Учим маленьких покорителей Всемирной сети
12.12.2013
341
Учителю начальных классов хабаровской гимназии № 4 Альбине Харченко 5 декабря присвоен статус «педагог-исследователь». Титул весьма почётный - он означает, что педагог использует в своей деятельности самые современные технологии и активно работает с инновациями. В нашем крае таких всего четыре.
Альбина Владимировна работает в гимназии № 4 более двадцати лет и считает, что сейчас молодым педагогам работать сложнее, чем в те времена, когда она начинала свой педагогический путь:
- Тогда существовала одна учебная программа, которая с годами менялась крайне незначительно. Мы знали её вдоль и поперёк, потому что сами учились по ней же. Теперь ситуация совсем другая: образовательных программ великое множество, да и сами дети изменились. Мы называем их поколением «клика», и преподавать им нужно по-новому, используя компьютерные и интернет-фишки. Если им раз за разом что-то рассказывать у доски, они просто-напросто уснут.
Наверное, настоящая головная боль сегодняшних учителей в том, что мальчишки и девчонки с головой зарываются в сотовые телефоны, совершенно игнорируя содержание уроков. Сейчас у Альбины Харченко третий класс и ей такая проблема не знакома вообще - мальчишки и девчонки с удовольствием получают знания, забыв про собственные гаджеты.
- Я в основном использую те возможности, которые предоставляют различные интернет-ресурсы, - делится опытом педагог. - Мы с ребятами осваиваем множество интересных и полезных компьютерных программ, работаем с интерактивными карточками, интеллектуальными картами, облачными сервисами Google и так далее. Ведь решать задачи с интерактивными карточками гораздо интереснее - в них всё цветное и подвижное, можно перемещать объекты и сразу проверять результат. А если по теме составить интеллектуальную карту, информация запоминается гораздо лучше. Но самое главное - они не только обучаются по предмету, но и получают те компьютерные навыки, о которых им не расскажут даже на информатике.
Но на новый уровень её работа с инновационными технологиями вышла, когда Альбина Харченко вместе с командой своих учеников решила принять участие во всероссийских сетевых образовательных проектах для начальной школы. Это познавательные интерактивные игры со множеством интересных заданий, в которых участвуют команды со всех концов России.
- Посмотрела на географию участников, и мне стало попросту обидно, - вспоминает она. - С Дальнего Востока - всего две-три команды. Почему? Неужели у нас мало учителей, которые горели бы своим делом? Оказалось, нет: просто многие боятся показывать себя на всю страну - быть в аутсайдерах не хочется никому...
И тогда Альбина Владимировна решила создать свой первый сетевой проект. Он назывался «Путешествие на гребне амурской волны» и был посвящен 75-летию Хабаровского края. Идея получилось очень интересной: команды из разных городов и поселков должны были сначала побывать на реальной экскурсии по родным улицам, а потом создать на её основе экскурсию виртуальную. В ней должны быть представлены самые особенные и интересные места малой родины, которые хочется показать гостям в первую очередь.
- Мы сегодня очень мало знаем о родном крае, - говорит учительница. - Даже я видела его лишь из окна автомобиля, когда наша семья ездила на отдых в Приморье. А ведь в каждом городе и поселке есть свои изюминки, а за ними - интересная история...
Маршрут команды должны были нанести на Google-карту в Интернете, а каждую точку снабдить подробными фотографиями и интересной информацией. Но на этом проект не заканчивался: участников ждали еще несколько заданий и большая финальная викторина.
- Вопросы постаралась составить очень хитро, - улыбается Альбина Владимировна. - Ответить на них можно было, только внимательно изучив и оценив то, что делали другие участники.
Кстати, команд в проекте было много - целых 16: из Хабаровска, Вяземского района, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и так далее. Так что начинание приобрело настоящую популярность. Больше того - идею Альбины Харченко оценил и Хабаровский краевой институт развития образования, пригласив педагога поделиться опытом с коллегами на мастер-классах и курсах для профессионалов.
- Было очень приятно, что коллеги приняли мою идею и сочли её перспективной, - признаётся Альбина Владимировна. - Но ещё приятнее оттого, что все, кто слушал меня на курсах, собрали команды учеников и теперь участвуют в моём втором проекте.
Он носит красивое название «Лукоморье есть на карте» и, как вы уже догадались, построен на основе сказок Пушкина. И в нём за звания финалистов борются уже 25 команд, причём не только из Хабаровского края, но и из Удмуртии, и с Камчатки!
- На первом этапе команда-участница должна выбрать одну сказку, внимательно её прочитать и с помощью исследовательских заданий доказать, что она волшебная, - объясняет она суть интерактивной игры. - Второй этап - это написание собственной волшебной сказки с использованием тех законов, которые они выявили при исследовании. А итогом должен стать диафильм или аудиофильм по собственной сказке.
Неудивительно, что такая интересная, необычная, а главное - полезная задача привлекла столько желающих.
- Участвуя в таких проектах, дети не только учатся работать в команде - у них формируются универсальные учебные действия, то есть умения, которые можно использовать в самых разных предметных областях, - заключает Альбина Владимировна. - Кроме того, они не просто выполняют задания, а создают материалы, которые мы потом используем на уроке. Это позволяет ребятам чувствовать себя настоящими творцами. И такая роль им очень нравится.
Альбина Владимировна работает в гимназии № 4 более двадцати лет и считает, что сейчас молодым педагогам работать сложнее, чем в те времена, когда она начинала свой педагогический путь:
- Тогда существовала одна учебная программа, которая с годами менялась крайне незначительно. Мы знали её вдоль и поперёк, потому что сами учились по ней же. Теперь ситуация совсем другая: образовательных программ великое множество, да и сами дети изменились. Мы называем их поколением «клика», и преподавать им нужно по-новому, используя компьютерные и интернет-фишки. Если им раз за разом что-то рассказывать у доски, они просто-напросто уснут.
Наверное, настоящая головная боль сегодняшних учителей в том, что мальчишки и девчонки с головой зарываются в сотовые телефоны, совершенно игнорируя содержание уроков. Сейчас у Альбины Харченко третий класс и ей такая проблема не знакома вообще - мальчишки и девчонки с удовольствием получают знания, забыв про собственные гаджеты.
- Я в основном использую те возможности, которые предоставляют различные интернет-ресурсы, - делится опытом педагог. - Мы с ребятами осваиваем множество интересных и полезных компьютерных программ, работаем с интерактивными карточками, интеллектуальными картами, облачными сервисами Google и так далее. Ведь решать задачи с интерактивными карточками гораздо интереснее - в них всё цветное и подвижное, можно перемещать объекты и сразу проверять результат. А если по теме составить интеллектуальную карту, информация запоминается гораздо лучше. Но самое главное - они не только обучаются по предмету, но и получают те компьютерные навыки, о которых им не расскажут даже на информатике.
Но на новый уровень её работа с инновационными технологиями вышла, когда Альбина Харченко вместе с командой своих учеников решила принять участие во всероссийских сетевых образовательных проектах для начальной школы. Это познавательные интерактивные игры со множеством интересных заданий, в которых участвуют команды со всех концов России.
- Посмотрела на географию участников, и мне стало попросту обидно, - вспоминает она. - С Дальнего Востока - всего две-три команды. Почему? Неужели у нас мало учителей, которые горели бы своим делом? Оказалось, нет: просто многие боятся показывать себя на всю страну - быть в аутсайдерах не хочется никому...
И тогда Альбина Владимировна решила создать свой первый сетевой проект. Он назывался «Путешествие на гребне амурской волны» и был посвящен 75-летию Хабаровского края. Идея получилось очень интересной: команды из разных городов и поселков должны были сначала побывать на реальной экскурсии по родным улицам, а потом создать на её основе экскурсию виртуальную. В ней должны быть представлены самые особенные и интересные места малой родины, которые хочется показать гостям в первую очередь.
- Мы сегодня очень мало знаем о родном крае, - говорит учительница. - Даже я видела его лишь из окна автомобиля, когда наша семья ездила на отдых в Приморье. А ведь в каждом городе и поселке есть свои изюминки, а за ними - интересная история...
Маршрут команды должны были нанести на Google-карту в Интернете, а каждую точку снабдить подробными фотографиями и интересной информацией. Но на этом проект не заканчивался: участников ждали еще несколько заданий и большая финальная викторина.
- Вопросы постаралась составить очень хитро, - улыбается Альбина Владимировна. - Ответить на них можно было, только внимательно изучив и оценив то, что делали другие участники.
Кстати, команд в проекте было много - целых 16: из Хабаровска, Вяземского района, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и так далее. Так что начинание приобрело настоящую популярность. Больше того - идею Альбины Харченко оценил и Хабаровский краевой институт развития образования, пригласив педагога поделиться опытом с коллегами на мастер-классах и курсах для профессионалов.
- Было очень приятно, что коллеги приняли мою идею и сочли её перспективной, - признаётся Альбина Владимировна. - Но ещё приятнее оттого, что все, кто слушал меня на курсах, собрали команды учеников и теперь участвуют в моём втором проекте.
Он носит красивое название «Лукоморье есть на карте» и, как вы уже догадались, построен на основе сказок Пушкина. И в нём за звания финалистов борются уже 25 команд, причём не только из Хабаровского края, но и из Удмуртии, и с Камчатки!
- На первом этапе команда-участница должна выбрать одну сказку, внимательно её прочитать и с помощью исследовательских заданий доказать, что она волшебная, - объясняет она суть интерактивной игры. - Второй этап - это написание собственной волшебной сказки с использованием тех законов, которые они выявили при исследовании. А итогом должен стать диафильм или аудиофильм по собственной сказке.
Неудивительно, что такая интересная, необычная, а главное - полезная задача привлекла столько желающих.
- Участвуя в таких проектах, дети не только учатся работать в команде - у них формируются универсальные учебные действия, то есть умения, которые можно использовать в самых разных предметных областях, - заключает Альбина Владимировна. - Кроме того, они не просто выполняют задания, а создают материалы, которые мы потом используем на уроке. Это позволяет ребятам чувствовать себя настоящими творцами. И такая роль им очень нравится.