Разговор о будущем начинается сегодня

19.09.18 0:00 | Классная работа | 3м. 53 c.
Разговор о будущем начинается сегодня
Министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова рассказала о возможностях КЦО директору Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства просвещения РФ Игорю Михееву

И снова в образовании грядут перемены. Пожалуй, это именно та область, которая является локомотивом для всех других. Президент РФ Владимир Путин поставил цель прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны. Тема этой августовской конференции была такой: «Образование как конкурентное преимущество Хабаровского края». Регион - признанный лидер по реализации многих проектов. О перспективах и новшествах рассказала министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.

Навыки XXI века

Для преодоления разрыва с крупнейшими экономиками мира в России запущена Национальная технологическая инициатива. Это долгосрочная комплексная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России.
Для реализации этих задач в стране стартует 12 национальных проектов, в том числе, и в сфере образования.
Смысл задач проекта предельно понятен: дать возможность нашему талантливому поколению получать образование на уровне мировых стандартов, осваивать компетенции, необходимые для будущего, начать свое дело и создать экспортно-ориентированную экономику.
Очевидно, что определяющими успех являются навыки XXI века, гибкие, ключевые, сквозные, софт - видите, мы еще не договорились, как их называть и не определили еще их необходимый и достаточный перечень.
Надеюсь, что ожидаемая в конце года новая итерация федеральных образовательных стандартов в этом вопросе внесет некоторую определенность.
Необходимо получить инструменты для формирования этих новых компетенций, соотносимые с международными. Но сегодня уединенные технологии не работают, требуются комплексные решения.
Именно такова идеология Национального проекта «Образование», в котором для подготовки конкурентоспособного поколения в логике президентских задач зашито 9 федеральных проектов.
Начало положено через краевой проект «Образование для будущего». Базовым условием реализации новых задач является формирование современной инфраструктуры образования.
Сегодня ребенок должен научаться, а не просто учиться. Это другой результат - не просто новые знания, а основанная на знаниях новая деятельность.
Именно новые стандарты, в которых было заложено развивающее обучение, позволили российским детям обогнать всех в PIRLS и дважды возглавить мировой рейтинг. И именно то, что мы в крае долго удерживали большую долю развивающих систем в начальной школе, стало залогом роста образовательных достижений наших ребят. Надеемся, что ситуация с учебниками развивающего обучения разрешится в ближайшее время, и они снова появятся в федеральном перечне.

Каждому ребенку - свой маршрут

Одним из ведущих трендов в развитии технологий образования является персонализация - возможность сборки образовательного маршрута и содержания под потребности конкретного человека. Мы должны обеспечить эту возможность нашим детям путем развития сетевых форм взаимодействия в общем, дополнительном и профессиональном образовании, использования и разработки качественных цифровых ресурсов с технологиями дополненной и виртуальной реальности, открытых дистанционных курсов с использованием технологий искусственного интеллекта, сложных форм учета образовательных достижений, в том числе и в сфере неформального образования.
Не случайно воспитательный аспект стал одной из стратегических целей национального проекта. И софт-скиллс, и социальная ответственность, и активная самостоятельность, и настойчивость - это качества, которые интегрируются в личности в совсем иных форматах воспитательного взаимодействия, нежели обычные отношения учитель - ученик.
В будущем таланты, а не кадры будут решать все. Хочу подчеркнуть, что проект нацелен на успех каждого ребенка. И эта задача всей системы общего и дополнительного образования.
Благо у нас есть хороший задел от краевого проекта «Одаренный ребенок - одаренный учитель». В 14 территориях края работают центры развития одаренных детей.
Сегодня в краевом банке данных более 2,5 тысячи юных жителей края, которые обладают выдающимися способностями в различных областях.
Олимпиадное движение - традиционно сильная сторона края, призеров и лауреатов больше, чем у всего ДФО.
Приятно, что в этом году у нас еще и рекорд - лучший результат за последние 10 лет. Понимая перспективы края, мы увеличили количество конкурсов по точным наукам.
Впервые включились во Всероссийский конкурс научно-технологических проектов учащихся, и сразу в финал пробились 8 школьников края.
На сегодня 55% кадровой потребности в крае, включая первоочередной запрос инвесторов, приходится на технические и инженерные специальности.
Это, прежде всего, вызов к образованию. Конкурентоспособность региона зависит от продвижения инженерного образования школьников, именно поэтому мы с вами в рамках краевого проекта «Компас самоопределения» развернули деятельность 14 учебно-производственных кластеров в сторону школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.
В этом году обучение по новым стандартам начинают уже восьмиклассники. Для ребят - это 2 решающих года для определения дальнейшего выбора профиля образования. Важно повысить мотивацию к изучению физико-математических и естественно-научных дисциплин на углубленном уровне и не только в рамках школьных предметов.
Просто в меняющемся мире важнейшей является способность решать нерешаемые задачи в ситуации неопределенности. Как этому можно научиться?
Главное условие - возможность постоянного экспериментирования, выстраивания и проверки гипотез, отсутствие страха ошибки, готовность начинать сначала после неудачи. В этом смысле технические и естественно-научные виды деятельности обладают неисчерпаемым потенциалом.
Но главная психолого-педа­гогическая задача на этапе 8-9 классов - создать для ребенка полноценное поле перебора занятий и пространство профессиональных проб.
Именно эту задачу решает краевой проект «Компас самоопределения», федеральный проект «Проектория», и новый проект «Билет в будущее», в котором край обязательно будет участвовать.
Первыми в ДФО мы открыли детский технопарк «Кванториум» в Комсомольске, который уже сегодня выполняет функции межмуниципального. 856 школьников занимаются в объединениях шести квантумов технопарка.
По итогам учебного года на их счету 866 призовых мест в региональных и всероссийских конкурсах. Более 1,5 тысячи ребят из Комсомольска, Амурского, Комсомольского и Солнечного районов принимают участие в мероприятиях Кванториума.
К 2020 году Кванториум переедет во вновь построенное специально для него здание. В крае появится еще 400 новых, оснащенных уникальным оборудованием мест для подготовки юных инженеров.
Ребята, проявившие выдающиеся способности на площадках Кванториума и других центров, в крупных проектах и конкурсах, будут отобраны для участия в программах недавно созданного Регионального центра развития талантов по типу федерального «Сириуса».
Деятельность центра строится на основе сетевого взаимодействия ТОГУ, центра «Созвездие», Краевого центра образования и Регионального модельного центра дополнительного образования. Его партнерами станут отраслевые министерства, краевые и муниципальные учреждения, вузы и ведущие предприятия.
Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей будет сопровождать не только ребят с выдающимися интеллектуальными достижениями, но и талантов в области искусств и спорта.
Кстати, самые продвинутые работодатели уже сегодня отбирают лучших и подписывают с ребятами еще на стадии обучения в школе договоры о намерениях по дальнейшему трудоустройству в крае. Первые 8 таких договоров были подписаны в мае.
Специально для налаживания таких связей создан Фонд поддержки одаренных детей под председательством нашего губернатора.
В цифровой школе мы создаем современную безопасную цифровую образовательную среду, с возможностью строить индивидуальные образовательные траектории, решить проблему образовательного неравенства, в том числе для детей с ограниченными возможностями.
Уже сегодня университет НТИ протестировал новый формат
обучения, когда разные образовательные модули слушатели могут получить в разных учебных заведениях с самыми сильными курсами. Вместо диплома для студента формируется цифровой профиль компетенций, который отражает его реальные достижения. Согласитесь, такой документ больше скажет работодателю, чем оценки в дипломе за академические достижения.

Нам обещали открыть эту технологию, мы будем сначала использовать ее при обучении студентов техникумов и при повышении квалификации педагогов.
Эту проблему мы будем решать вместе с министерством информационных технологий.
Но самая большая новелла - это комплексная информационная система «Цифровая школа».
У нас есть 10-летний опыт каскадного и горизонтального обучения в сетевых профессиональных сообществах в рамках проекта «Информатизация системы образования».
Мы это умеем делать.

Есть идея - есть проект

В проекте «Современные родители» ключевое внимание уделено просвещению.
Проект «Учитель будущего» нацелен на внедрение национальной системы профессионального роста педагогов.
Проект «Молодые профессионалы» несет в себе передовой мировой опыт и заточен на внедрение моделей «Обучение через всю жизнь», «Обучение через практику».
Демонстрационный экзамен в условиях реального производства становится нормой.
В совокупности с единственным в ДФО Межрегиональным центром компетенций мы получим мощнейшую современную сетевую площадку для подготовки кадров, в том числе в области промышленных и инженерных технологий по стандартам «Ворлдскиллс».
А для того, чтобы обеспечить каждому жителю края возможность пройти повышение квалификации по современным эффективным программам в рамках проекта «Новые возможности для каждого» будут созданы Центры дополнительного профессионального образования для взрослых.
Основная задача проекта «Социальная активность» - развитие наставничества, поддержка общественных инициатив и волонтерского движения.
Проект по высшей школе определяет вузы как центры выявления и поддержки талантливых детей.
Первым в крае стал ТОГУ - именно на его базе создан региональный центр по типу федерального «Сириуса».
Месяц назад Комсомольский государственный университет открыл Научно-образовательный центр по передовым промышленным технологиям и робототехнике. Школьники будут участвовать в создании роботизированных производственных циклов.
Вузы края усиливают позиции центров «притяжения» не только дальневосточной молодежи. Правительство края будет продолжать поддерживать одаренных студентов и молодых ученых через стипендии и гранты. В рамках этого проекта также получит развитие краевая кластерная модель непрерывного педагогического образования.
Данный опыт получил высокую оценку экспертов на международном конгрессе «Global Education - образование без границ» в Москве и в этом году на международном форуме «Евразийский образовательный диалог» в Ярославле.
В этом году на базе ТОГУ Министерство просвещения России создало региональный центр непрерывного педобразования, который обеспечит повышение квалификации и переподготовку педагогического корпуса под задачи нацпроекта с учетом региональной специфики. Кроме того, здесь был создан и региональный центр подготовки вожатых для организаций отдыха и оздоровления детей.
Работы много, но она интересная. Ведь именно наши дети изменят экономику.

Записала Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.