Что такое настоящее счастье

19.09.13 16:48 | Детский вопрос | 4м. 27 c.
Что такое настоящее счастье
Ольга Шушкова уверена: детский дом - явление вынужденное, а иногда и спасительное

Нашему детскому дому недавно исполнилось 80 лет. Мы гордимся своими воспитанниками и их маленькими достижениями, но понимаем: они были бы более счастливы, если бы жили в семье с мамой и папой, даже пусть и приёмными. Воспитание ребёнка в отрыве от семьи - явление противоестественное. Только пример личного поведения членов семьи помогает ему войти в социальную жизнь позитивно и целеустремлённо. Детский дом - явление вынужденное, но иногда спасительное для ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

В 2005 году в нашем учреждении впервые была разработана комплексная программа развития с несколькими подпрограммами: по социально-бытовой адаптации детей (чтобы научить их готовить, сервировать стол, понимать цену продуктов и покупать их, вставить дверной замок, забить гвоздь и т. д.); по формированию у воспитанников положительного образа семьи, чтобы они сами хотели в будущем создать семью, умели строить свой быт, семейные отношения, и, самое главное - по формированию у них представления социальных ролей в семье родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер и т. д.

На специальных групповых и индивидуальных занятиях, во время посещения домов сотрудников, бывая с ребятами на дачных и приусадебных участках, в супермаркетах или в больницах, где находятся оставленные родителями маленькие дети, мы пытаемся приблизить наших воспитанников к пониманию, что семья - это здорово, но без усилий самого человека она никогда не станет для него важным элементом его жизни. Формируем у них желание иметь семью как потребность и сохранять её как необходимость.

В 2007-2008 годах детдом получил статус краевой экспериментальной площадки по разработке программы и внедрения опыта работы среди учреждений общественного воспитания города Хабаровска по теме «Сопровождение выпускников в постинтернатный период» - то есть после выхода из детского дома.

Этот опыт помог нам разделить работу на предвыпускной и послевыпускной периоды. В предвыпускном наши воспитанники на специальных занятиях изучают основы законодательства, свои права и обязанности для организации своей жизни вне детского дома, усваивают основы будущей выбранной профессии, здоровьесберегающие технологии, чтобы уметь заботиться о своём здоровье. В послевыпускной период в течение нескольких месяцев, а иногда даже нескольких лет наши сотрудники курируют своих выпускников, помогая им во всех вопросах юридического и житейского характера. Особенно важно сопровождение, когда наши воспитанники становятся мамами или папами практически сразу после выхода из детского дома. Задача такого выпускника - суметь вспомнить все навыки социальных ролей, полученных на занятиях, задача нашего сопровождения - предотвратить вторичное сиротство их родившихся детей.

В 2008 году в детском доме открылась служба по развитию различных форм устройства наших воспитанников в семью.

Главным здесь является психологическая подготовка детей и будущих приёмных родителей к совместному проживанию, а также сопровождение семьи в период становления её как приёмной. За пять лет 34 воспитанника устроены в приёмные семьи.

К сожалению, обучение не было тогда обязательным для приёмных родителей, и многие психологические особенности наших детей не принимались ими всерьёз, четверо ребят уже в подростковом возрасте были возвращены в детский дом. Потребовались огромные усилия для новой реабилитации этих дважды преданных - сначала родными, потом приемными родителями - детей, чтобы залечить их боль. Такие подростки всю боль и обиду прячут глубоко внутри себя, они способны на суицид и могут проявлять очень большую агрессию и жестокость по отношению к окружающим.

С 2011 года обучение в «Службе по подбору, обучению и сопровождению приёмных семей» стало обязательным, и сегодня те приёмные родители, которые прошли обучение у наших специалистов, понимают, что только любовью и безусловным принятием чужого ребёнка при его воспитании в семье ограничиться нельзя. Это ещё и огромный труд каждого из родителей, необходимый для исправления негативных психических и поведенческих процессов, сформированных у ребёнка в асоциальной родной семье, и укрепившегося в нём внутреннего и внешнего статуса «сироты».

Обучение в службе даёт возможность приёмным родителям ещё и ещё раз взвесить свои силы на совершение такого ответственного шага.

С 2011 года на сопровождении наших специалистов находятся 74 замещающих семьи, большинство из них воспитывают детей подросткового возраста. Чаще всего семьи испытывают потребность в работе с педагогом-психологом, с клиническим психологом и в коррекционной работе, связанной с поведением ребёнка в семье и школе. С родителями-то у нас проблем нет, а есть со школами, где обучаются дети.

Педагоги службы сопровождения часто решают конфликты, случившиеся не внутри самой семьи, принявшей ребёнка, а помогают родителям разбираться с конфликтами, возникающими у ребёнка со школой.

Учителя почему-то считают, что ребенка лучше забрать из-под опеки у приёмной семьи, поместить его в детский дом, и тогда он станет идеальным, перестанет хулиганить, дерзить и пропускать занятия. Приходится посещать педагогические советы в школах и учить педагогов, как поступать в сложившихся ситуациях.

Хотя все учителя получили дипломы вузов и изучали возрастную психологию, необходимо ещё обратиться к коррекционной педагогике и понять проблемы детей, которые длительное время воспитываются в условиях материнской депривации. Но надо сказать, что постепенно всё-таки процесс благодаря нашим специалистам улучшается и учителя начинают понимать, что чужих детей не бывает.

Приёмные родители совершили гражданский и человеческий поступок, а некоторые из них - неоднократно. Сегодня благодаря им и слаженной работе органов опеки и попечительства, специалистов служб по подбору, обучению и сопровождению приёмных семей закрываются группы и детские дома полностью.

Может быть, скоро наши учреждения будут перепрофилированы в центры временного содержания детей, и каждому ребёнку повезёт: после недолгого нахождения там для него обязательно найдётся приёмная семья.

Но это пока мечты. И те дети, которые сегодня воспитываются у нас, продолжают получать поддержку и заботу от государства. В 2012 году на денежные гранты, полученные от министерства образования и науки Хабаровского края, наш детский дом начал переустройство групп с условиями проживания, приближенными к домашним. В спальнях, где спали по 10-12 человек, сегодня живут по двое. В каждой группе устроены постирочные и сушилки, дети сами могут стирать свои вещи в машинке; есть кухня и столовая, воспитанники с удовольствием готовят себе ужин и еду в выходные и праздничные дни.

Мы стараемся, чтобы братья и сёстры по возможности находились в одной группе. Число воспитанников в группе сократилось до восьми человек, все группы разновозрастные. Две дошкольные закрыты, осталась одна, в которой всего пятеро детей. Число воспитанников с 2008 года с 60 человек на сегодняшний день сократилось до 42 человек. Большинство детей ушли в приемные семьи или под опеку. Уверена, что сопровождение замещающих семей - действительно эффективная профилактика вторичного отказа от детей и гарантия, что семьи, в которых происходят различные сложные ситуации, сохраняются.

Автор: Ольга Шушкова, директор Хабаровского детского дома №4. Фото Вячеслава РЕУТОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



13.06.2023 10:26
Как родителям сопровождать взросление сына
Нужно ли быть с мальчиками строже и сдержаннее или их стоит чаще обнимать и жалеть

08.06.2023 15:06
Как и зачем прививать ребёнку любовь к сказкам
Сказочные истории - первые литературные произведения, с которыми сталкивается ребенок с самых первых месяцев жизни.