
– Давайте традиционно подведём итоги 2024 года. Каким он был для Дальнего Востока и Арктики?
– Год, наверное, был сложным, как для всей нашей страны. Но все основные векторы сохранились. Вы помните, что президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом. Вот ровно в рамках этих положений мы и движемся.
Дальний Восток по притоку инвестиций опережает среднее значение по Российской Федерации в два раза, по строительству в три, в общем, всё это понятно, почему: 79 законов, которые приняты по поручению главы государства, в силе.
Работают территории опережающего развития, функционирует свободный порт Владивосток и многое-многое другое. Это не значит, что нет сложностей, их всегда достаточно. Но развитие Дальнего Востока мы сохраняем и будем делать всё возможное, чтобы оно и дальше было таким флагманским направлением в развитии нашего государства.
ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ И ИНФРАСТРУКТУРЕ
– Говоря об инвестициях, вы уже назвали численный показатель, насколько увеличилось в чистом виде, какова сейчас цифра притока в 2024 году, и как вы считаете, насколько сегодня те преференции, те режимы преференциальные, которые есть на Дальнем Востоке, конкурентоспособны по сравнению с другими? Например, странами АТР?
– Давайте начнём с результатов года: 900 миллиардов рублей – чистый приток инвестиций, построено 171 новое предприятие, создано 19 тысяч рабочих мест. Что касается конкурентности наших режимов, то если бы они не были такими, то инвестиции бы к нам не шли. Здесь закономерность абсолютно чёткая. Причём, скажу вам честно, у нас и объём иностранных инвестиций не снизился.
По итогам 9 месяцев 2024 года Хабаровский край привлёк инвестиций в основной капитал на 398,5 млрд. рублей – рост на 46,4% в сравнении с 2023 годом. В ДФО регион сейчас на первом месте по индексу инвестиций в основной капитал и на третьем месте – по объёмам инвестиций.
– Если говорить про основные направления работы, вы уже не единожды подчёркивали, что самое главное – это исполнение всех социальных обязательств. Социальная инфраструктура сейчас как развивается на Дальнем Востоке?
– Наверное, две важнейшие линии. Первая – это инструмент Единой президентской субсидии. Он у нас работает уже несколько лет и позволяет максимально быстро реагировать на любые запросы территории. Это происходит в прямом диалоге с губернатором.
Всего объектов, построенных в рамках Единой президентской субсидии, 1900, в том числе 233 школы, в общем, – школы, больницы, детские сады, всё, что прежде всего вот сейчас нужно людям. Но есть вторая линия – стратегическая, это мастер-планы городов, потому что мастер-планы городов, принятые по поручению президента, это, по сути дела, новый Дальний Восток. Это Дальний Восток, где состоялись встречи с людьми, отобраны самые важные объекты. Сейчас есть поручение президента включить все мастер-планы в национальные проекты новые. Мы сейчас этим активно занимаемся с нашими коллегами. Тоже не очень всё просто, но я думаю, что победим.
В Хабаровском крае в 2024 году на средства Президентской единой субсидии благоустроено 108 дворов, созданы три модульных спортзала для школ, 29 современных мастерских в техникумах и колледжах, приобретено более 6000 единиц оборудования для спортивных школ, 200 школ получили оборудование по новому предмету «Основы безопасности и защита Родины». Хабаровский краевой колледж искусств получил новые музыкальные инструменты, начат капремонт школ сёл Ильинка и Князе-Волконское и многое другое.
ПРИЗЫВАТЬ И УБЕЖДАТЬ НИКОГО НЕ НАДО
– Очень активно регионы Дальнего Востока помогают сейчас в восстановлении новых территорий и вообще в целом ходу СВО…
– Мы, как и в предыдущем году, делали всё возможное. Вы знаете, здесь мне никого особо призывать и убеждать не приходится: люди понимают, что они делают, осознают значение этой работы. Все субъекты Дальнего Востока взяли свои подшефные территории в ДНР, и руководители контролируют этот процесс.
То есть выезжают лично в зону специальной военной операции, проверяют качество, проверяют сроки. Я тоже езжу, и могу сказать, что у меня не было ни одного замечания, например, по задержке или срыву срока.
Честно скажу, бывает иногда вот на традиционных (дальневосточных) территориях, а на новых не бывает. То есть ни одного раза за всё время работы не было, чтобы мы что-то по срокам сдвинули или что-то сделали плохо. Это большая, очень важная работа, потому что вот когда о ней говоришь, что встают перед глазами новые дороги вместо разбитых бомбами, новые здания школ, детских площадок. Мои самые яркие впечатления связаны с парками культуры и с детскими площадками в городах.
Вроде небольшая работа, немного денег, но, когда ты видишь, что в территории, где ещё недавно гремели взрывы, дети располагаются на детской площадке и висят на всём, на чём висеть в принципе можно, это здорово. Это совершенно изменяет настроение у нас, у людей, которые там живут.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ – ОГРОМНЫЙ ПРОЕКТ
– Владимир Путин продлил действия льготной ипотеки на Дальнем Востоке под 2%, но судя по тем заявлениям и новостям, которые мы видим, в последнее время, видимо, всё идет не очень гладко, и вы уже давали соответствующее поручение разобраться, в чём же дело. Так разобрались ли вы?
– Банки хулиганят. Они занимают позицию, что им это не выгодно. Я думаю, что мы с этой позицией справимся. Я разговаривал два дня назад с Михаилом Владимировичем Мишустиным. Мы договорились, что я внесу предложение, а он переговорит с коллегами, постарается их убедить в том, что поручение президента Российской Федерации выполнять надо всем.
– Другая большая тема – это Северный морской путь. Какие были у нас итоги по окончанию 2024 года, и к каким перспективам мы идём в 2025 году?
– Северный морской путь – огромный проект. Объём перевозок по Северному морскому пути увеличивается. Он увеличивается не в той, скажем, динамике, на которую мы рассчитывали без санкций, но, несмотря на санкции, он продолжает расти.
Нам очень много предстоит сделать для Северного морского пути, поэтому нам сейчас пока вполне достаточно работы. Мы должны построить 10 ледоколов, должны построить 4 центра спасения, 46 вспомогательных судов, спутники должны запустить.
Поэтому работы предстоит очень много, огромный план, который включает в себя деятельность практически половины Правительства. Недавно смотрели вопросы развития Северного морского пути на Морской коллегии России под руководством Николая Платоновича Патрушева. Поэтому работаем вместе и настроены на динамику, на результат.
– Как идёт реализация инфраструктурных проектов вдоль всего пути?
– Есть разные подходы к инфраструктуре Северного морского пути. Мы, конечно, прекрасно знаем предложения губернаторов про Северный широтный ход, в общем, про то, чтобы обрастить Северный морской путь ещё полным объёмом инфраструктуры, позволяющей вывозить грузы с территории Российской Федерации. Сегодня пока в плане Северного морского пути вот этот раздел отсутствует. Пока Северный морской путь, прежде всего, предназначен для транзита грузов наших инвестиционных проектов, связанных с добычей сжиженного природного газа, с добычей никеля.
Это большие проекты, которые вносят очень большой вклад в экономику Российской Федерации, и нам их надо поддерживать. Хорошо ли, если мы соберём грузы со всей территории? Не просто хорошо – замечательно. Но только, понимаете, это нельзя сделать какой-то одной командой. Я внимательно изучал экономику целого ряда проектов, она пока не сходится. То есть хотелось бы построить железную дорогу, которая вывозила бы грузы по коридору «Урал промышленный – Урал полярный»? Конечно, да. Но мы посчитали всё. Мы посчитали лес, месторождения полезных ископаемых. И получили тот результат, который нас пока не удовлетворяет. Будем работать ещё.
– Кстати говоря, о вывозе грузов с нашей территории, с территории нашей страны. Пару лет назад была большая проблема на Дальнем Востоке с тем, что не хватало и нужно было расширить те самые узкие места для того, чтобы вывозить грузы. Как сейчас дела обстоят?
– С оперативными проблемами мы скорее справились. Порты выполняют необходимую работу и справляются с значительно возросшей нагрузкой. Что касается Восточного полигона, что касается железных дорог, здесь всё не так радостно. Но это, наверное, тоже естественно, потому что увеличить пропускные возможности огромного полигона железной дороги непросто. Эта работа ведётся. Мы в Правительстве её контролируем. Хорошо знаю, как она идёт.
ТУРИСТОВ СТАЛО В РАЗЫ БОЛЬШЕ
– Всё то, о чём вы говорите, привлекает и туристов на Дальний Восток, в том числе и иностранных. Было поручение президента для того, чтобы упростить визовый режим и проще было гражданам из других стран приезжать смотреть Дальний Восток. Много ли их приехало в 2024-м?
– Достаточно – 183 тысячи. На 80 процентов больше, чем в предыдущем году. Вы знаете, мы эту историю начинали ещё в 2017-м первыми в России и сразу же предложили наш опыт распространить, но в это время пришёл коронавирус, вся эта работа немножко замедлилась, сейчас начали вновь. География стран внушает оптимизм, потому что приезжают из Кувейта, Саудовской Аравии и других стран. Их интересует Россия.
Мне кажется, это нормально и правильно.
– В завершение ещё один вопрос, тоже связанный с туризмом. Для того чтобы популяризировать эту тему и на территории стран, в том числе проводятся конкурсы – «Дальний Восток – земля приключений», например. Для чего это нужно, и какой вы видите экономический эффект, может быть, от того, что стали больше ездить
– Мы здесь не про экономику, хотя можно и там экономику поискать, но не задавался целью. Это про другое. Дело всё в том, что экономический рост Дальнего Востока и его развитие обеспечивается точно не только, да и не столько Министерством по развитию Дальнего Востока или полпредством.
Миллионы людей работают на результат. Они работают на своих предприятиях, на полях, строят мосты, дороги, дома. Мы должны на это не обращать внимание? У нас существуют действительно конкурсы, которые дают возможность сказать людям спасибо. Конкурс «Звезда Дальнего Востока» как раз про это, по разным категориям. По категориям социального развития и экономического. Умное жюри отбирает людей, которых надо собрать и поблагодарить. Мы так и делаем.
Как отдельную категорию выделили писателей (Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева), тоже про экономику и тоже про социум, и отдельно выделили, естественно, категорию, связанную с освещением специальной военной операции (специальная сессия Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева).
Мы хотим, во‑первых, людей поблагодарить, потому что они же свою душу, свой труд вкладывают в эту работу. Ну, ещё один у нас образовался такой конкурс – «Дальний Восток – земля приключений». И там сотни людей, которые совсем не обязательно живут на Дальнем Востоке, просто приезжают, идут в путешествия по разным территориям: по Камчатке, Сахалину, Приморью.
А потом отправляют свои отчёты и соревнуются, кто лучше попутешествовал. Скажу честно, мне этот конкурс очень нравится. Потому что, во‑первых, я сам очень люблю путешествовать и считаю, что страну нельзя любить абстрактно. Слова о том, что такое патриотизм, как мы любим страну или кто-то не любит страну, они связаны с тем, насколько мы страну знаем. Если ты что-то не знаешь, то любить очень трудно. Когда люди путешествуют по Дальнему Востоку, они видят, восхищаются им, убеждаются, насколько там много замечательных мест, то мы тоже делаем шаг в правильном направлении.
Подготовила Мария ИВАНОВА.
Количество показов: 297