Дополнительное образование сегодня: персонализация, качество и доступность

21.12.19 0:00 | Классная работа | 7м. 55 c.
Дополнительное образование сегодня: персонализация, качество и доступность
Виктория Доровская, директор РМЦ: «Дополнительному образованию отводится ведущая роль в системе образования»

Быстрые темпы реформированию системы дополнительного образования задал нацпроект «Образование», федеральные проекты которого дают новый толчок к развитию этой системы. О новшествах и перспективах сферы дополнительного образования - разговор с Викторией Викторовной Доровской, директором Регионального модельного центра дополнительного образования детей Хабаровского края.
- Виктория Викторовна, как меняется сейчас система?
- Перед этой отраслью образования поставлены новые четкие базовые задачи: сделать дополнительное образование детей востребованным и действительно доступным каждому ребенку, обновить и расширить спектр программи поставщиков услуг, пересмотреть ресурсы организаций, реализующих программы дополнительного образования для детей.
Дополнительному образованию сегодня отводится ведущая роль в системе образования.
Задачи вошли в новый и очень ожидаемый в отрасли приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 467 от 3 сентября 2019 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Совсем недавно завершились всероссийские курсы повышения квалификации для сотрудников сферы дополнительного образования по вопросам освоения и внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей. А следом в Москве прошло Всероссийское совещание работников дополнительного образования детей.
В этих двух событиях представители Регионального модельного центра дополнительного образования детей Хабаровского края приняли активное участие. И не только учились у коллег, но и рассказывали о региональном опыте.
Сейчас региональные модельные центры - это и есть ядро системы дополнительного образования, «операторы» системных реформ в регионах, которые аккумулируют и распространяют успешные практики и опыт. Наш Центр приступил к реализации проекта («Успех каждого ребенка») в 2019 году. Весь проект рассчитан на пять лет, то есть до 2024 года нам предстоит многое изменить и создать.
- Виктория Викторовна, что такое целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей?
- На сегодняшний день произошла переоценка роли дополнительного образования в целом в системе образования Российской Федерации и в жизни человека.
Очень многие из нас, взрослых людей, наверняка хорошо помнят те кружки и секции, которые мы посещали. И если бы мне задали вопрос: а что вас «сделало» такой, какая вы есть сегодня, то честно скажу: конечно, это в том числе и школа, но больше всего в меня вложили педагоги, которые работали со мной вне школы. Меня увлекала секция по баскетболу, разные творческие кружки - это действительно ценный опыт с очень крутыми наставниками.
Благодаря им у меня появилось умение работать в команде, достигать как личных, так и командных целей, желание поддерживать человека рядом, умение радоваться за других.
Сфера дополнительного образования очень многое привносит в жизнь любого ребенка в плане личностных качеств. Ведь у всех у нас есть задатки, которые важно развивать, в школе стоят немного другие цели. Можно не быть отличником в школе в силу разных причин, но быть лидером, находить и развивать в себе способности и верить в свои силы - это тоже значимый результат.
И, конечно, назрел вопрос: что же и как должно меняться в системе с учетом современных реалий? Сегодня представлено шесть направлений допобразования, но все они очень несбалансированы. Большинство кружков художественно-эстетического направления и спортивных секций, мы к ним как-то больше привыкли, а приоритетные для страны сейчас техническое и естественно-научное направления представлены совсем небольшим процентом.
Причины понятны: эти направления требуют больших вложений, развития материально-технической базы. Сейчас развитие экономики нашей страны требует рывка, а значит, важно правильно развивать как раз эти направления, и под это появились и средства, и нормативная база. Но, конечно, любое развитие должно быть в балансе с интересами ребенка.
Ответить: кто, как и чему будет учить детей и каков будет результат для конкретного ребенка - это и есть главный вопрос нынешней системы. Региональная модель формируется под цели и запросы региона, под идеи экономического развития, с учетом особенностей нашего края.
- Если школьное образование - обязательно, то кружки и секции - это уже выбор ребенка или даже родителя. Как привлечь и увлечь детей?
- Как раз реформирование системы поставило еще один важный вопрос: чем же и как у нас занимаются дети? И оказалось, что у нас есть проблемы с охватом детей: есть те, кто посещает два-три кружка, а есть те, кто оказался вообще вне системы дополнительного образования.
В том числе дети с разными потребностями: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, ребята из отдаленных территорий.
И поэтому, чтобы обеспечить максимальному количеству ребят возможность быть в системе допобразования, мы должны предоставить большой спектр кружков и объединений.
Сейчас в системе появились инструменты для развития, нормативные акты на федеральном уровне в том числе, а значит, и целевая поддержка.
Например, в рамках национального проекта «Образование» есть приоритетный проект «Цифровая образовательная среда», одним из его мероприятий является создание и открытие центров цифрового образования «IT-куб», мы первыми открыли такой в Хабаровском крае. Сейчас занятия на бюджетной основе, то есть бесплатно, посещают уже 400 ребят!
Еще один проект особо важный для нас: «Успех каждого ребенка» - в его рамках развиваются региональные системы дополнительного образования детей. Это не только увеличение охвата, акценты на доступность для разных категорий детей, но и важные задачи: например, увеличение числа детей, посещающих кружки технической и естественно-научной направленности до 15% от всех (сейчас же охват чуть более 8%).
Это и работа, направленная на профессиональную ориентацию, раскрытие потенциала ребенка в любом направлении. При этом система стала максимально открыта, активно вовлекает частный сектор, организации сферы культуры и спорта.
Например, задача дополнительного образования сделать доступным спортивные секции и позволить всем желающим заниматься. А самых талантливых мы «передаем» уже в учреждения сферы спорта, в школы олимпийского резерва, к примеру. Да, физическая культура и спорт не для всех ведь связаны с будущей профессией. Но польза для всех. И таких примеров взаимодействия - много!

- Виктория Викторовна, сейчас в любой школе и даже детском садике висят объявления о сертификате, позволяющем оплачивать хотя бы часть стоимости кружков или секций. Расскажите об этом.
- Мы сейчас много говорим об индивидуальном маршруте развития ребенка в системе дополнительного образования, о персонализации. И это еще одно большое и важное направление работы РМЦ - персонифицированное финансирование дополнительного образования. Это возможность каждому ребенку от 5 до 18 лет иметь свой, можно сказать, «фонд» для зачисления на занятия и оплаты, каждый родитель может получить такой сертификат - это документ с идентификационным номером.
За сертификатом закреплена вполне конкретная сумма. Например, за четыре месяца 2019 года номинал сертификата составлял от 3751 рубля до 11201 рубля! В зависимости от района края.
Очень важно, что поставщиками услуги могут быть не только государственные учреждения, но и частные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Сегодня в проекте участвуют уже 27 частных центров и список расширяется! Это и центры иностранных языков, и центры и клубы робототехники.
Очень важно, что это действительно добросовестные организации с качественными услугами, ведь, чтобы получить лицензию, необходимо соблюсти немало требований. Их деятельность регулярно проверяют!
Сделаю еще раз акцент: с помощью сертификата можно оплатить услугу или ее часть.
При этом есть возможность перемещаться с программы на программу, сохраняя неиспользованные средства на счету. Сейчас 14 муниципалитетов уже «вошли» в программу, 5 пока работают в тестовом режиме, там сертификат работает как документ учета охвата детей.
До 2021 года все районы края перейдут на систему ПФДО.
Бюджетным организациям, куда родители водят детей на бесплатные кружки, сертификаты также дают больше возможностей для развития и формируют конкурентную среду. А больше детей может быть лишь тогда, когда интересно!
Нам же сертификат дает возможность увидеть, какой же реальный охват детей и их предпочтения, что также поможет в формировании спектра услуг.
- Как и где можно получить сертификат?
- Оформить сертификат ПФДО легко: просто зарегистрироваться на сайте 27.pfdo.ru или в уполномоченных организациях края, более того - информация об этом есть в школах и детских садах.
Нужно просто заполнить заявление и приложить к нему копии необходимых документов, подтверждающих личность ребенка, или отсканировать (если подаете на сайте).
По факту, этот сайт - навигатор для родителей. Есть перечень поставщиков услуг и перечень программ - из около 4000! То есть родитель может выбрать кружок или секцию в определенном центре рядом с домом в любом муниципалитете края. Также увидеть содержание программ: чему и как будут учить ребенка.
При этом система допобразования очень гибко подстраивается под родителя и ребенка: например, из района им. Лазо можно приезжать в Хабаровск, из Амурска довольно близко до Комсомольска-на-Амуре. Кружок рядом с домом - это лишь предложение для удобства, водить ребенка можно, куда родители посчитают нужным!
- Мы говорили о том, что система должна быть доступна для всех детей. Как же ребята из глубинки?
- Все верно, поэтому очень важно использовать возможности сетевой реализации программ, дистанционных программ. Сейчас ведется большая аналитическая и практическая работа: мы изучаем спрос на направления и параллельно разрабатываем дистанционные программы.
Также есть краевые очно-заочные школы: физико-математическая, краеведческая, экологическая, которые также дают возможности для дальнейшего развития мотивированных и одаренных детей. Дети в заочных школах занимаются исследовательской работой и могут участвовать и во всероссийских конкурсах! Впрочем, они и участвуют, завоевывают награды!
Проводятся и очные сессии, где с ребятами работают лучшие специалисты и педагоги края, в том числе высшей школы.
- Виктория Викторовна, также речь шла и о «переформатировании» традиционных направлений. Что меняется?
- Сертификат как раз и создает конкурентную среду, как я и говорила. Параллельно с этим ведется большая работа по изменению содержания образовательных программ. Мы постоянно обучаем наших педагогов, причем передаем не только свой «внутренний» опыт - приглашаем лучших практиков, педагогов из других территорий, частных центров, лидеров предприятий края.
Обучение педагогов, профессиональное развитие - это тоже важная задача нацпроекта. Этот год как никогда был насыщен обучением. И оно, по факту, становится непрерывным.
Нам сложно массово выезжать в другие регионы на повышение квалификации, но, благодаря современным технологиям, мы можем учиться у лучших… каждый в своем кабинете! Мы сами сформировали запрос и обратились во Всероссийский центр художественного творчества, специалисты которого провели для своих коллег из Хабаровского края дистанционное обучение.
Также, чтобы реформировать систему, нужно понимать, что в ней есть. Для этого проводится инвентаризация. Фактически - это изучение и описание всего, что есть в сфере дополнительного образования и в смежных сферах: культуры, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта. Описывается всё, что может быть важно и полезно для организации деятельности детей: начиная от площадей, оборудования, инвентаря и заканчивая свободным временем, когда простаивают кабинеты.
Например, есть рядом с центром творчества техникум, в котором хороший большой спортзал, а своего у центра нет, а запрос от родителей на физкультурно-спортивные программы есть, то почему бы не договориться?
Также на повестке и кадровый вопрос. Каких специалистов не хватает, а каких - в избытке. Это поможет регулировать ситуацию любому муниципалитету, искать возможности для развития допобразования.
Более того, РМЦ изучает потенциал не только помещений, но и людей, которые могли бы привносить что-то интересное в систему: успешных студентов, наставников с производства, представителей бизнеса и общественности. Налаживаются связи с предприятиями и вузами. Система становится максимально открытой и практико-ориентированной.
В центре системы допобразования стоит ребенок, и программы должны помочь ему в будущем состояться как человеку, а возможно, выбрать профессию или сферу реализации, либо просто приобрести качества и навыки, необходимые для успеха в жизни!

Беседовала
Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.