Солнечные уроки истории Евгения Хачко
23.04.2014
399
Ученики Евгения Хачко знают, что разобраться в современности, не зная прошлого, невозможно
На уроках учителя истории и обществознания Евгения Хачко из школы № 3 поселка Солнечный минувшее как бы оживает, захватывает дух и заставляет воображение воссоздавать события прошлого. Занятия Евгений Вячеславович предпочитает проводить в форме деловых игр, коллоквиумов, конференций. А своими наработками и новыми идеями педагог привык делиться с коллегами в районном клубе «Пеликан».
В педагогическом тренде
Идея организовать учительское сообщество в Солнечном районе возникла у Евгения Хачко в 2008 году. В это же время начало зарождаться и краевое движение, в которое районное гармонично влилось. Сейчас в местном клубе уже состоит около 100 педагогов из различных сельских школ.
- Мы объединяем учителей, которых интересует творческий подход к работе. Проводим постоянные собрания, общаемся между собой, распространяем опыт, выезжаем в отдаленные поселки, где помогаем учителям методически, проводим мастер-классы. Предлагаем какие-то инновации, которые у нас есть.
Стараемся быть «в тренде». А при необходимости вмешиваемся и в какие-то административные и управленческие дела, - рассказывает Евгений Хачко. - Недостатка в информации сейчас нет. Сегодня в любой глубинке есть Интернет. Но есть другая проблема: из-за отдаленности в маленьких сельских школах реже, чем в крупных, происходят такие мероприятия, как педагогические семинары, слёты, конференции. Во время наших встреч мы полностью исключаем формализм, поэтому там нас всегда ждут в гости.
Но прежде чем что-то транслировать в массы, нужно сначала основательно изучить это самому. Сейчас одна из самых актуальных тем среди учителей - новый федеральный образовательный стандарт. Евгений Вячеславович уверен, что его реализация должна принципиально поменять всю работу в школе. И в первую очередь, позволит педагогам применять нестандартный подход.
- Можно провести урок традиционно, а можно подойти к этому процессу творчески. К примеру, дети не сидят, как обычно, за партами, не тянут руки, а участвуют в дискуссии на круглом столе или деловой игре с элементами психологического тренинга. Тогда и результат будет лучше. Подача материала тоже может быть нестандартной, как и педагогические приемы, - объясняет председатель клуба. - Что-то необычное нужно применять и на каждом уроке, и в общении с детьми.
Если вы начнете просто читать лекции, сухо излагая факты, это будет скука смертная. Чтобы заинтересовать ребенка, его нужно удивить чем-то: привести яркие детали, поражающие воображение, или поставить проблему, которая заставит поломать голову.
Даже самый простой исторический рассказ можно преподнести по-разному. Если делать это эмоционально, образно и дополнять какими-то визуальными вещами, тогда и интерес появится.
За партой - Менделеев!
Особое внимание в своей работе Евгений Хачко уделяет одаренным детям, ученикам, которые могут, как локомотив, повести за собой остальных. Поэтому просто передать детям знания - мало, считает он. Важно усмотреть в ребенке творческий потенциал, талант, зародить в нем желание двигать вперед науку, искусство, политику.
- Школа - это именно то место, где должны обнаруживаться способности ученика. На педагоге лежит огромная ответственность - не просмотреть за школьной партой будущего Толстого, Лобачевского или Менделеева. Поддержать талантливого ученика, оказать ему всемерную помощь и, наконец, помочь найти правильный путь - это и есть главный смысл того, что мы делаем, - говорит учитель из Солнечного. - История, которой я обучаю детей, - это галерея выдающихся личностей. Я очень надеюсь, что их пример вдохновит тех, кому в будущем предстоит вершить судьбы XXI века.
Исторические факты Евгений Вячеславович преподносит своим ученикам с разных точек зрения, а не только по учебнику. Ребята, в свою очередь, прекрасно знают, что разобраться в современности, не зная прошлого, невозможно. А события, которые происходят в мире сегодня, волнуют школьников не меньше, чем подростковые проблемы.
Все больше появляется ребят, которые хотят изучать предмет не только на уроках. Они записываются на элективные курсы, чтобы заниматься своими исследовательскими проектами. Чтобы разобраться в исторических хитросплетениях, ученики Евгения Вячеславовича часами сидят в библиотеке, копаются в архивах, ищут информацию на научных сайтах.
- Педагогу никак не обойтись без двух составляющих. В своем предмете он должен ориентироваться на все 100 процентов. Устраивать детей как источник информации, который может сориентировать по жизни, ее ценностям. Второе - учитель не должен зацикливаться на собственной подаче материала, а предоставлять возможность детям работать самостоятельно. Вот тогда все получится, - уверен он.
Удовольствие работать учителем
За свои интересные идеи и творческий подход к образованию школьников педагог из третьей школы рабочего поселка Солнечный был оценен по достоинству: в 2007 году он стал победителем краевого конкурса «Учитель года» и принимал участие во всероссийском этапе. Но главная награда для него - это удовольствие, которое он ежедневно получает от своей работы.
- Где еще есть возможность ежедневно общаться с людьми, жизнь которых только началась? Для которых окружающий мир интересен сам по себе, для которых будущее представляется в радужном цвете? Находясь рядом с детьми, мы умеем радоваться тому, чему другие взрослые уже радоваться разучились. Педагог ежедневно испытывает удовольствие, открывая своим ученикам глаза на что-то новое, ранее неведомое, - уверен Евгений Хачко.
Каждый день с учениками - это новая история. И так уже на протяжении 14 лет, посвященных работе в сельской школе. А попал он туда по воле случая, связанного тоже с историей, только уже любовного характера. Так получилось, что будущая жена Евгения, с которой он учился на одном факультете в педагогическом институте, была родом из поселка Солнечного. После окончания вуза ее по распределению отправили работать в родную школу № 3. За женой последовал и муж. Так супруги рука об руку начали свою учительскую карьеру.
- Изначально у нас была одна из лучших по оснащению школ в крае: до недавнего времени работали два бассейна, биологическая станция. Ее здание большое, новое. Это не какая-то старая сельская школа, в которую неприятно зайти. К нам едут и молодые педагоги - выпускники Амурского гуманитарного университета. Молодежь в школе чувствуется, - рассказывает Евгений Вячеславович. - Я хотел бы, чтобы школа в поселке была реальным культурным центром для детей. Ребята должны и после уроков находить в ней интересные для себя занятия. Решить эту проблему может реальное детское самоуправление в школе. Не формальное, а действительно что-то решающее.
Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.
В педагогическом тренде
Идея организовать учительское сообщество в Солнечном районе возникла у Евгения Хачко в 2008 году. В это же время начало зарождаться и краевое движение, в которое районное гармонично влилось. Сейчас в местном клубе уже состоит около 100 педагогов из различных сельских школ.
- Мы объединяем учителей, которых интересует творческий подход к работе. Проводим постоянные собрания, общаемся между собой, распространяем опыт, выезжаем в отдаленные поселки, где помогаем учителям методически, проводим мастер-классы. Предлагаем какие-то инновации, которые у нас есть.
Стараемся быть «в тренде». А при необходимости вмешиваемся и в какие-то административные и управленческие дела, - рассказывает Евгений Хачко. - Недостатка в информации сейчас нет. Сегодня в любой глубинке есть Интернет. Но есть другая проблема: из-за отдаленности в маленьких сельских школах реже, чем в крупных, происходят такие мероприятия, как педагогические семинары, слёты, конференции. Во время наших встреч мы полностью исключаем формализм, поэтому там нас всегда ждут в гости.
Но прежде чем что-то транслировать в массы, нужно сначала основательно изучить это самому. Сейчас одна из самых актуальных тем среди учителей - новый федеральный образовательный стандарт. Евгений Вячеславович уверен, что его реализация должна принципиально поменять всю работу в школе. И в первую очередь, позволит педагогам применять нестандартный подход.
- Можно провести урок традиционно, а можно подойти к этому процессу творчески. К примеру, дети не сидят, как обычно, за партами, не тянут руки, а участвуют в дискуссии на круглом столе или деловой игре с элементами психологического тренинга. Тогда и результат будет лучше. Подача материала тоже может быть нестандартной, как и педагогические приемы, - объясняет председатель клуба. - Что-то необычное нужно применять и на каждом уроке, и в общении с детьми.
Если вы начнете просто читать лекции, сухо излагая факты, это будет скука смертная. Чтобы заинтересовать ребенка, его нужно удивить чем-то: привести яркие детали, поражающие воображение, или поставить проблему, которая заставит поломать голову.
Даже самый простой исторический рассказ можно преподнести по-разному. Если делать это эмоционально, образно и дополнять какими-то визуальными вещами, тогда и интерес появится.
За партой - Менделеев!
Особое внимание в своей работе Евгений Хачко уделяет одаренным детям, ученикам, которые могут, как локомотив, повести за собой остальных. Поэтому просто передать детям знания - мало, считает он. Важно усмотреть в ребенке творческий потенциал, талант, зародить в нем желание двигать вперед науку, искусство, политику.
- Школа - это именно то место, где должны обнаруживаться способности ученика. На педагоге лежит огромная ответственность - не просмотреть за школьной партой будущего Толстого, Лобачевского или Менделеева. Поддержать талантливого ученика, оказать ему всемерную помощь и, наконец, помочь найти правильный путь - это и есть главный смысл того, что мы делаем, - говорит учитель из Солнечного. - История, которой я обучаю детей, - это галерея выдающихся личностей. Я очень надеюсь, что их пример вдохновит тех, кому в будущем предстоит вершить судьбы XXI века.
Исторические факты Евгений Вячеславович преподносит своим ученикам с разных точек зрения, а не только по учебнику. Ребята, в свою очередь, прекрасно знают, что разобраться в современности, не зная прошлого, невозможно. А события, которые происходят в мире сегодня, волнуют школьников не меньше, чем подростковые проблемы.
Все больше появляется ребят, которые хотят изучать предмет не только на уроках. Они записываются на элективные курсы, чтобы заниматься своими исследовательскими проектами. Чтобы разобраться в исторических хитросплетениях, ученики Евгения Вячеславовича часами сидят в библиотеке, копаются в архивах, ищут информацию на научных сайтах.
- Педагогу никак не обойтись без двух составляющих. В своем предмете он должен ориентироваться на все 100 процентов. Устраивать детей как источник информации, который может сориентировать по жизни, ее ценностям. Второе - учитель не должен зацикливаться на собственной подаче материала, а предоставлять возможность детям работать самостоятельно. Вот тогда все получится, - уверен он.
Удовольствие работать учителем
За свои интересные идеи и творческий подход к образованию школьников педагог из третьей школы рабочего поселка Солнечный был оценен по достоинству: в 2007 году он стал победителем краевого конкурса «Учитель года» и принимал участие во всероссийском этапе. Но главная награда для него - это удовольствие, которое он ежедневно получает от своей работы.
- Где еще есть возможность ежедневно общаться с людьми, жизнь которых только началась? Для которых окружающий мир интересен сам по себе, для которых будущее представляется в радужном цвете? Находясь рядом с детьми, мы умеем радоваться тому, чему другие взрослые уже радоваться разучились. Педагог ежедневно испытывает удовольствие, открывая своим ученикам глаза на что-то новое, ранее неведомое, - уверен Евгений Хачко.
Каждый день с учениками - это новая история. И так уже на протяжении 14 лет, посвященных работе в сельской школе. А попал он туда по воле случая, связанного тоже с историей, только уже любовного характера. Так получилось, что будущая жена Евгения, с которой он учился на одном факультете в педагогическом институте, была родом из поселка Солнечного. После окончания вуза ее по распределению отправили работать в родную школу № 3. За женой последовал и муж. Так супруги рука об руку начали свою учительскую карьеру.
- Изначально у нас была одна из лучших по оснащению школ в крае: до недавнего времени работали два бассейна, биологическая станция. Ее здание большое, новое. Это не какая-то старая сельская школа, в которую неприятно зайти. К нам едут и молодые педагоги - выпускники Амурского гуманитарного университета. Молодежь в школе чувствуется, - рассказывает Евгений Вячеславович. - Я хотел бы, чтобы школа в поселке была реальным культурным центром для детей. Ребята должны и после уроков находить в ней интересные для себя занятия. Решить эту проблему может реальное детское самоуправление в школе. Не формальное, а действительно что-то решающее.
Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.