поиск
1 ноября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Чем измерить качество

29.08.2013
Просмотры
331
Чем измерить качество
Екатерина Кошельникова: «В оценке качества - индивидуальный подход»
Сегодня о качестве образования говорят и пишут довольно часто. Однако для многих из нас этот актуальный термин всё ещё остаётся загадкой. Как понять, получает ли школьник качественное образование? Как оценить и чем измерить его уровень? Об этом мы говорим с начальником отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки Хабаровского края Екатериной Кошельниковой.

- Екатерина Юрьевна, так что же такое качество образования?

- Давайте начнём с того, что дать точное определение самому слову «качество» достаточно сложно. Знаменитый американский специалист в области управления качеством Джеймс Харрингтон однажды сказал, что «качество - вещь забавная: все о нём говорят, каждый думает, что знает, что это такое, но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества». Полностью с ним согласна.

Однако к концу 2012 года российская педагогическая общественность всё-таки договорилась по этому поводу, и определение качества образования есть в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Там сказано, что это комплексная характеристика, которая определяет, в какой степени подготовка учащихся соответствует федеральным государственным и другим образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Также оценивается и то, в какой степени учащийся достиг планируемых результатов образовательной программы.

- Но ведь у самих школьников и их родителей наверняка несколько иной подход…

- Верно. Готовя положение о региональной системе оценки качества образования, специалисты краевого министерства образования и науки провели анкетирование учеников и их родителей. Согласно его результатам, 79 процентов родителей и больше 80 процентов учеников считают образование качественным, если выпускник образовательного учреждения имеет хорошие основы базовых знаний и умений. Около 64 процентов опрошенных уверены, что качественное образование подразумевает ещё и умение выстраивать отношения с различными людьми. 59 процентов родителей и 65 процентов школьников отметили, что выпускники образовательного учреждения должны уметь формулировать жизненную цель и намечать пути ее достижения. Также важными считаются такие параметры, как конкурентоспособность в современном мире, а также умение доводить начатое до конца и брать на себя ответственность.

- То есть и у специалистов в области образования, и у родителей, и у учеников есть вполне определённые критерии. Почему тогда необходима целая система оценки качества образования?

- Дело в том, что исследования многочисленных международных экспертов показали: просто контроль качества образования на сегодняшний день не эффективен. В России необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. То есть проверка и оценка должны уравновеситься мерами поддержки и соответствующей организационно-методической помощью для тех образовательных организаций и учителей, которые работают менее эффективно, чем их коллеги.

Такую работу невозможно делать разрозненно. Поэтому построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования сегодня - один из приоритетов национальной образовательной политики.

- А как этот процесс идёт у нас в регионе?

- Основные шаги по формированию региональной системы оценки качества образования - это, во-первых, участие края в международных исследованиях в области качества образования ТIМS и PISA с конца 90-х годов. Во-вторых, с 2003 по 2006 год Хабаровский край совместно с 14 другими субъектами Российской Федерации участвовал в проекте по разработке критериев качества образования и подходов к его измерению. А в-третьих и в главных - с 2003 года мы являемся участниками единого государственного экзамена: сначала в качестве эксперимента, а затем и в штатном режиме. Без его введения измерить результаты освоения стандартов по школьным предметам просто не представлялось возможным. Единые контрольно-измерительные материалы, единые требования к проверке, снижение доли субъективизма при оценке экзаменационных работ. Именно с ЕГЭ и началось развитие системы оценки качества образования в России.

- Каковы преимущества системы оценки качества образования?

- Система оценки должна помочь определить, обеспечивает ли система образования положительную динамику результатов обу­чения школьников.

Систематическая внешняя оценка даст основания для применения такого показателя, как «устойчивость результатов», без которого не бывает настоящего профессионализма и передового опыта.

Важными преимуществами региональной системы оценки качества образования для образовательных организаций является справедливое распределение ответственности, а для работников образования - правильное осознание и позиционирование себя в конкурентной среде, объективная основа оценки их труда.

- В чем эффективность системы оценки качества? Что смогут получить потребители образовательных услуг?

- У каждой группы потребителей образовательных услуг есть свои интересы в сфере образования. Так, учащиеся нуждаются в информации, отражающей их личный прогресс и учебные потребности. Учителя - в информации для корректировки процесса обучения. Родители хотят следить за прогрессом собственных детей и решать, необходимо ли вмешиваться в деятельность образовательной организации или в процесс учения своего ребенка. Граждане - проверять, обеспечивает ли образовательная система достижение значимых для них социальных, образовательных, здоровьесберегающих и экономических целей и делает ли она это эффективно. И так далее.

Главным принципом системы является уход от усредненных результатов - так называемой «средней температуры по больнице» - в сторону индивидуального подхода к оценке качества обучения.

- Но как можно измерить качество и тем более управлять им?

- Край в течение трёх лет участвовал в проектах по разработке оценки качества образования в начальной школе и дошкольных образовательных организациях. Теперь мы знаем, что и как оценивать.

Для измерения качества образования мало использовать результаты усвоения школьных предметов. Сюда включается оценка внеучебной деятельности ребенка, измеряется уровень социализации, оцениваются кадровые ресурсы, материально-техническая база организации. Именно ресурсы определяют то, насколько качественно преподаётся учебный предмет. Нет современно оборудованных кабинетов физики или химии - знания учеников так и остаются на теоретическом уровне. Если компьютерный класс доступен для всех обучающихся, то их знания и навыки в сфере использования информационных технологий гораздо выше.

И только тогда, когда все значения показателей определены, начинается следующя фаза - принятие управленческих решений. Все показатели надо взаимоувязать, определить, какие напрямую, а какие косвенно влияют на результаты обучающихся или воспитанников. И таким образом обнаружить «слабое звено». Новый подход к оцениванию - мера своевременная и необходимая. Мы понимаем, что мало создать положение о системе оценки качества образования, необходимо, чтобы все звенья этой системы работали чётко, как часы. Первый этап внедрения региональной системы оценки качества образования завершится к 2015 году.

Беседовала
Наталья Осокина.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.