Сергей Лычев принадлежит к старшему поколению молодых артистов
30.08.2014
637

Сергей Лычев сыграл примерно 280 ролей
Сегодня народному артисту России Сергею Николаевичу Лычеву исполняется 75 лет. Пятьдесят три года из них он провел на театральной сцене.
Начинал он в Новокузнецком драмтеатре, потом был хабаровский ТЮЗ, в котором работал девять лет, а с 1971 года и по сей день - в краевом театре драмы и комедии.
- А сколько ролей было сыграно за это время?
- Примерно 280.
- Скажите, какой из спектаклей, ваша роль в нем, помните и сегодня?
- Запоминается не один спектакль, не одна роль, а те, в которых любой актер был успешным, ощутил тот самый катарсис, переживаемый вместе со зрителями. Некоторые спектакли рискну назвать. Это «Изобретательная влюбленная» испанского драматурга Лопе де Веги, где мне пришлось много петь, роль выжимала из меня соки. Режиссер ТЮЗа В.А. Шаврин похвалил меня, пресса была доброжелательная.
В театре драмы сыграл запомнившуюся роль Саши Гусева, моряка-подводника, в спектакле по пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина». Это был мой дебют в этом театре, роль небольшая, но очень яркая, эмоциональная. Мой подводник, капитан-лейтенант Гусев, сходил на берег, знакомился с девушкой, влюблялся, но скоро опять надо в море. Это повторялось не один раз. Так складывалась судьба у парня.
- А сегодня есть такой спектакль, который вы бы надолго запомнили?
- Есть и не один. Это чеховский профессор Серебряков в спектакле «Дядя Ваня», это старик в пьесе современного драматурга А. Галкина «Аккомпаниатор». Жизнь моего героя складывалась драматически. Она, его жизнь, меня зажигала, я играл это как свои взгляды, свое понимание пережитого этим человеком.
- Сергей Николаевич, я видел вас в спектакле прошедшего сезона театра драмы и комедии. Это «Возчик», мне он показался интересным и важным для репертуара.
- В «Возчике» я сыграл четыре роли, это, конечно, запомнится. Те, кто успел посмотреть спектакль, знают, о чем там речь. Это 30-е годы, время сталинских репрессий, в местное чекистское отделение прибывает новая начальница, сбежавший пациент сумасшедшего дома, и начинает расстрельные дела.
Какие там у меня роли? Это, прежде всего, возчик - безымянный, молчаливый человек, который увозит трупы казненных и, полагаю, хоронит их. Это монах, который несет на руках застреленную жертву; это роль ротмистра, возглавлявшего в прежнее время жандармский участок, в помещении которого и происходит действие. И роль священника, он завершает эту трагическую историю. Он просит бога простить всем их грехи, и покаяться в содеянном, очиститься, стать нравственно обновленным. Кстати, автор пьесы - бывший хабаровчанин…
- В каком спектакле вы появитесь в предстоящем сезоне?
- В спектакле по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Это был замечательный драматург двадцатых годов прошлого века, он написал несколько пьес об эпохе НЭПа. «Самоубийца» - трагикомедия, герой ее - обычный обыватель, который не хочет умирать, но его к этому принуждают. Делает это мой герой по имени Аристарх. Он - представитель русской интеллигенции. Пьеса написана в 1928 году, когда уже сгущались волны репрессий. Аристарх это понимает и на этой волне желает выдвинуться, стать известным, знаменитым. Он принуждает самоубийцу написать некое письмо от имени интеллигенции, в котором обвинятся правительство страны, ее власти. Нужен бунт. Для чего? Что смена властей позволила бы пролезть в нее самим, порулить страной, пограбить ее. Этот человек с помощью демагогии, преследования узко эгоистичных интересов достигает своих политических целей. Такой вот негодяй…
- Вы - поющий актер, сегодня продолжаете дружить с гитарой, поете? Какие у вас аудитория, репертуар?
- Самая разнообразная. Репертуар - старинные русские и цыганские романсы, песни о войне, на стихи замечательных наших поэтов. Пою также созданное Высоцким, Окуджавой. Свои концерты перемешаю чтением стихов, получаются музыкально-поэтические композиции. Для чего это делаю? Чтобы мои слушатели ощутили и полюбили подлинную музыку, умное и доброе слово.
- Какая у вас гитара?
- Шестиструнная, очень качественная, хорошего московского автора, звучит прекрасно.
- Не подводит вас? Среди музыкантов есть мнение, что инструмент умирает, если он долго не звучит, не работает.
- А скрипки Страдивари? Инструменты умирают, скорее, от плохого хранения.
- Сергей Николаевич, кроме театра, сольных концертов, какие-то другие, житейские интересы у вас есть?
- Физкультура, спорт. Раньше я серьезно занимался лыжами, бегом. Сегодня остается плавание.
Недавно был в гостях у дочери в Находке, две недели не вылезал из моря. Словом, продолжаю дружить с физкультурой. Что еще? Тридцать четыре года вожу автомобиль, начинал на жигулях-тройке, сейчас у меня качественный корейский Хундай-Солярис.
- Какие пожелания себе загадаете?
- Хотел бы на старости лет поиграть в хорошей русской классике, в пьесах Островского, Сухово-Кобылина, с которыми соприкоснулся в начале творческого пути.
- А возраст?
- Там есть роли и для моего многолетия. А потом, знаете ли, я принадлежу к старшему поколению молодых артистов.
Беседовал
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Начинал он в Новокузнецком драмтеатре, потом был хабаровский ТЮЗ, в котором работал девять лет, а с 1971 года и по сей день - в краевом театре драмы и комедии.
- А сколько ролей было сыграно за это время?
- Примерно 280.
- Скажите, какой из спектаклей, ваша роль в нем, помните и сегодня?
- Запоминается не один спектакль, не одна роль, а те, в которых любой актер был успешным, ощутил тот самый катарсис, переживаемый вместе со зрителями. Некоторые спектакли рискну назвать. Это «Изобретательная влюбленная» испанского драматурга Лопе де Веги, где мне пришлось много петь, роль выжимала из меня соки. Режиссер ТЮЗа В.А. Шаврин похвалил меня, пресса была доброжелательная.
В театре драмы сыграл запомнившуюся роль Саши Гусева, моряка-подводника, в спектакле по пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина». Это был мой дебют в этом театре, роль небольшая, но очень яркая, эмоциональная. Мой подводник, капитан-лейтенант Гусев, сходил на берег, знакомился с девушкой, влюблялся, но скоро опять надо в море. Это повторялось не один раз. Так складывалась судьба у парня.
- А сегодня есть такой спектакль, который вы бы надолго запомнили?
- Есть и не один. Это чеховский профессор Серебряков в спектакле «Дядя Ваня», это старик в пьесе современного драматурга А. Галкина «Аккомпаниатор». Жизнь моего героя складывалась драматически. Она, его жизнь, меня зажигала, я играл это как свои взгляды, свое понимание пережитого этим человеком.
- Сергей Николаевич, я видел вас в спектакле прошедшего сезона театра драмы и комедии. Это «Возчик», мне он показался интересным и важным для репертуара.
- В «Возчике» я сыграл четыре роли, это, конечно, запомнится. Те, кто успел посмотреть спектакль, знают, о чем там речь. Это 30-е годы, время сталинских репрессий, в местное чекистское отделение прибывает новая начальница, сбежавший пациент сумасшедшего дома, и начинает расстрельные дела.
Какие там у меня роли? Это, прежде всего, возчик - безымянный, молчаливый человек, который увозит трупы казненных и, полагаю, хоронит их. Это монах, который несет на руках застреленную жертву; это роль ротмистра, возглавлявшего в прежнее время жандармский участок, в помещении которого и происходит действие. И роль священника, он завершает эту трагическую историю. Он просит бога простить всем их грехи, и покаяться в содеянном, очиститься, стать нравственно обновленным. Кстати, автор пьесы - бывший хабаровчанин…
- В каком спектакле вы появитесь в предстоящем сезоне?
- В спектакле по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Это был замечательный драматург двадцатых годов прошлого века, он написал несколько пьес об эпохе НЭПа. «Самоубийца» - трагикомедия, герой ее - обычный обыватель, который не хочет умирать, но его к этому принуждают. Делает это мой герой по имени Аристарх. Он - представитель русской интеллигенции. Пьеса написана в 1928 году, когда уже сгущались волны репрессий. Аристарх это понимает и на этой волне желает выдвинуться, стать известным, знаменитым. Он принуждает самоубийцу написать некое письмо от имени интеллигенции, в котором обвинятся правительство страны, ее власти. Нужен бунт. Для чего? Что смена властей позволила бы пролезть в нее самим, порулить страной, пограбить ее. Этот человек с помощью демагогии, преследования узко эгоистичных интересов достигает своих политических целей. Такой вот негодяй…
- Вы - поющий актер, сегодня продолжаете дружить с гитарой, поете? Какие у вас аудитория, репертуар?
- Самая разнообразная. Репертуар - старинные русские и цыганские романсы, песни о войне, на стихи замечательных наших поэтов. Пою также созданное Высоцким, Окуджавой. Свои концерты перемешаю чтением стихов, получаются музыкально-поэтические композиции. Для чего это делаю? Чтобы мои слушатели ощутили и полюбили подлинную музыку, умное и доброе слово.
- Какая у вас гитара?
- Шестиструнная, очень качественная, хорошего московского автора, звучит прекрасно.
- Не подводит вас? Среди музыкантов есть мнение, что инструмент умирает, если он долго не звучит, не работает.
- А скрипки Страдивари? Инструменты умирают, скорее, от плохого хранения.
- Сергей Николаевич, кроме театра, сольных концертов, какие-то другие, житейские интересы у вас есть?
- Физкультура, спорт. Раньше я серьезно занимался лыжами, бегом. Сегодня остается плавание.
Недавно был в гостях у дочери в Находке, две недели не вылезал из моря. Словом, продолжаю дружить с физкультурой. Что еще? Тридцать четыре года вожу автомобиль, начинал на жигулях-тройке, сейчас у меня качественный корейский Хундай-Солярис.
- Какие пожелания себе загадаете?
- Хотел бы на старости лет поиграть в хорошей русской классике, в пьесах Островского, Сухово-Кобылина, с которыми соприкоснулся в начале творческого пути.
- А возраст?
- Там есть роли и для моего многолетия. А потом, знаете ли, я принадлежу к старшему поколению молодых артистов.
Беседовал
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.