поиск
1 ноября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Дополнительное образование открывает двери творчества

12.12.2013
Просмотры
369
Дополнительное образование открывает двери творчества
Юлия Мацко: «И вне уроков ребёнок развивает свои таланты»
Этот год назван федеральным министерством образования и науки Годом дополнительного образования, неудивительно, ведь системе в этом году исполнилось 95 лет. Педагоги всегда знали, что ребенок развивается не только на уроках, но и после них. И если школьные дисциплины давали базовые знания, то после уроков начинались занятия для души, не менее важные для формирования личности, пение, танцы, рисование, изготовление различных поделок, шитье, спорт, техническое творчество и многое другое.

О развитии дополнительного образования разговор с начальником управления воспитания и дополнительного образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлией Мацко.

- Многие родители считают, что школьных дисциплин для их ребенка вполне достаточно. Ведь даже музыка, изобразительное искусство есть в расписании их детей. Но так ли это? Насколько важно образование вне уроков?

- Мое глубокое убеждение, что дополнительное образование нельзя рассматривать как какой­то «придаток» к основному, это такая же полноценная сфера развития ребенка. Еще Макаренко говорил, что «человек не воспитывается по частям». Образование и воспитание должно быть целостным и в школе, и после нее.

Родители должны понимать, что школьные дисциплины это база, науки, которые помогут ребенку понять и увидеть мир вокруг себя. Но развить свои таланты уроки не всегда могут, ведь человек многогранен. Ему могут хорошо даваться науки математика, физика, но, вместе с тем, он может оказаться талантливым музыкантом. И если развить и эти способности, у человека будет больше возможностей для самореализации, к тому же давно доказано, что разностороннее развитие человека во многих направлениях, в принципе, развивает интеллект человека.

Например, детям, у которых с раннего возраста развивали музыкальный слух, часто отлично усваивают языки. Часто увлечение перерастает в профессию, в школьном кружке дети увлекаются, например, авиамоделированием, а потом появляется желание стать инженером.

Бывает и так, что ребенок не находит возможности реализации в школе, бывают и какие­то психологические трудности в общении, а на кружке или в студии он находит единомышленников, понимание, он может быть слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, а в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

Отношение к миру и к себе у успешного вне школы ребенка тоже меняется! Ведь после уроков совсем другая атмосфера, другие педагоги, другие задачи. Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания, о чем и признавались в своих интервью: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, Анатолий Чубайс, Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

И ребенок, что очень важно, свободен в выборе, чем ему заниматься, в отличие от школы, где все уроки обязательны! Возможно, именно выбор кружка это первый серьезный, «взрослый» выбор. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, дети и юношество могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, то есть в школе.

Опыт показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

И люди, работающие в нашей сфере, - особые люди, они не требуют от ребенка высоких результатов, у них другая задача создать атмосферу понимания, реализации, с ребенком они строят его индивидуальный путь. И, конечно, создают такие условия, что ребенку самому хочется расти, пробовать новое!

Отмечу, что и государство понимает важность этого направления: в концепции модернизации российской системы образования определено значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Как сказано в концепции: основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. И оно обязательно должно идти в ногу со временем, учитывать новшества и склонности детей. При этом кружки и секции это не просто возможность чем­то занять детей, давайте не будем забывать и о воспитательной роли.

Современные дети могут заниматься художественным и техническим творчеством, туристско­краеведческой и экологобиологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Другая важная роль дополнительного образования детей, как я уже отметила, его воспитательная доминанта. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. А это умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, ведь именно педагог может эмоционально и психологически поддерживать его.

- Юлия Евгеньевна, а что из себя представляет система дополнительного образования в крае? Что можно выбрать? Какие направления наиболее востребованы?

- Система дополнительного образования отраслей социальной сферы включает 120 образовательных организаций дополнительного образования (ООДО), в том числе 10 муниципальных в отрасли «Спорт», 57 муниципальных в отрасли «Образование», 45 муниципальных в отрасли «Культура», 2 муниципальных в отрасли «Молодежная политика» и 6 краевых государственных образовательных организаций дополнительного образования детей с общим охватом детей более 126,7 тыс. человек.

Работа в этом направлении ведется разными ведомствами, комплексно, не только министерством образования и науки. Например, музыкальные школы находятся в ведении министерства культуры и так далее.

В последнее время чаще всего ориентируются именно на потребности детей, постоянно отслеживают, что же им интересно. Тем не менее, самые популярные попрежнему творческие и спортивные кружки и секции. Пользуются спросом туристско-краеведческие объединения, нравится детям заниматься экологией.

Всего же в крае 8996 кружков и объединений, в которых педагогами реализуется более 3,6 тыс. общеобразовательных программ, 35% которых разработаны для учащихся 8-11-х классов и направлены на организацию занятости подростков во внеурочное время, социальную адаптацию, профилактику правонарушений. В практику работы внедряются интегрированные программы, имеющие социальную направленность.

Как я уже говорила, государство уделяет нашей сфере образования довольно много внимания. Согласно указанию Правительства РФ, поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Хочется отметить, что в Хабаровском крае в первом полугодии 2013 года данный показатель в отраслях социальной сферы уже составляет чуть более 76 процентов. К концу 2013 года планируется, что охват дополнительным образованием детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет составит 77 процентов, а к 2020 году до 85 процентов.

- Губернатор Вячеслав Шпорт неоднократно говорил о развитии технического творчества, ведь именно оно становится основой для будущего выбора инженерной профессии, какие направления в этой связи развиваются, каковы перспективы?
- Одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования детей сегодня является развитие техносферы образования. В кружках технической направленности занимается более 4,5 тыс. детей.

В июле этого года в Николаевском муниципальном районе открылось новое учреждение дополнительного образования детей городской Центр детского (юношеского) технического творчества. А еще в текущем учебном году запланировано открытие новых объединений технической направленности в Нанайском, Николаевском, Солнечном, Охотском районах.

Особое внимание здесь такому популярному и актуальному нынче явлению робототехнике. Разработан перспективный план по ее развитию в крае. В конце ноября в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый фестиваль робототехники, который прошел на базе технопарка Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Направление перспективное, а главное, востребованное у детей и подростков.

Уже отметила, что фестиваль прошел на базе КнАГТУ и решение провести его именно в этом вузе было принято не случайно, очень хочется, особенно в технической сфере, связать детское творчество и вузовскую науку. И мы стараемся уделить как можно больше внимания сетевому взаимодействию с высшими учебными заведениями, используя их базу, опыт работы и знания.

- Насколько кружки, секции доступны детям?

- Уверенно могу сказать, что услуги по дополнительному образованию доступны для каждого ребенка в Хабаровском крае. Из широкого спектра кружков, объединений и программ каждый школьник может выбрать то, в чем сможет реализовать свои желания и проявить свои способности. В учреждениях дополнительного образования детей 95% кружков и объединений действуют на бесплатной основе. И хочется отметить, что выбор направлений достаточно большой и с ребятами работают чудесные педагоги, многие из которых являются гордостью не только Хабаровского края, но и нашей страны.

Вообще, специалисты, работающие в этой сфере, люди уникальные. Часто это энтузиасты, которые приходят в профессию из любви к своему увлечению и детям, с желанием поделиться своими знаниями. И они не только умеют увлечь любимым делом, чему-то научить, но и помочь самому ребенку понять себя, увидеть в себе таланты. Недаром конкурс профессионального мастерства педагогов допобразования называется «Сердце отдаю детям» это действительно так. Им хватает терпения, сил, чувства юмора, фантазии, чтобы решать любые ситуации, помогать преодолевать любые трудности. И уже ставшие взрослыми, бывшие юные техники, юнкоры, вокалисты, экологи, туристы, ставшие сейчас компетентными людьми в своих сферах, заслужившие уважение, признаются, что именно благодаря внешкольной работе смогли определиться с будущей профессией. И приводят своих детей к любимым педагогам, в родной центр творчества, спортивный комплекс.

- Новые образовательные стандарты говорят о том, что дети должны получать бесплатные внеурочные занятия по интересам, это нововведение уже пришло в начальные классы. Какова сейчас связь школы и системы допобразования?

- Все верно! Это как раз касается того, о чем я уже говорила, на уровне государства подчеркивается важность развития ребенка и не только на уроках. И это очень правильно, что федеральные государственные образовательные стандарты заговорили о тандеме учителяпредметника и педагога допобразования. Ведь как бывает, родители не хотят куда-то водить ребенка или в том месте, где живет ученик, не было возможности посещать кружок, теперь это обязательно, причем контролирует выполнение этих обязательств государство. И это должны быть не какие­-нибудь кружки, чтобы были, а именно интересные для детей, современные, способствующие развитию в современном мире.

Нынешняя российская система обучения детей и подростков уже давно основывается на тандеме массовой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. И если главная задача школ, лицеев и гимназий дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, а школьная программа целиком направлена на поступление в высшее учебное заведение, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, особенно одаренных.

Поэтому сейчас центры творчества и школы находят удобные формы работы педагоги допобразования приходят в школы или, наоборот, детей водят в эти центры, придумывают интересные формы взаимодействия. И хорошо, что государство обратило внимание и заработная плата растет.

Что ещё даёт дополнительное образование? Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг! И, конечно, мы, родители, должны поддерживать своего ребенка, в том числе и в этих начинаниях.

Беседовала
Мария НАКОНЕЧНАЯ.
Фото Дарьи УЛАНОВОЙ.