Виталий Давидович Линденбратен, Человек–победа
29.04.2025
436

Виталий Линденбратен опередил своё время в педагогике
Столетие со дня рождения Ветерана Дальневосточного государственного медицинского университета Виталия Давидовича Линденбратена, основателя дальневосточной школы патофизиологии, профессора ДВГМУ, 30 лет заведовавшего кафедрой патологической физиологии, члена-корреспондента Международной академии наук высшей школы, доктора медицинских наук, вуз отметил необычной научной конференцией – «Линденбратеновские чтения». Особо важно, что В. Д. Линденбратен был участником Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 год.
25 апреля, в день юбилея Учителя, студенты, преподаватели, приглашённые гости собрались на памятную конференцию «Научно-педагогическое наследие В. Д. Линденбратена глазами студентов и преподавателей». Участники делились своим восприятием этого человека, который оставил яркий след в жизни вуза и медицины в целом, вспоминали научное и педагогическое наследие этого уникального преподавателя, учёного, удивительного человека, делали научные доклады по теме патофизиологии.
На время конференции внучка Виталия Давидовича Линденбратена Марина Алексеевна Селезнёва поделилась его спортивными и военными наградами. Они украсили зал мероприятия. Выглядит это впечатляюще.
Открыла конференцию проректор по научной и международной деятельности ДВГМУ, д. м.н., профессор Елена Николаевна Сазонова. Она поблагодарила организаторов мероприятия, отметила, что кафедра прилагает все усилия, чтобы соответствовать высокому уровню преподавания, заложенному Виталием Давидовичем Линденбратеном.
Ученик В. Д. Линденбратена, его аспирант, ныне доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Сергей Васильевич Вдовенко вспомнил, как поступил в аспирантуру к Виталию Давидовичу, защищал под его руководством кандидатскую диссертацию, посвящённую кислородному голоданию.
– Мне крупно повезло в жизни, – говорит Сергей Вдовенко. – Как педагог Виталий Давидович был уникален.
По сути, В. Д. Линденбратен создал педагогику сотрудничества. И в плане обучения во многом опередил время. Он первым начал тестировать студентов, хотя было немало противников этого метода. Вопрос, как составлен тест – говорил учитель. В этом деле главное, что студент может дома проверить свои знания и добиться успеха самостоятельно. Другая новация – Виталий Давидович ставил перед студентами задачу на мысленный эксперимент. Сегодня это называется виртуальная реальность. Студенты создавали базу данных (только не компьютерную) и на её основе ставили диагноз патогенеза.
Никогда не забуду, как 1 апреля студенты «прикололись» и украли Виталия Давидовича, увезли в лес и заставили решать сложный ребус. Он решил этот ребус, они привезли его в город. И В. Д. Линденбратен не обиделся, воспринял это как приглашение на стресс. А теперь эти студенты – преподаватели ДВГМУ.
Он занимался наукой – я свидетель, как много писем, отзывов на работы он писал, и сколько писали ему профессора со всего Советского Союза.
Кругозор его был огромен. Например, он был заядлым театралом. Его просили писать рецензии на спектакли. Он любил поэзию и сам писал стихи. Особенно любил Сергея Есенина – его философские стихи висели на стене кабинета Виталия Давидовича.
В целом Виталий Линденбратен был человек–победа. Он всегда достигал успеха в решении поставленных задач.
Активное участие в конференции приняли студенты ДВГМУ. Скажем, студент 3 курса лечебного факультета Артём Щипачёв напомнил участникам конференции о системном подходе В. Д. Линденбратена к изучению неспецифических реакций организма, его открытии, что устойчивость к самым разным по природе воздействиям может формироваться по единым принципам. Речь шла о неспецифической устойчивости (НУ). На кафедре это направление с улыбкой называли «НУ проблемой».
Виталий Давидович Линденбратен считал, что каждое научное мероприятие должно состоять из трёх частей: научная, творческая и кулинарная. Поэтому и на нынешней конференции научные доклады перемежались творческими номерами. Музыкальная композиция «Отговорила роща золотая» в исполнении студентки 3 курса лечебного факультета Елены Овчаровой заворожила участников мероприятия своей искренностью и высоким творческим мастерством.
Продолжил памятное мероприятие замечательный фильм о Виталии Давидовиче – «На лекциях профессора Линденбратена». Все услышали голос учителя, увидели старые фотографии и метафорические рисунки, которыми он сопровождал лекции. То, что мы сегодня можем увидеть и услышать, как читал лекции этот замечательный харизматичный
педагог – большая удача.
Такие конференции в честь своего выдающегося преподавателя ДВГМУ проводит уже не первый год. И каждый раз его личность и наследие раскрываются по-новому.
Виталий Давидович Линденбратен был личностью абсолютно неординарной, артистичной, изобретательной, творческой. Он писал прекрасные стихи. Каждая его лекция была своеобразным спектаклем, который обострял внимание студентов, врезался в их память. Естественно, вместе с преподаваемым материалом.
Елена Николаевна Сазонова, проректор ДВГМУ по научной и международной деятельности, д. м.н., профессор, заведующая кафедрой нормальной и патофизиологии, была студенткой В. Д. Линденбратена.
– Лекции Виталия Давидовича были образцом искусства преподавания, – вспоминает она. – Он всегда находил необычные, неожиданные способы подачи материала, которые просто врезались в память. Он приносил на лекции какие-то неожиданные вещи. Например, однажды принёс птиц в клетке (канарейку). Мог сделать небольшое шоу, касающееся учебного процесса. Материал хорошо укладывается в голове, когда есть эмоциональная компонента в его подаче. Каждый лектор должен быть немного артистом.
В. Д. Линденбратен проводил необычные кружки, на которых студенты высвечивали ту или иную проблему здоровья. Нашей группе досталась артериальная гипертония. Мы сыграли маленький спектакль, где одна студентка исполнила роль гипертонии, а парни-студенты – роли факторов риска, которые вносят свою лепту в развитие гипертонии.
Виталий Давидович был фанатом здорового образа жизни. Он рассказывал нам, как важно заниматься спортом, как правильно питаться. И сам был образцом этого постулата. В любом возрасте – стройный, бодрый, подтянутый, красивый, активный. На него смотрели с восхищением, он был примером для подражания. И до преклонных лет играл в теннис.
Константин Жмеренецкий, ректор ДВГМУ, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН подчёркивает, что Виталий Давидович Линденбратен руководил межвузовской кафедрой педагогики. Он был признан лучшим лектором по анонимному опросу студентов.
Гимн ДВГМУ – стихи Почётного профессора университета В. Д. Линденбратена. Музыка – Почётного профессора ДВГМУ Б. З. Сиротина.
– Университет чтит своего замечательного педагога, учёного, наставника, исследователя, удивительного человека, творческую личность, фронтовика, нашего ветерана, – сообщает Константин Жмеренецкий. – Поэтому мы проводим ежегодно конференцию «Линденбратеновские чтения». Также мы хотим сделать аудиторию имени В. Д. Линденбратена. Таким образом, воспитываем, учим студенческую молодёжь.
Последователей В. Д. Линденбратена в вузе немало. Это научная школа. Дальневосточная школа. И те, кто приходит учиться в ДВГМУ, получают эти уникальные знания.
Раиса ПАЛЕЙ.
25 апреля, в день юбилея Учителя, студенты, преподаватели, приглашённые гости собрались на памятную конференцию «Научно-педагогическое наследие В. Д. Линденбратена глазами студентов и преподавателей». Участники делились своим восприятием этого человека, который оставил яркий след в жизни вуза и медицины в целом, вспоминали научное и педагогическое наследие этого уникального преподавателя, учёного, удивительного человека, делали научные доклады по теме патофизиологии.
На время конференции внучка Виталия Давидовича Линденбратена Марина Алексеевна Селезнёва поделилась его спортивными и военными наградами. Они украсили зал мероприятия. Выглядит это впечатляюще.
Открыла конференцию проректор по научной и международной деятельности ДВГМУ, д. м.н., профессор Елена Николаевна Сазонова. Она поблагодарила организаторов мероприятия, отметила, что кафедра прилагает все усилия, чтобы соответствовать высокому уровню преподавания, заложенному Виталием Давидовичем Линденбратеном.
Ученик В. Д. Линденбратена, его аспирант, ныне доцент кафедры нормальной и патологической физиологии Сергей Васильевич Вдовенко вспомнил, как поступил в аспирантуру к Виталию Давидовичу, защищал под его руководством кандидатскую диссертацию, посвящённую кислородному голоданию.
– Мне крупно повезло в жизни, – говорит Сергей Вдовенко. – Как педагог Виталий Давидович был уникален.
По сути, В. Д. Линденбратен создал педагогику сотрудничества. И в плане обучения во многом опередил время. Он первым начал тестировать студентов, хотя было немало противников этого метода. Вопрос, как составлен тест – говорил учитель. В этом деле главное, что студент может дома проверить свои знания и добиться успеха самостоятельно. Другая новация – Виталий Давидович ставил перед студентами задачу на мысленный эксперимент. Сегодня это называется виртуальная реальность. Студенты создавали базу данных (только не компьютерную) и на её основе ставили диагноз патогенеза.
Никогда не забуду, как 1 апреля студенты «прикололись» и украли Виталия Давидовича, увезли в лес и заставили решать сложный ребус. Он решил этот ребус, они привезли его в город. И В. Д. Линденбратен не обиделся, воспринял это как приглашение на стресс. А теперь эти студенты – преподаватели ДВГМУ.
Он занимался наукой – я свидетель, как много писем, отзывов на работы он писал, и сколько писали ему профессора со всего Советского Союза.
Кругозор его был огромен. Например, он был заядлым театралом. Его просили писать рецензии на спектакли. Он любил поэзию и сам писал стихи. Особенно любил Сергея Есенина – его философские стихи висели на стене кабинета Виталия Давидовича.
В целом Виталий Линденбратен был человек–победа. Он всегда достигал успеха в решении поставленных задач.
Активное участие в конференции приняли студенты ДВГМУ. Скажем, студент 3 курса лечебного факультета Артём Щипачёв напомнил участникам конференции о системном подходе В. Д. Линденбратена к изучению неспецифических реакций организма, его открытии, что устойчивость к самым разным по природе воздействиям может формироваться по единым принципам. Речь шла о неспецифической устойчивости (НУ). На кафедре это направление с улыбкой называли «НУ проблемой».
Виталий Давидович Линденбратен считал, что каждое научное мероприятие должно состоять из трёх частей: научная, творческая и кулинарная. Поэтому и на нынешней конференции научные доклады перемежались творческими номерами. Музыкальная композиция «Отговорила роща золотая» в исполнении студентки 3 курса лечебного факультета Елены Овчаровой заворожила участников мероприятия своей искренностью и высоким творческим мастерством.
Продолжил памятное мероприятие замечательный фильм о Виталии Давидовиче – «На лекциях профессора Линденбратена». Все услышали голос учителя, увидели старые фотографии и метафорические рисунки, которыми он сопровождал лекции. То, что мы сегодня можем увидеть и услышать, как читал лекции этот замечательный харизматичный
педагог – большая удача.
Такие конференции в честь своего выдающегося преподавателя ДВГМУ проводит уже не первый год. И каждый раз его личность и наследие раскрываются по-новому.
Виталий Давидович Линденбратен был личностью абсолютно неординарной, артистичной, изобретательной, творческой. Он писал прекрасные стихи. Каждая его лекция была своеобразным спектаклем, который обострял внимание студентов, врезался в их память. Естественно, вместе с преподаваемым материалом.
Елена Николаевна Сазонова, проректор ДВГМУ по научной и международной деятельности, д. м.н., профессор, заведующая кафедрой нормальной и патофизиологии, была студенткой В. Д. Линденбратена.
– Лекции Виталия Давидовича были образцом искусства преподавания, – вспоминает она. – Он всегда находил необычные, неожиданные способы подачи материала, которые просто врезались в память. Он приносил на лекции какие-то неожиданные вещи. Например, однажды принёс птиц в клетке (канарейку). Мог сделать небольшое шоу, касающееся учебного процесса. Материал хорошо укладывается в голове, когда есть эмоциональная компонента в его подаче. Каждый лектор должен быть немного артистом.
В. Д. Линденбратен проводил необычные кружки, на которых студенты высвечивали ту или иную проблему здоровья. Нашей группе досталась артериальная гипертония. Мы сыграли маленький спектакль, где одна студентка исполнила роль гипертонии, а парни-студенты – роли факторов риска, которые вносят свою лепту в развитие гипертонии.
Виталий Давидович был фанатом здорового образа жизни. Он рассказывал нам, как важно заниматься спортом, как правильно питаться. И сам был образцом этого постулата. В любом возрасте – стройный, бодрый, подтянутый, красивый, активный. На него смотрели с восхищением, он был примером для подражания. И до преклонных лет играл в теннис.
Константин Жмеренецкий, ректор ДВГМУ, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН подчёркивает, что Виталий Давидович Линденбратен руководил межвузовской кафедрой педагогики. Он был признан лучшим лектором по анонимному опросу студентов.
Гимн ДВГМУ – стихи Почётного профессора университета В. Д. Линденбратена. Музыка – Почётного профессора ДВГМУ Б. З. Сиротина.
– Университет чтит своего замечательного педагога, учёного, наставника, исследователя, удивительного человека, творческую личность, фронтовика, нашего ветерана, – сообщает Константин Жмеренецкий. – Поэтому мы проводим ежегодно конференцию «Линденбратеновские чтения». Также мы хотим сделать аудиторию имени В. Д. Линденбратена. Таким образом, воспитываем, учим студенческую молодёжь.
Последователей В. Д. Линденбратена в вузе немало. Это научная школа. Дальневосточная школа. И те, кто приходит учиться в ДВГМУ, получают эти уникальные знания.
Раиса ПАЛЕЙ.