поиск
1 ноября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Наши гости

23.04.2014
Просмотры
391
Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», заслуженный деятель культуры РФ, кандидат педагогических наук, член оргкомитета конкурса «Учитель года России»:

- Конкурс «Учитель года» зародился в 1985 году и его автором была именно редакция нашей газеты вместе с нашими учителями - читателями. Это состязание шло именно «снизу», не от госструктур. Сначала принимало участие 10-15 регионов, а потом вся страна была «заражена», в хорошем смысле слова, этим конкурсом.
«Учительская газета», а затем и оргкомитет конкурса всегда поддерживали педагогов-новаторов, педагогику сотрудничества, конкурс пошатнул устои авторитарной педагогики. И до сих пор у этого состязания  - высокая планка. И я хочу сказать, что те, кто участвует в этом конкурсе, многое сделали, чтобы изменить восприятие и отношение к профессии не только на государственном уровне, но и в глазах общества.
Я занимаюсь конкурсом с 1991 года, с начала своей работы в «Учительской газете». Я этот конкурс очень люблю! Это такая «живая» педагогика, такой процесс, который помогает нашей системе образования идти вперед. Потому что реформы, идущие сверху, они, безусловно, нужны, но конкурс - это то, что помогает учителю двигаться вперед и совершать, я бы сказала, профессиональные подвиги. Ведь педагогическая профессия - очень сложная и ответственная, труд - тяжелый. А благодаря конкурсу мы доказываем, что эта профессия - творческая. Мы показываем, что звезды есть не только в шоу-бизнесе, но и в педагогике. И они заслуживают не меньшего внимания.
Самое главное на конкурсе - это то, что происходит после него. Слет пеликанов, а я на нем уже четвертый раз, это как раз свидетельство того, что конкурс дает свои эффекты. Мне очень нравится то, что делают в Хабаровском крае, здесь всегда интересно. К тому же, я очень люблю ваш регион, мой папа родом отсюда.
Конкурс «Учитель года» - это мощное движение, он влияет на систему образования в целом, очень помогает в профессиональном росте учителя. Учитель, который решил принять участие в конкурсе, должен преодолеть себя, вынужден по-новому осмыслить свою миссию. Он растет, готовясь к конкурсу, участвуя в нем. Практически все участники говорят, что конкурс дал им намного больше, чем курсы повышения квалификации, потому что конкурс - это живая практика общения, коллеги делятся своими находками.
У конкурса несколько задач: открыть учителя, показать всему обществу тех, кто учит наших детей. И еще одна важная миссия - поддержка педагогов.

Олег Парамонов, профессор кафедры филологии Брянского государственного педагогического университета, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 1993», кандидат педагогических наук, поэт:

- Я приезжал в Хабаровск, чтобы поделиться опытом, накопленным за 40 лет работы в школе.  Чтобы поговорить о конкурсе, в котором я уже 20 лет. Как филолог и лингвист хочу сказать, что слово «конкурс» уже предполагает состязание, соревнование, соперничество. Но «Учитель года» - это еще и содружество, соучастие и созвездие. По этому поводу у меня даже родился такой оксюморон: «конкурсное братство».
На слётах пеликанов я провожу мастер-классы, уроки и поэтические вечера. В этот раз мы говорили о том, что должно быть главным на уроке. Учителей всегда волнует, что у детей пропадает  интерес к учебе. Я же всегда отталкиваюсь от педагогики полководца Александра Суворова, который сказал когда-то: «Удивил - значит победил». А удивить получится лишь тогда, когда будет интересно самому учителю.
В каждом предмете даже спустя 40 лет надо находить что-то оригинальное. Казалось, за это время Достоевский и Толстой должны были так наскучить. Но надо искать какие-то цепляющие детали для себя, а потом преподносить это ребятам.
Хабаровские учителя удивили меня своим профессионализмом и раскованностью. Это чувствуется. Дело в том, что со взрослой аудиторией всегда работать труднее, чем с детской. Я много выезжаю в регионы, прихожу на уроки. И часто учителя беспокоятся, боятся опростоволоситься перед коллегой. Многие перестают говорить с детьми. Хабаровские же учителя отзывчивые, они готовы идти на диалог, им есть что сказать. Недаром Чехов, побывав в Хабаровске, удивлялся: тут такие вещи говорят, за какие в столице сажают.
В сегодняшней школе мне нравится та свобода, которая предоставляется учителю. Да, есть какие-то стандарты. Но в их рамках пока еще предоставлен выбор. Конечно, техническое оснащение - это замечательно. Но все равно необходим диалог на уроке. С детьми надо говорить! «Переходя с компьютером на ты, я как поэт скажу без отлагательств: служенье муз не терпит суеты, тем более технических вмешательств».
Спасибо Хабаровскому краю за приглашение. Я здесь впервые. И как аккумулятор заряжаюсь от этих творческих людей. Очарован и учителями, и самим городом, и замечательным памятником Муравьеву-Амурскому, который не уступает петербургскому Медному всаднику, и уникальным краеведческим музеем.

Елена Пахомова, заведующая кабинетом педагогического опыта, доцент кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», заслуженный учитель РФ,
почетный работник высшего профессионального образования, кандидат педагогических наук:

- Я работаю на конкурсе с момента его появления - 25 лет.  Россия большая, и в каждом регионе есть свои находки и особенности в плане его организации, общения после него. В стране уже выросло огромное конкурсное движение. Оно состоит из людей, объединенных одним делом, которое в общем направлено на развитие образования. И «Учитель года» проводится не для того, чтобы выбрать победителя, а чтобы определить идею, некую инновацию, которая станет образом для региона.
На слет пеликанов в Хабаровск постоянно приезжают «Учителя года». В прошлом году с хабаровскими педагогами общался Алексей Овчинников - абсолютный победитель 2011 года, учитель биологии из маленькой школы, где учится всего 23 человека. Он рассказывал, как работать в таких условиях, как сделать этих детей частью огромной страны.
Почему на этот слёт приехала я? Мне интересен здешний опыт. В Хабаровском крае очень развито постконкурсное движение. А это важнее, чем просто добиться победы. Кроме того, я проводила семинар для молодых учителей. Мы говорили о том, что человек в своей профессии должен постичь чего-то большего. И принять участие в конкурсе профмастерства - самый мощный способ это сделать. Такие  состязания мотивируют человека, дают ему импульс к саморазвитию, самосовершенствованию. Ведь педагогическая профессия не позволяет стоять на месте.
Если ты остановился либо в содержании, либо в методиках, то ты очень быстро перестаешь быть интересным. А это крах в работе учителя. Начинается раннее педагогическое выгорание. Человек только тогда живет полноценной профессиональной жизнью, когда у него есть стремление придумывать что-то новое, интересоваться какими-то вещами и с этим приходить на урок.
Конечно, в сегодняшней школе много всего намешано - хорошего и плохого, как в жизни. И она сегодня другая, отличная от той, что была вчера, это безусловно. Мне нравится, что в ней много перемен, которые пришли не только с техникой. Техника - это лишь средство, которое позволило сделать процесс обучения  более интенсивным. Теперь не надо тратить время на мел и доску. Но с другой стороны, ученики всегда находятся в состоянии стресса, у них нет передышки на уроке. Возникает много вопросов о занятости детей, о сохранении их здоровой психики.
В наше время школа находится на очень интересном этапе развития. Традиционный урок практически канул в Лету. Прежним осталось только его время - 45 минут. Процесс же взаимоотношения ученика и учителя стал более открытым. Мне сегодняшняя школа нравится. Я считаю, что это школа развития, успеха.

Сергей Колпаков, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года - 2013», учитель физики школы №49 города Томска, кандидат педагогических наук:

- Если честно, то на приглашение приехать на слет пеликанов я согласился не сразу - идет учебный год. Но потом все-таки согласился: здесь свою роль сыграли несколько факторов. Конечно, когда ты побеждаешь в таком серьезном конкурсе, ты уже не можешь жить, как раньше, у тебя появляется особая миссия.
Мне предложили не только предоставить свои конкурсные материалы и рассказать о состязании, но и дали возможность провести семинары с учителями - это то, чем я занимаюсь у себя в городе, что мне интересно. Для меня важно, что педагогов интересуют моя повседневная работа, практика.
Потому что на конкурсе ты показываешь, как тебе кажется, самое лучшее из своего арсенала, но ведь это лишь небольшая часть труда любого педагога, увлеченного своим делом. Если можно так сказать, за «скобками» остается очень много вопросов: а как ты это придумал, как ты это делаешь, почему так, а не иначе.
Остается много материалов и педагогических находок. Эти вопросы волнуют меня, моих коллег. Конечно, другой педагог не может стать таким же, как и ты. Но он может открыть в себе что-то новое и интересное, если его вдохновят, поддержат, направят.
Также мне показалась интересна программа слета: смысло-деятельностная игра, заявленные мастер-классы, вопросы образовательной политики, ответы на которые нужно было найти. И, конечно, мне хотелось пообщаться с уникальными людьми из Хабаровского края и из других регионов.
Судя по тому, что я читал, на слет всегда приглашают интересных людей, экспертов, профессионалов высокого класса. И немаловажно, что слет - это некая встряска и для себя самого, ведь здесь твои единомышленники, не только я учу, но и сам учусь у них. Слет - это возможность преодолеть рутину, которая есть в любой, даже самой лучшей школе.
Учитель, кстати, учится и у детей, и у коллег. Нужно просто быть открытым! Поэтому я и приехал на слет. К тому же, в нашей школе одна из главных идей - партнерство - это когда мы меняемся функциями. Например, с учениками. Дети определяют тему, они ставят оценки - мы обсуждаем этот вопрос вместе. А нам как бы переходит функция ученика.
Не каждый учитель может принять и понять, а чему же его могут научить дети! Я в какой-то мере лояльный педагог,у меня есть своя система оценивания. Мне интересно, как строят свои взаимоотношения с детьми коллеги в других школах. Поэтому мастер-классы мне были интересны.