поиск
1 ноября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Подиум законодателей образовательной моды

12.12.2013
Просмотры
292
Именно так был определен формат конференции с более прозаическим, но не менее сложным названием - «Современные модели доступного и качественного образования для жизни в информационном обществе с инновационной экономикой». Во время конференции были и биеннале, представление прет-а-порте, дебрифинги.... За этими сложными словами - реальные разработки педагогов, которые живут и учат в современном мире, к тому же представленные в нестандартной форме.

О конференции, о новшествах и о необычных словах в образовании - разговор с Натальей БЫСТРОВОЙ, кандидатом педагогических наук, доцент, проректором по научно-исследовательской работе Хабаровского краевого института развития образования.

- Наталья Николаевна, в институте развития образования это уже не первая конференция с такой необычной подачей, каждый раз мы узнаем какие-то новые темы и буквально новые слова. Почему в институте такие нестандартные подходы?

- Любая идея и любое течение рождаются не самостоятельно, часто темы приходят из жизни; если мы стараемся создать в стране инновационную экономику, то и все отрасли должны идти по новому пути. А все новшества в нашем институте, который в принципе настраивает на определенные, я бы сказала, волны педагогов, - благодаря мощному лидеру, нашему ректору - доктору педагогических наук Алле Геннадьевне Кузнецовой. Вокруг нее сплотились люди, которые готовы и не боятся разрушать стереотипы. Это, например, Жанна Борисовна Кузнецова, Любовь Леонидовна Беляева, Татьяна Валентиновна Мельникова, Елена Вячеславовна Кочетова.

Насчет новых слов, понятий - да, сразу вам скажу, многие этого не понимают, но если мы не будем идти в ногу с современным обществом, в какой-то момент мы попросту отстанем. И школа будет оторвана от реальности, сейчас еще в ней много пережитков прошлого, мы не говорим о хороших достижениях советской школы, мы говорим об устаревших методиках преподавания, авторитарном подходе. А нужно идти вперед.

К тому же нам всегда есть чем содержательно наполнить каждое мероприятие, приглашаются специальные гости из других образовательных учреждений, но чтобы привлечь внимание к нашим идеям и достижениям традиционных, порой скучных форм подачи уже не достаточно. Сейчас любой продукт, а конференция - это тоже своего рода интеллектуальный продукт, надо подать, разрекламировать. А новые явления, понятия, которые используются, привлекают людей не только из края, но и других регионов, и они видят, что у нас много нового, есть чему научиться.

Сейчас во многих сферах действуют методы инновационного менеджмента, коучинга; конференции, в таком формате, как мы привыкли раньше - пришел, послушал, ушел - проводить не имеет смысла. Мы меняем формат проведения конференций, форумов, семинаров, и каждый человек, пришедший на мероприятие, должен сразу понимать, что станет непосредственным его участником, активным зрителем. И сейчас на всех курсах повышения квалификации мы говорим: коллеги, у вас мышление должно развернуться на 90 градусов, потому что мы строим новую современную школу.

И однозначно за новыми и сложными словами обязательно есть содержание, практическая значимость, они должны оправданно применяться. И порой спорим, нужно ли это, в какой степени. Если мы хотим соответствовать мировому уровню образования, то не должны бояться нового. Предлагаем, чтобы любой термин, новое понятие стало для учителя стартовой точкой для размышлений, для метапредметных связей, для понимания того, а как он это может применить в работе.

Скажем прямо, бывает и сами боимся неправильности толкования этих терминов, неуместному употреблению, поэтому и сами учимся, и учим других. Для полного понимания педагогами наших предложений проводятся курсы повышения квалификации, где новая информация обсуждается в прямом диалоге со слушателями или в проектных группах.

- Наталья Николаевна, расскажите подробнее о прошедшей конференции «Современные модели доступного и качественного образования для жизни в информационном обществе с инновационной экономикой».

- В рамках реализации ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» наш институт стал краевой стажировочной площадкой, на базе которой разрабатываются, реализуются и распространяются современные модели доступного и качественного образования в регионе. Некоторые школы края стали базовыми стажировочными площадками. Что это значит? В школе «пробуют» какие-то новшества, решают актуальные задачи образования, а когда найден путь решения поставленной задачи, понятен результат, здесь обучают других педагогов. Причем приезжают коллеги даже из других регионов!

Каждая площадка должна представлять результаты своей работы, делиться опытом. Что и было сделано на прошедшей конференции. В этом году мы обобщили опыт в необычном формате - конференция стала подиумом, а образовательные учреждения - и есть законодатели образовательной моды! К тому же к нам приехали докладчики из других регионов, ведущих научных учреждений Москвы. Они тоже привезли свои разработки, представили их.

34 учреждения в крае имеют статус инновационных площадок. И содержание выступлений было очень глубоким: обмен инновационным опытом, продуктами, а их у нас много - каждое учреждение приходит со своей книгой, своими методичками, программами, дисками... Все это можно брать в готовом виде и внедрять в любой школе. Попробуйте десять лет назад найти учителя, у которого был бы столь богатый багаж!

Но, конечно, для одних выступающих доклад стал итогом проделанной работы, для других - подтверждением права на дальнейшую деятельность, а для третьих - стартовой самопрезентацией.

- А что самое интересное из того, что представили педагоги?

- Нам действительно есть чем гордиться: опыт подготовки педагога-реабилитолога краевого центра компетенций транслируется, то есть передается, уже и на федеральном уровне!

Модель организации образовательного пространства «Школа выбора» (школа № 18 г. Комсомольска-на-Амуре) раскрывает особенности работы в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование исследовательской компетентности учащихся успешно реализуется в программе «Одаренный ребенок» лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре и в открытом образовательном пространстве (эпистемотека - средство трансляции результатов новейших научных открытий в систему образования через работу со школьниками с использованием интернет-пространства, образовательного портала нового типа и живого общения. В основе - технологии работы с «живым» знанием).

Чтобы помочь учащимся в формировании личности с позитивной мотивацией и высоким уровнем потребностей в достижении успеха, зародилась идея разработки модели образовательной системы «Ступени успеха» (лицей «Ступени» г. Хабаровска).

Много внимания уделяется толерантности в обществе - идея поликультурной школы основана на технологии диалога культур и полифокусного видения объекта (школа № 34 г. Комсомольска-на-Амуре). Также формируется новая форма взаимодействия школ с папами и мамами - проект «Три ступени к успеху в работе с родителями» (школа № 9 г. Амурска). Можно перечислить очень много проектов, которые сейчас уже успешны и готовы к внедрению в других учреждениях: «Цифровая школа», «Школьный центр допризывной молодежи», «Культурная интернет-безопасность и безопасная интернет-культура» и так далее…

Для площадок изначально был задан актуализирующий тон, который важен для края. Конечно, хотелось бы подчеркнуть нашу специфику, выявить наши региональные «изюминки». Но никуда не денется от нас тема введения федерального государственного образовательного стандарта. И здесь вопросы разные: например, система оценки качества - нужно найти реальные модели измерения результатов. Также важно увидеть и отработать преемственность работы педагогов разных звеньев образования в школе. Сейчас уже хорошо понятны новые стандарты в начальной школе, на очереди - основная и старшая школа, над этим тоже работают на пилотных и инновационных площадках.

Проект «Наномир - шаг в будущее» взял свое начало в шести школах края, совместно с высшими учебными заведениями, тем самым был образован краевой инновационный комплекс. В школах, для развития научно-исследовательской деятельности, появились прборы - наноэдьюкаторы (это как раз о проекте «Наномир - шаг в будущее») - это такие аппараты, которые сканируют материалы на нано-уровне. Прибор, например, способен различить капельку размером 10 в минус 9-й степени. Но ребёнок отлично видит все «превращения» вещества на экране. Дети делают не только научные открытия, но и решают вполне бытовые вопросы: смотрят состав воды, молока, других веществ, могут определить качество жидкостей. Краем было закуплено шесть таких приборов, работу с ними сопровождают специалисты из Тихоокеанского госуниверситета, Комсомольского-на-Амуре технического университета, методисты ХК ИРО.

Исследовательские проекты наших школьников такого уровня, что, думаю, они будут представлять их на всероссийских состязаниях. Наноэдьюкаторами могут пользовать не только ребята конкретной школы, но и соседних - это предусматривают программы взаимодействия.

На стажировочных площадках решают и острые проблемы современной жизни: к сожалению, много ребят в общеобразовательных школах - с ограниченными возможностями здоровья. Создан целый «десант» дефектологов из краевых специализированных (коррекционных) учреждений, которые будут ездить по краю и передавать свои знания, опыт работы с этими детьми в общеобразовательных школах, учить технологиям работы с ними.

Также есть одно направление, которое подсказало нам письмо уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, оно касалось информационной безопасности детей в СМИ. И действительно, есть проблема, с которой столкнулся, пожалуй, каждый родитель: на экраны «всплывает» все подряд, даже то, что мы не запрашивали и порой очень негативного содержания, а как блокировать эту информацию от детей?

Очень активно ряд педагогов работает над применением различных гаджетов (разного рода компьютерных устройств) в учебном процессе: используются видеокамеры, планшетные компьютеры, даже мобильные телефоны. Например, в каких-то поисковых играх, образовательных квестах создаются

QR-коды, которые содержат в себе закодированную информацию и считываются с помощью камеры планшетного компьютера или телефона. Учителя используют объемные проекции, создают мультипликационных героев, которые двигаются и выполняют различные задания.

Кто-то спросит: зачем все это? Эти технологии помогают привлечь внимание, акцентировать важные вещи. К сожалению, современным школьникам уже не подходят традиционные методы преподавания и подача «готового» материала, они должны быть постоянно вовлечены в учебный процесс и именно новые технологии помогают учителю донести нужную информацию до ребенка.

Еще хочется отметить, что многие педагоги достигли определенных высот, получили статус педагогов-исследователей. Такой статус впервые был присвоен нашим коллегам в инновационной инфраструктуре сферы образования края в 2013 году. В 2014 году будут проводить свои исследования для края Александра Викторовна Кореко, учитель изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры, педагог-психолог школы села Осиновая Речка Хабаровского района, и Альбина Владимировна Харченко, учитель начальных классов гимназии № 4 Хабаровска. Это значит, что именно эти педагоги не только достигли определенных высот, имеют результаты, но и знают, в какой форме передать свой опыт, умеют проанализировать, можно сказать, технологии взращивания успешного ученика.

Еще хотелось бы добавить, что сейчас в образовании постоянно решаются новые проблемы и задачи, которые ставит само общество. Все наши конференции посвящены учителю, это наша особенность. В прошлом году тема была «Счастливый учитель: новая профессиональная компетенция», и педагоги во время мероприятия, по сути, выводили формулу счастья работы в школе. Мы уже придумали тему для следующей, ставшей уже традиционной, международной научно-практической конференции, которая будет проходить, что очень важно, уже даже не за наш счет, а на привлеченные средства: это говорит о том, что люди готовы к нам ехать. Тема появилась во время проведения прошлого мероприятия, один из приглашенных гостей предложил посвятить ее педагогической власти. Но мы ее немного откорректировали, решили посвятить педагогической власти и школьной успешности, насколько сочетаются эти два феномена, какая у них связь. Думаю, тема довольно острая и интересная. И обсуждать заранее ее начнут заблаговременно специалисты Хабаровского краевого института развития образования.