Протянуть руку помощи нужно вовремя

19.09.18 0:00 | Классная работа | 2м. 44 c.
Протянуть руку помощи нужно вовремя
В образовательных учреждениях расширяется штат узких специалистов - это стратегическое решение правительства края

Больше требований, больше запросов, больше нагрузка. Школьникам, да и педагогам непросто. Как поддержать их? Как поддержать тех, кому и так уже сложно справляться с эмоциями? Об этом и многом другом говорили на межрегиональном семинаре «Модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся в контексте концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации».
Его лекторами стали не только педагоги-психологи, но и врачи. Также были представлены проекты, помогающие в социализации и профориентации детей и подростков.
Основной темой семинара была концепция создания и развития психологической службы в системе образования, программа которой разработана до 2025 года.
Ольга Олифер, директор Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, рассказала о перспективах развития службы и ее регулировании.
Она предлагает рассматривать психологическую службу не просто как деятельность школьных психологов, а как более широкую сферу, в которую входят специалисты узких профилей.
- Должна быть создана система, в которую входят логопеды, дефектологи и социальные психологи, которая может обеспечить комплексную работу психологической службы, - отметила О. Олифер. - Поэтому еще в 2015 году были заключены межведомственные соглашения о взаимодействии с Министерством социальной защиты, Министерством здравоохранения и другими ведомствами. В целом, работа психологической службы направлена на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, снижение риска негативной социализации.
Концепция развития психологической службы ориентирована на множество задач, таких как психологическая экспертиза программ обучения, проектирование безопасной образовательной среды, профилактика профессиональных деформаций у педагогов, развитие межкультурной компетенции учащихся, психологическое сопровождение детей, особенно нуждающихся в психологической помощи.
Для этого необходимо развивать инфраструктуру оказания психологической помощи, например, используя специальные онлайн-программы или дополнительные центры профориентации. Также необходимо параллельно развивать муниципальные психологические службы, которые, благодаря взаимодействию, сформируют единую краевую психологическую службу, работающую по единым технологиям.
За двадцатилетнюю историю работы центра и психологической службы Хабаровского края сформировано и отработано множество психологических практик, которые успешно используются при работе в системе образования. Этот комплекс практик в современной концепции назван региональным и в перспективе будет использован при обмене опытом работы с другими регионами страны. Также центр до конца 2018 года должен сформировать банк методик и программ, к которым будут иметь доступ все специалисты психологической службы. Позже этот банк данных войдет в общую систему, предложенную программой концепции развития.
В рамках реализации концепции развития специалисты Хабаровского края разработают требования к кабинету психолого-медико-педагогической комиссии, которые будут использоваться для подготовки оборудования таких кабинетов во всех учреждениях страны.
По итогам концепции развития региональная психологическая служба Хабаровского края должна стать частью Федеральной психологической службы, решая как уже поставленные задачи, так и региональные.
Результатом реализации концепции должно стать обеспечение доступности, качества и полноты спектра профессиональной психологической помощи для всех категорий обучающихся, независимо от места их проживания. Помимо этого, будут выбраны и сформированы единые протоколы действий при различных ситуациях, разработаны стандарты диагностики и оказания консультативной, групповой и других видов помощи. Благодаря этим разработкам узкоспециализированые психологи получат возможность помочь учащимся в ситуации, выходящей за рамки их специализации.
Первой темой семинара стало обсуждение новой профориентационной модели, состоящей из 5 шагов.
- Комплекс упражнений основан, прежде всего, на общении с подростком и выборе по-настоящему интересующих его тем и умений, - отметил Тимур Жаббаров, генеральный директор и управляющий партнер «Smart Course». - Программа помогает отделить настоящие потребности растущего человека от интересов, которые быстро сойдут на нет.
С еще одной инновационной технологией в социальной адаптации детей и подростков с особыми сложностями здоровья - зоотерапией, познакомила слушателей научный сотрудник зоосада им. В. П. Сысоева Алина Таенкова.
Опыт работы в зоосаде им. В. П. Сысоева переняли ленинградский, ижевский и красноярский зоопарки, а также зооцентр «Питон».
Не обошли вниманием и психологический настрой учителей. Сейчас педагогам приходится работать с очень большими объемами информации, чтобы постоянно повышать квалификацию и использовать в работе новые методики обучения.
Помимо этого, необходимо не только проводить уроки, но и непрерывно общаться с учениками, их родителями, коллегами. Часто это приводит к профессиональному «выгоранию».
Только справившись с профессиональным «выгоранием», возможно помочь другим, а в школе подобная помощь необходима. Как подчеркнул Тимофей Пятаха, начальник сектора Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, именно классные руководители чаще всего замечают изменения в поведении ребенка и предлагают ему психологическую помощь, привлекая медицинские и социальные службы по необходимости.
Тимофей Пятаха осветил одну из самых негативных и одновременно важнейших тем семинара - помощь при суицидальном поведении обучающихся. Он рассказал об этапах работы с подростками со склонностью к суициду.
- Проблемы, которые жизнь предъявляет подросткам, становятся все более «взрослыми», и им зачастую не хватает опыта для того, чтобы их решать, - говорит Тимофей Вячеславович. - Если подросток в таком случае не знает, как получить помощь, возможен риск суицидальных тенденций.
Для этого при помощи центра проводятся классные часы, раздаются информационные материалы, благодаря которым у детей и подростков формируется представление о психологической помощи и деятельности психолога.
Также проводятся мероприятия для формирования доверительных отношений с педагогами, психологами и родителями. Помимо этого, необходима и работа с подростками, позволяющая им развиваться и научиться конструктивно решать проблемы.
- Сейчас все больше людей начинают доверять психологам, - говорит Ольга Олеговна Олифер. - Мы стараемся способствовать этому. При помощи публикаций, радио-эфиров, комментариев наших специалистов о разных ситуациях мы распространяем информацию о нашем учреждении и работе психологической службы. В этом году мы впервые в России дважды провели «Ночь психологии» на базе центра.
Подростки нередко самостоятельно обращаются в психологические службы, приходят на консультации или звонят на телефон доверия. Так как это возраст выстраивания жизненных взглядов, мировоззрения, их интересуют самые разные вопросы об отношениях со сверстниками и родителями, о самоопределении.
- При этом родители должны обращать внимание на любые изменения в поведении подростков и, если они их беспокоят, также обращаться на телефон доверия. Так мы можем проконсультировать родителей, задать необходимые вопросы и совместно решить, представляет ли ситуация опасность и стоит ли в нее вмешаться, - предупреждает Ольга Олеговна. - Консультация необходима, чтобы действия родителей были правильными, не напугали ребенка и не дали ему замкнуться. Конечно же, лучше, чтобы в семье заранее были сформированы какие-то традиции, благодаря которым любую проблему возможно будет обсудить внутри семьи, без давления на ребенка, поговорить о своих и его чувствах.
На сегодняшний день почти во всех школах есть психолог, который всегда готов оказать необходимую помощь учащимся, при необходимости подключая и другие службы. Благодаря развитой системе психологической помощи Хабаровского края ни один ребенок, обратившийся за советом, не останется без внимания.
Татьяна ШИХАЛЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.