Чем измерить качество
29.08.2013
331
Екатерина Кошельникова: «В оценке качества - индивидуальный подход»
Сегодня о качестве образования говорят и пишут довольно часто. Однако для многих из нас этот актуальный термин всё ещё остаётся загадкой. Как понять, получает ли школьник качественное образование? Как оценить и чем измерить его уровень? Об этом мы говорим с начальником отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки Хабаровского края Екатериной Кошельниковой.
- Екатерина Юрьевна, так что же такое качество образования?
- Давайте начнём с того, что дать точное определение самому слову «качество» достаточно сложно. Знаменитый американский специалист в области управления качеством Джеймс Харрингтон однажды сказал, что «качество - вещь забавная: все о нём говорят, каждый думает, что знает, что это такое, но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества». Полностью с ним согласна.
Однако к концу 2012 года российская педагогическая общественность всё-таки договорилась по этому поводу, и определение качества образования есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Там сказано, что это комплексная характеристика, которая определяет, в какой степени подготовка учащихся соответствует федеральным государственным и другим образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Также оценивается и то, в какой степени учащийся достиг планируемых результатов образовательной программы.
- Но ведь у самих школьников и их родителей наверняка несколько иной подход…
- Верно. Готовя положение о региональной системе оценки качества образования, специалисты краевого министерства образования и науки провели анкетирование учеников и их родителей. Согласно его результатам, 79 процентов родителей и больше 80 процентов учеников считают образование качественным, если выпускник образовательного учреждения имеет хорошие основы базовых знаний и умений. Около 64 процентов опрошенных уверены, что качественное образование подразумевает ещё и умение выстраивать отношения с различными людьми. 59 процентов родителей и 65 процентов школьников отметили, что выпускники образовательного учреждения должны уметь формулировать жизненную цель и намечать пути ее достижения. Также важными считаются такие параметры, как конкурентоспособность в современном мире, а также умение доводить начатое до конца и брать на себя ответственность.
- То есть и у специалистов в области образования, и у родителей, и у учеников есть вполне определённые критерии. Почему тогда необходима целая система оценки качества образования?
- Дело в том, что исследования многочисленных международных экспертов показали: просто контроль качества образования на сегодняшний день не эффективен. В России необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. То есть проверка и оценка должны уравновеситься мерами поддержки и соответствующей организационно-методической помощью для тех образовательных организаций и учителей, которые работают менее эффективно, чем их коллеги.
Такую работу невозможно делать разрозненно. Поэтому построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования сегодня - один из приоритетов национальной образовательной политики.
- А как этот процесс идёт у нас в регионе?
- Основные шаги по формированию региональной системы оценки качества образования - это, во-первых, участие края в международных исследованиях в области качества образования ТIМS и PISA с конца 90-х годов. Во-вторых, с 2003 по 2006 год Хабаровский край совместно с 14 другими субъектами Российской Федерации участвовал в проекте по разработке критериев качества образования и подходов к его измерению. А в-третьих и в главных - с 2003 года мы являемся участниками единого государственного экзамена: сначала в качестве эксперимента, а затем и в штатном режиме. Без его введения измерить результаты освоения стандартов по школьным предметам просто не представлялось возможным. Единые контрольно-измерительные материалы, единые требования к проверке, снижение доли субъективизма при оценке экзаменационных работ. Именно с ЕГЭ и началось развитие системы оценки качества образования в России.
- Каковы преимущества системы оценки качества образования?
- Система оценки должна помочь определить, обеспечивает ли система образования положительную динамику результатов обучения школьников.
Систематическая внешняя оценка даст основания для применения такого показателя, как «устойчивость результатов», без которого не бывает настоящего профессионализма и передового опыта.
Важными преимуществами региональной системы оценки качества образования для образовательных организаций является справедливое распределение ответственности, а для работников образования - правильное осознание и позиционирование себя в конкурентной среде, объективная основа оценки их труда.
- В чем эффективность системы оценки качества? Что смогут получить потребители образовательных услуг?
- У каждой группы потребителей образовательных услуг есть свои интересы в сфере образования. Так, учащиеся нуждаются в информации, отражающей их личный прогресс и учебные потребности. Учителя - в информации для корректировки процесса обучения. Родители хотят следить за прогрессом собственных детей и решать, необходимо ли вмешиваться в деятельность образовательной организации или в процесс учения своего ребенка. Граждане - проверять, обеспечивает ли образовательная система достижение значимых для них социальных, образовательных, здоровьесберегающих и экономических целей и делает ли она это эффективно. И так далее.
Главным принципом системы является уход от усредненных результатов - так называемой «средней температуры по больнице» - в сторону индивидуального подхода к оценке качества обучения.
- Но как можно измерить качество и тем более управлять им?
- Край в течение трёх лет участвовал в проектах по разработке оценки качества образования в начальной школе и дошкольных образовательных организациях. Теперь мы знаем, что и как оценивать.
Для измерения качества образования мало использовать результаты усвоения школьных предметов. Сюда включается оценка внеучебной деятельности ребенка, измеряется уровень социализации, оцениваются кадровые ресурсы, материально-техническая база организации. Именно ресурсы определяют то, насколько качественно преподаётся учебный предмет. Нет современно оборудованных кабинетов физики или химии - знания учеников так и остаются на теоретическом уровне. Если компьютерный класс доступен для всех обучающихся, то их знания и навыки в сфере использования информационных технологий гораздо выше.
И только тогда, когда все значения показателей определены, начинается следующя фаза - принятие управленческих решений. Все показатели надо взаимоувязать, определить, какие напрямую, а какие косвенно влияют на результаты обучающихся или воспитанников. И таким образом обнаружить «слабое звено». Новый подход к оцениванию - мера своевременная и необходимая. Мы понимаем, что мало создать положение о системе оценки качества образования, необходимо, чтобы все звенья этой системы работали чётко, как часы. Первый этап внедрения региональной системы оценки качества образования завершится к 2015 году.
Беседовала
Наталья Осокина.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.
- Екатерина Юрьевна, так что же такое качество образования?
- Давайте начнём с того, что дать точное определение самому слову «качество» достаточно сложно. Знаменитый американский специалист в области управления качеством Джеймс Харрингтон однажды сказал, что «качество - вещь забавная: все о нём говорят, каждый думает, что знает, что это такое, но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества». Полностью с ним согласна.
Однако к концу 2012 года российская педагогическая общественность всё-таки договорилась по этому поводу, и определение качества образования есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Там сказано, что это комплексная характеристика, которая определяет, в какой степени подготовка учащихся соответствует федеральным государственным и другим образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Также оценивается и то, в какой степени учащийся достиг планируемых результатов образовательной программы.
- Но ведь у самих школьников и их родителей наверняка несколько иной подход…
- Верно. Готовя положение о региональной системе оценки качества образования, специалисты краевого министерства образования и науки провели анкетирование учеников и их родителей. Согласно его результатам, 79 процентов родителей и больше 80 процентов учеников считают образование качественным, если выпускник образовательного учреждения имеет хорошие основы базовых знаний и умений. Около 64 процентов опрошенных уверены, что качественное образование подразумевает ещё и умение выстраивать отношения с различными людьми. 59 процентов родителей и 65 процентов школьников отметили, что выпускники образовательного учреждения должны уметь формулировать жизненную цель и намечать пути ее достижения. Также важными считаются такие параметры, как конкурентоспособность в современном мире, а также умение доводить начатое до конца и брать на себя ответственность.
- То есть и у специалистов в области образования, и у родителей, и у учеников есть вполне определённые критерии. Почему тогда необходима целая система оценки качества образования?
- Дело в том, что исследования многочисленных международных экспертов показали: просто контроль качества образования на сегодняшний день не эффективен. В России необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. То есть проверка и оценка должны уравновеситься мерами поддержки и соответствующей организационно-методической помощью для тех образовательных организаций и учителей, которые работают менее эффективно, чем их коллеги.
Такую работу невозможно делать разрозненно. Поэтому построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования сегодня - один из приоритетов национальной образовательной политики.
- А как этот процесс идёт у нас в регионе?
- Основные шаги по формированию региональной системы оценки качества образования - это, во-первых, участие края в международных исследованиях в области качества образования ТIМS и PISA с конца 90-х годов. Во-вторых, с 2003 по 2006 год Хабаровский край совместно с 14 другими субъектами Российской Федерации участвовал в проекте по разработке критериев качества образования и подходов к его измерению. А в-третьих и в главных - с 2003 года мы являемся участниками единого государственного экзамена: сначала в качестве эксперимента, а затем и в штатном режиме. Без его введения измерить результаты освоения стандартов по школьным предметам просто не представлялось возможным. Единые контрольно-измерительные материалы, единые требования к проверке, снижение доли субъективизма при оценке экзаменационных работ. Именно с ЕГЭ и началось развитие системы оценки качества образования в России.
- Каковы преимущества системы оценки качества образования?
- Система оценки должна помочь определить, обеспечивает ли система образования положительную динамику результатов обучения школьников.
Систематическая внешняя оценка даст основания для применения такого показателя, как «устойчивость результатов», без которого не бывает настоящего профессионализма и передового опыта.
Важными преимуществами региональной системы оценки качества образования для образовательных организаций является справедливое распределение ответственности, а для работников образования - правильное осознание и позиционирование себя в конкурентной среде, объективная основа оценки их труда.
- В чем эффективность системы оценки качества? Что смогут получить потребители образовательных услуг?
- У каждой группы потребителей образовательных услуг есть свои интересы в сфере образования. Так, учащиеся нуждаются в информации, отражающей их личный прогресс и учебные потребности. Учителя - в информации для корректировки процесса обучения. Родители хотят следить за прогрессом собственных детей и решать, необходимо ли вмешиваться в деятельность образовательной организации или в процесс учения своего ребенка. Граждане - проверять, обеспечивает ли образовательная система достижение значимых для них социальных, образовательных, здоровьесберегающих и экономических целей и делает ли она это эффективно. И так далее.
Главным принципом системы является уход от усредненных результатов - так называемой «средней температуры по больнице» - в сторону индивидуального подхода к оценке качества обучения.
- Но как можно измерить качество и тем более управлять им?
- Край в течение трёх лет участвовал в проектах по разработке оценки качества образования в начальной школе и дошкольных образовательных организациях. Теперь мы знаем, что и как оценивать.
Для измерения качества образования мало использовать результаты усвоения школьных предметов. Сюда включается оценка внеучебной деятельности ребенка, измеряется уровень социализации, оцениваются кадровые ресурсы, материально-техническая база организации. Именно ресурсы определяют то, насколько качественно преподаётся учебный предмет. Нет современно оборудованных кабинетов физики или химии - знания учеников так и остаются на теоретическом уровне. Если компьютерный класс доступен для всех обучающихся, то их знания и навыки в сфере использования информационных технологий гораздо выше.
И только тогда, когда все значения показателей определены, начинается следующя фаза - принятие управленческих решений. Все показатели надо взаимоувязать, определить, какие напрямую, а какие косвенно влияют на результаты обучающихся или воспитанников. И таким образом обнаружить «слабое звено». Новый подход к оцениванию - мера своевременная и необходимая. Мы понимаем, что мало создать положение о системе оценки качества образования, необходимо, чтобы все звенья этой системы работали чётко, как часы. Первый этап внедрения региональной системы оценки качества образования завершится к 2015 году.
Беседовала
Наталья Осокина.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.