении, первых половых отношениях, - добавляет она. - Единичны серьёзные конфликты между учеником и учителем. Но подавляющее большинство подростковых проблем всё же связано с родителями. Думаю, дело в том, что мамы и папы очень неохотно меняют свою позицию в отношении детей и зачастую концентрируются на удовлетворении их первичных потребностей: чтобы были одеты, обуты, хорошо питались. На родительских собраниях я регулярно говорю о том, что во многих семьях общение с ребёнком сводится к трём вопросам: «Ты поел?», «Что получил в школе?» и «Сделал уроки?». Знаете, что я вижу в ответ? Родители кивают: да, именно так всё и происходит! Они говорят, что заняты заработками, потому что хотят хорошо жить. В итоге у ребёнка есть модные игрушки, но просто побеседовать с ним, подумать о его душе просто некогда.
Кстати, возвращение в лицей принесло ей настоящее вдохновение. Она создала авторскую программу для развития познавательной сферы у младших школьников, которая заняла первое место в крае и в этом году будет претендовать на победу во Всероссийском конкурсе. С помощью специальных упражнений ребята развивают внимание, мышление, память, воображение и речь, учатся общаться с семьёй и друзьями, учителями и одноклассниками, адаптироваться в школьной среде.
Инесса Павлоцкая не только стала победительницей в номинации «Лучший педагог-психолог», но и удостоилась чести представлять Хабаровский край на Всероссийском этапе конкурса в Москве.
- Когда перед тобой живой человек и нужно понять, в чём дело, - вот настоящее испытание, - описывает она самое трудное и интересное задание. - В этом году «клиент» у всех был одинаковым - девочка-подросток, стеснительная, но доброжелательная. Проблема в том, что на все вопросы она отвечала ключевым фразами: «всё нормально», «хорошо», «как у всех», «пришла просто пообщаться». Оказывается, по легенде она была ребёнком-сиротой, которая в подростковом возрасте попала в детский дом, и только мне одной из восьми участниц удалось это узнать.
Непросто было в ходе круглого стола высказывать своё мнение лично министру Андрею Базилевскому. Инесса Николаевна говорила о том, что нужно сделать, чтобы педагоги шли работать в школе.
- Я предложила два варианта, - говорит психолог. - Первый - расширить профориентационную работу, сделать её более качественной, чтобы дети приходили в вузы мотивированными, настроенными на эту профессию. Второй - обеспечить постдипломное сопровождение выпускников. Ведь многие из них, приходя в школы, не знают даже, как правильно писать календарные планы.
Раньше институт наставничества в учреждениях был очень развит, а теперь, с введением новых образовательных стандартов, наставники нужны, наверное, даже самым опытным. И, конечно, авторитет педагога подорван, в том числе из-за большого количества негативных материалов в СМИ. К сожалению, в жизни бывают случаи, когда педагог ведёт себя недостойно для своего звания, и их надо предавать огласке. Но ведь должен быть баланс - такие вещи нужно уравновешивать положительными примерами, которых у нас очень много.
Тут нельзя не согласиться, ведь она сама - один из них. А ещё - счастливая мама двоих детей, любящая спорт и превратившая свой дом в тропический сад. В общем, та, кем можно гордиться.
Дарья Уланова.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
- Да, я коренная жительница Комсомольска-на-Амуре, родилась здесь уже почти 38 лет назад, - рассказывает Инесса Николаевна. - А моя мама - заслуженный учитель Российской Федерации, преподавала физику. Так что когда я по тем или иным причинам не шла в садик, мама часто брала меня в школу. Но мне кажется, что мечта появилась чуть позже благодаря моей первой учительнице - она была замечательной, до сих пор очень ярко её помню.
Школьные годы закончились, а со своей мечтой Инесса так и не рассталась. Правда, мама желание продолжить династию не слишком одобряла.
- Она не то чтобы была однозначно против, но постоянно говорила: «А как же семья? Ты же будешь всё время пропадать на работе!», - вспоминает педагог. - Тут стоит рассказать, что поступить на выбранную специальность у меня получилось не сразу: чуть-чуть не хватило баллов. Поэтому год до следующего поступления я работала с мамой в школе лаборантом. Мне давали максимум нагрузок, чтобы я осознала все тяготы педагогической жизни и передумала.
Как раз тогда в школах начали открываться первые классы для обучения детей с задержкой психического развития. Однако такая работа не показалась девушке тяжёлой, а, наоборот, понравилась:
- Если честно, мне показалось, что эти ребята проще, душевнее, от них получаешь больше отдачи. А видеть, что вложенные силы дают хорошие результаты, очень приятно. Так что маме оставалось только сказать: «Значит, это судьба».
В Комсомольский государственный педагогический институт она поступила уже на двойную специальность: «Учитель начальных классов - психолог по работе с детьми с отклонениями в развитии». Однако та самая судьба распорядилась так, что, когда выпускница вуза пришла в лицей № 33 осуществлять мечту детства, вакансии учителя начальных классов не было. Зато девушке предложили работать школьным психологом.
Тем не менее, жизнь не дала комсомольчанке остановиться на одной профессии. Она успела год проработать и в психолого-медико-педагогической комиссии по Ленинскому округу Комсомольска-на-Амуре, затем - заместителем и исполняющим обязанности директора коррекционной школы-интерната для умственно отсталых детей VIII вида.
- Именно тогда, в 2005-2007 годах, я прошла курсы подготовки по специальности «олигофренопедагог», - продолжает она. - Получилось так, что меня пригласили на должность замдиректора, а в итоге четыре года я исполняла обязанности директора этого учреждения. Но его закрыли, а детей решили объединить с другим интернатом. И в 2010 году я вернулась в свой лицей № 33, на ту же должность педагога-психолога. Конечно, было много предложений административной работы, но за четыре года я успела понять, что это не моё.
Инесса Николаевна говорит, что пауз в её рабочем графике почти не бывает: ребята приходят постоянно, иногда целыми «волнами» из одного и того же класса. Чаще всего говорят о конфликтах в семье, о том, что мамы и папы не хотят понять и принять их. Это самая животрепещущая проблема для учеников 7-8-х классов. Мальчишки и девчонки из старшего звена жалуются на ЕГЭ, безответную любовь, стеснительность и неумение раскрыть себя.
- Периодически говорят о непонимании в классе, иногда - о раннем социальном опыте: алкоголе, курении, первых половых отношениях, - добавляет она. - Единичны серьёзные конфликты между учеником и учителем. Но подавляющее большинство подростковых проблем всё же связано с родителями. Думаю, дело в том, что мамы и папы очень неохотно меняют свою позицию в отношении детей и зачастую концентрируются на удовлетворении их первичных потребностей: чтобы были одеты, обуты, хорошо питались. На родительских собраниях я регулярно говорю о том, что во многих семьях общение с ребёнком сводится к трём вопросам: «Ты поел?», «Что получил в школе?» и «Сделал уроки?». Знаете, что я вижу в ответ? Родители кивают: да, именно так всё и происходит! Они говорят, что заняты заработками, потому что хотят хорошо жить. В итоге у ребёнка есть модные игрушки, но просто побеседовать с ним, подумать о его душе просто некогда.
Кстати, возвращение в лицей принесло ей настоящее вдохновение. Она создала авторскую программу для развития познавательной сферы у младших школьников, которая заняла первое место в крае и в этом году будет претендовать на победу во Всероссийском конкурсе. С помощью специальных упражнений ребята развивают внимание, мышление, память, воображение и речь, учатся общаться с семьёй и друзьями, учителями и одноклассниками, адаптироваться в школьной среде.
Инесса Павлоцкая не только стала победительницей в номинации «Лучший педагог-психолог», но и удостоилась чести представлять Хабаровский край на Всероссийском этапе конкурса в Москве.
- Когда перед тобой живой человек и нужно понять, в чём дело, - вот настоящее испытание, - описывает она самое трудное и интересное задание. - В этом году «клиент» у всех был одинаковым - девочка-подросток, стеснительная, но доброжелательная. Проблема в том, что на все вопросы она отвечала ключевым фразами: «всё нормально», «хорошо», «как у всех», «пришла просто пообщаться». Оказывается, по легенде она была ребёнком-сиротой, которая в подростковом возрасте попала в детский дом, и только мне одной из восьми участниц удалось это узнать.
Непросто было в ходе круглого стола высказывать своё мнение лично министру Андрею Базилевскому. Инесса Николаевна говорила о том, что нужно сделать, чтобы педагоги шли работать в школе.
- Я предложила два варианта, - говорит психолог. - Первый - расширить профориентационную работу, сделать её более качественной, чтобы дети приходили в вузы мотивированными, настроенными на эту профессию. Второй - обеспечить постдипломное сопровождение выпускников. Ведь многие из них, приходя в школы, не знают даже, как правильно писать календарные планы.
Раньше институт наставничества в учреждениях был очень развит, а теперь, с введением новых образовательных стандартов, наставники нужны, наверное, даже самым опытным. И, конечно, авторитет педагога подорван, в том числе из-за большого количества негативных материалов в СМИ. К сожалению, в жизни бывают случаи, когда педагог ведёт себя недостойно для своего звания, и их надо предавать огласке. Но ведь должен быть баланс - такие вещи нужно уравновешивать положительными примерами, которых у нас очень много.
Тут нельзя не согласиться, ведь она сама - один из них. А ещё - счастливая мама двоих детей, любящая спорт и превратившая свой дом в тропический сад. В общем, та, кем можно гордиться.
Дарья Уланова.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.