Эта осень в очередной раз «одарила» россиян ростом цен. Подорожали продукты и товары в магазинах, топливо на автозаправках и авиабилеты в кассах.
Причем рост стоимости авиаперелетов только на первый взгляд кажется несущественным. Хотя бы раз в год человеку нужно слетать к родственникам, друзьям, просто отдохнуть. До сих пор мы с трудом, но собирали деньги и отправлялись в дорогу. Но очередной осенний рост цен ставит эту возможность под большое сомнение.
- Чем вызван очередной рост тарифов у ведущих авиаперевозчиков? - с таким вопросом мы обратились к заместителю директора авиапредприятия «Дальавиа» Александру Ивановичу Киселеву.
- Цена на авиационное топливо только в октябре изменялась четыре раза. По сравнению с началом 1999 года оно подорожало более чем в четыре раза. При этом стоимость авиабилетов повысилась лишь в 2-2,5 раза. В результате, если раньше на стоимость одного авиабилета до Москвы мы могли купить две тонны горючего, то сегодня - максимум 700 килограммов.
Наше предприятие не повышало цены на билеты с 11 сентября 1999 года. Мы держали тариф, сколько могли, но вынуждены были пойти на повышение в 10-15 процентов. И все равно мы не можем угнаться за удорожанием топлива.
- То есть, несмотря на повышение, ваши авиатарифы остаются заниженными?
- Конечно, они должны быть выше. Потому что предприятие в убыток работать не должно. Оно должно развиваться и иметь хоть какую-то прибыль. Пусть рентабельность не 20-30 процентов, но хотя бы минимальная она все-таки должна быть. Но мы отдаем себе отчет в том, что наши пассажиры не смогут выдержать такие цены. Поэтому сегодня мы ставим задачу перед предприятием работать хотя бы не в убыток.
- У других авиакомпаний такая же ценовая политика?
- Сегодня большинство авиакомпаний поняло, что завышать тариф или демпинговать (занижать) бессмысленно. В первом случае недополучишь пассажиров, а во втором - разоришь не только конкурентов, но и себя. Поэтому ведущие авиакомпании решили, что для выживания в этой сложной обстановке им необходимо работать совместно и поддерживать единые тарифы.
- Но все равно, пусть не всегда большая, но разница остается. Например, стоимость пролета до Москвы и обратно у «Дальавиа» сегодня ниже, чем у других авиапредприятий.
- Просто мы отдаем себе отчет в том, что для рядового пассажира нынешние цены являются неподъемным бременем. И мы делаем все, чтобы дальневосточники не были окончательно оторваны от остальной России. Это одна причина. А другая в том, что по некоторым позициям у нас объективно ниже затраты. Например, благодаря тому, что авиаотряд и аэропорт в составе «Дальавиа» работают как единый комплекс.
- Раньше по многим маршрутам «Дальавиа» было единственным авиаперевозчиком, монополистом. Насколько это положение сохранилось?
- Мы сегодня исключены из реестра предприятий-монополистов практически по всем направлениям. Одновременно с нами летают многие западные авиакомпании. Причем чем прибыльнее маршрут, тем больше на нем конкурентов.
Единственная монополия у нас осталась на рейсы внутри Хабаровского края. Но это объясняется тем, что о рентабельности здесь вообще говорить невозможно. Доходы абсолютно не покрывают наших затрат, и никаких дотаций мы при этом не получаем. Понятно, что в таких условиях «конкурентов» у нас здесь нет, и нас это не радует. Мы бы с удовольствием разделили с кем-нибудь бремя социальной благотворительности на этих линиях.
- Многие авиакомпании сегодня уже отказались от скидок для пассажиров. Какая политика в данном случае у «Даль-авиа»?
- Мы все-таки оставляем льготы для студентов, пенсионеров и пассажиров, приобретающих билеты по маршруту туда-обратно.
Кроме того, я бы порекомендовал хабаровчанам покупать билеты заранее, чтобы обезопасить себя от роста цен. Этим летом, например, многие наши пассажиры, купившие заранее билеты, возвращались в августе после отпуска из Москвы по майским тарифам. Разница же цен в мае и августе составляла порядка 20-30 процентов.
- Но купить у вас авиабилеты хабаровчане могут не более чем за месяц?
- Да, если речь идет об отдельных пассажирах. Предприятиям же и организациям мы предлагаем сегодня заключать с нами долгосрочные договоры на год, полгода, несколько месяцев. Как раз сейчас идет, если так можно выразиться, подписная кампания на 2000 год.
- Какие условия в этих договорах?
- Самые разнообразные. Например, предприятие может авансом оплатить перевозку пассажиров и грузов по сегодняшним тарифам и тем самым уберечь себя от грядущего повышения цен. В договоре может оговариваться и сам тариф в зависимости от объема планируемых перевозок. Кроме того, по этим договорам мы принимаем любые формы оплаты: наличную, безналичную, ценные бумаги и т.д.
Интерес, таким образом, получается взаимным.
Подготовил В. ИЛИН.
Количество показов: 551