Психологи, психиатры, социологи очень часто говорят о том, что нельзя кричать на детей, и объясняют, почему этого не стоит делать. Однако, по их мнению, каждый второй родитель продолжает время от времени в воспитательных целях кричать на ребенка, а каждый третий делает это постоянно. Об опасности крика на детей рассуждает кандидат психологических наук, доцент Юлия Кочетова.
Проблема влияния семьи на психическое развитие ребенка - крайне важная тема, которая не потеряет своей актуальности никогда. Более того, данная проблема представляет интерес не только для психологов и педагогов, но и в первую очередь для самих родителей, поскольку именно они - первые люди в жизни ребенка, которые вводят его в этот мир. Таким образом, семья играет в развитии ребенка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью.
Семья выполняет несколько функций в жизни ребенка и как ближайшее социальное окружение удовлетворяет потребность ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Э. Г. Эйдемиллер, Дж. Боулби, Л. И. Божович, М. И. Лисина и др.).
Воспитание - процесс сложный и многогранный, не все зависит только от знаний о правильном подходе, во многом это и специфика эмоциональной сферы самого родителя, его индивидуальные особенности, собственный опыт воспитания в прародительской семье.
Не всегда родителю удается экологично донести информацию до ребенка, тем более когда он сильно раздражен, без ресурса, эмоционально подавлен. В такие моменты сложно контролировать свои эмоции и можно сорваться и перейти на крик.
Опасность крика
Давайте разберемся, насколько опасно повышать голос на ребенка и как влияет крик на психическое его развитие?
Если обратиться к исследованиям психиатров и нейробиологов, можно обнаружить ряд работ, которые свидетельствуют о том, что крик на ребенка, оскорбления и другие наказания подобного рода меняют структуру головного мозга ребенка.
Как это происходит? На физиологическом уровне нейробиологи отмечали уменьшение мозолистого тела в мозге. Оно расположено между двумя полушариями мозга в теменно-затылочной части.
Это крайне чувствительная часть головного мозга, поскольку состоит из порядка двухсот миллионов проводящих нервных волокон. Функция мозолистого тела - координация работы мозга и поддержание передачи информации от одного полушария к другому. В результате изменений в мозолистом теле активность в разных частях мозга снижалась.
Как следствие - у ребенка значительно ухудшался уровень развития познавательных процессов: снижалась память, ухудшались концентрация и объем внимания, терялось эмоциональное равновесие, появлялись тревога и страхи.
Данные исследования проводились в рамках сравнения условно-нормативной выборки и выборки детей, которые подвергались подобного рода наказаниям.
Когда мы кричим на ребенка, проявляем в его сторону агрессию. Безусловно, она не физическая, но это не означает, что воздействие и причиненный ущерб от этого уменьшаются.
Исследования влияния детско-родительских отношений на возникновение страхов и тревожности у детей также подтверждают, что отсутствие эмоциональной близости, агрессия в сторону ребенка, крик и физические наказания - причина эмоционального неблагополучия.
Так, в исследованиях Ю. Кочетовой и Н. Авдеевой было выявлено, что существуют общие и специфические типы семейного воспитания, связанные с возникновением эмоционального неблагополучия (страхов и тревожности) у детей 5-7 лет, также были выявлены особенности восприятия семейной ситуации детьми с подобными проблемами.
К общим типам относятся низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности.
К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей, высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания. В беседах (по результатам рисуночных методик) дети отмечали, что мама или папа могли ругаться и кричать дома, сильно злиться на них и проявлять агрессию.
Таким образом, одним из существенных последствий крика в области психического развития ребенка являются возрастание числа страхов, которые не являются условно-нормативными, а также повышение общего уровня тревоги у детей.
Признаки
Существуют некоторые маркеры в поведении, которые могут являться для психолога гипотезой о том, что на ребенка, возможно, повышают голос дома на постоянной основе.
В поведении ребенка обнаруживается модель поведения, подобная той, которая есть в его семье, то есть ребенок подражает родителю - ведет себя агрессивно со сверстниками, кричит, оскорбляет. Ребенок отзеркаливает поведение, которое демонстрируют родители в семье.
В подростковом возрасте такие дети часто вовлекаются в процесс буллинга в школе, а иногда даже являются его инициаторами. Известно, что подростки, проявляющие агрессию в сторону своих сверстников, часто испытывали недостаток внимания в семье.
Также психологи могут наблюдать прямо противоположную картину: ребенок очень зажат, крайне тревожен, испытывает страх перед всем незнакомым, не уверен в себе, эмоционально лабилен.
Если родители на систематической основе повышали голос, оскорбляли подростка в его детстве, то в будущем можно ожидать ряд проблем, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, наличием склонности ко лжи, неготовностью делиться своими проблемами и переживаниями со взрослым даже в самых сложных ситуациях.
Причины
Безусловно, причины того, что родитель повышает голос, далеко не всегда связаны только с плохим поведением детей.
Крик может показывать, что родитель находится в ситуации беспомощности и просто не знает, как еще он может воздействовать на ребенка, как добиться выполнения семейных правил или по-другому договориться с ребенком.
Поэтому очень важно повышать родительскую компетентность, способность выполнять свои родительские функции - учиться находить компромисс с ребенком, использовать в общении «Я-высказывания», учитывать возрастные особенности развития детей и пр.
Повышение голоса на ребенка может свидетельствовать о потребности родителя таким образом доказать свой авторитет, доминировать над ребенком. Более того, взрослый может этого не осознавать, поэтому важно проводить рефлексию своего поведения, задумываться о причинно-следственных связях своих поступков и анализировать свои истинные потребности.
Одной из самых частых причин того, что родитель срывается на крик, являются усталость, высокий уровень стресса и как следствие - потеря контроля над своими эмоциями. В подобных случаях надо работать с причиной, а не со следствием.
Поэтому необходимо учиться управлять своими эмоциями, повышать эмоциональную гибкость, развивать эмоциональный интеллект. В этой ситуации также помогут различные техники расслабления и релаксации - заземление, диафрагмальное дыхание, техники мышечной релаксации и пр.
Важно не забывать про восполнение ресурса, для этого необходимы здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях.
Для родителей также полезно научиться устанавливать семейные правила и обговаривать с ребенком последствия их нарушения. Например, не делать ребенку что-то плохое (кричать), а лишить каких-то привилегий: к примеру, невыученные уроки - соответственно, запрет на компьютерные игры. Необходимо научиться выстраивать с ребенком диалог, уметь обсуждать альтернативы и находить компромиссы.
Если родителю сложно справиться с собственными эмоциями и повышение голоса случается на постоянной основе, стоит пересмотреть свое поведение и проконсультироваться с психологом.
Подготовил
И. ДМИТРИЕВ.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях
06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева
06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино
06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края
06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца
06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае
06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы
06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан
05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой
05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны
05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе
04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края
13.06.2023 10:26
Как родителям сопровождать взросление сына
Нужно ли быть с мальчиками строже и сдержаннее или их стоит чаще обнимать и жалеть
08.06.2023 15:06
Как и зачем прививать ребёнку любовь к сказкам
Сказочные истории - первые литературные произведения, с которыми сталкивается ребенок с самых первых месяцев жизни.
Нет комментариев