Победители. Полковник Езерский

14.04.2016 | О разном | 2м. 35 c. | 474
Победители. Полковник Езерский
Борис Езерский провел войну на передовой в малозащищённом бомбардировщике

71 год прошел со времени Великой Победы советского народа над человеконенавистными силами мирового зла. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников той Победы - угасает и память о них. Тем значительнее, ценнее для нас каждое напоминания о тех жертвенниках, кто, рискуя своей жизнью, по крупицам вносил свою лепту в общую Победу.
Ветераны Дальневосточного управления гражданской авиации выступили с инициативой присвоить Хабаровскому аэропорту имя Бориса Езерского. Целиком и полностью поддерживаю это предложение: достойным людям - достойную память. Борис Григорьевич длительное время руководил Дальневосточным управлением ГА - заслуженно, без всяких сомнений занесён в Книгу почётных граждан Хабаровска.
Об этой стороне его деятельности расскажут ветераны ДВУ ГА, но до этого было четыре года войны. Не в тылу, не в эвакуации, а ежедневно на передовой. Правда, не в окопе, а в малозащищённом бомбардировщике. После окончания войны он ещё почти десять лет отдал службе в Советской армии.
Мне довелось проходить срочную военную службу в авиационной дивизии, где перед увольнением в отставку служил заместителем командира дивизии полковник Б. Г. Езерский. В то время (1955 год) штаб дивизии и один из её полков базировались в городе Шахтерске на Сахалине.
Ещё один полк дивизии размещался в Николаевске-на-Амуре. Я служил в отдельной роте связи радиотелеграфистом. Рота непосредственно обслуживала штаб дивизии, поэтому мне после окончания школы радистов на протяжении двух лет почти ежедневно по 12 часов приходилось нести службу на радиоузле. Но речь не обо мне - это для справки.
Из разговоров офицеров тогда я узнал о Борисе Григорьевиче. Разговоры касались не его многочисленных боевых наград, а его… военной формы. Дело в том, что все офицеры дивизии носили авиационную форму «с голубыми погонами», а полковник Езерский единственный ходил в форме офицера морской авиации.
Наша 54-я транспортная авиационная дивизия во время Второй мировой войны входила в состав АДД - Авиации дальнего действия. Как известно, командовал АДД главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов. Кстати, в АДД служила командиром полка, до конфликта с командованием, известная на Дальнем Востоке Валентина Гризодубова.
Сегодня название АДД мало кому известно, а это ночные налёты 1941 и 1942 годов на Берлин, мощные удары по железнодорожным узлам, резервами, переднему краю немцев, доставка В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой, помощь Народно-освободительной армии Югославии, десятки тысяч перевезённых партизан… Так, например, отряд разведчиков, будущих Героев Советского Союза, Д. Н. Медведева и Н. И. Кузнецова доставили в немецкий тыл экипажи 1-й авиатранспортной дивизии АДД.
На вооружении полков нашей дивизии стояли замечательные по своей неприхотливости, хотя и тихоходные, самолёты Ли-2.
Прототипом ему послужил американский транспортный самолёт «Douglas DC-3». Лицензия на него была закуплена в США в 1936 году. И уже в 1939 году закончились государственные испытания произведённого из советских деталей на советском заводе самолёта; машина получила положительную оценку и новое обозначение ПС-84. Американцы присвоили советскому самолёту кодовое название «Кэб».
В начале 1942 года по личному указанию председателя ГКО И. В. Сталина наркому авиационной промышленности А. И. Шахурину началось переоборудование самолёта ПС-84 в ночной бомбардировщик с сохранением возможностей транспортного. Тогда же вышел приказ именовать самолёт Ли-2 по имени главного инженера завода № 84 В. П. Лисунова.
Свою войну наша дивизия начала на Сталинградском фронте. За участие в жестоких боях на Орловско-Курском и Белгородском направлениях приказом Народного комиссара обороны дивизии присвоено почётное звание «Орловская». И стала она называться «54-я Орловская авиационная дивизия дальнего действия».
Полки дивизии участвовали в освобождении Орла, Ромадана, Ропши, Гатчины, Красного Села, Бобруйска, Белостока, Бреслау… Летом 1944 года дивизия обеспечивала боевые действия повстанцев и партизан в Словакии.
В состав дивизии входили: 7-й, 325-й и 340-й бомбардировочные авиационные полки. Б. Г. Езерский начал и закончил войну в 7-м Гвардейском Краснознамённом бомбардировочном авиационном полку дальнего действия. Командиром экипажа, эскадрильи, а затем командиром полка. За уничтожение немецких батарей, обстреливавших Ленинград, в январе 1944 года полку присвоено почетное звание «Гатчинский». К концу войны в полку восемь человек носили звание Героя Советского Союза. Лётчик Б. Г. Езерский постоянно был в небе, несколько раз был подбит, но, слава Богу, довоевал до Победы.
Перед войной с Японией, в 1945 году, из Польши, где последние месяцы базировалась 54-я Орловская авиадивизия, она была переброшена в Забайкалье (может быть, в Монголию - это мне точно установить не удалось).
Вошла в состав 12-й воздушной армии Забайкальского фронта (командующий Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский). Когда 6-я Гвардейская танковая армия генерала А. Г. Кравченко из Забайкалья кратчайшим путём рванула через монгольские степи и горы Хингана на Порт-Артур, разрезая, как нож масло, Маньчжурию на две части, оторвалась на 450 километров от своих тылов и баз снабжения, танки встали.
Тогда 54-я решила исход операции. В течение 12 и 13 августа самолёты дивизии, загруженные топливом, боеприпасами и… водой беспрерывно доставляли их, садясь на неприспособленные земляные площадки. Во время войны с Японией участие 54-й как бомбардировочной не потребовалось, поэтому она выполняла только транспортные задачи: участвовала в выброске тактических десантов в тыл японских войск в Мукдене, Чанчуне, Порт-Артуре, Дальнем, Харбине…
В честь окончания войны с Японией в числе отличившихся частей приказом Верховного главнокомандующего генералиссимуса И. В. Сталина № 372 от 23 августа 1945 года в числе многих отмечена и 54-я Орловская авиадивизия.
После окончания Второй мировой войны дивизия перебазировалась в Шахтёрск, но без 7-го Гвардейского Гатчинского Краснознамённого полка. Вместе со своим командиром гвардии подполковником Б. Г. Езерским он был передан в состав Тихоокеанского флота и перебазирован в Приморье. Вот, собственно, откуда у него флотская форма.
Борис Григорьевич был боевым лётчиком, провоевавшим всю войну в бомбардировочной авиации дальнего действия - каждый вылет, как последний. Помню, перед принятием присяги у нас в красном уголке роты связи состоялась встреча с Героем Советского Союза, подполковником, штурманом полка. Он, в прямом смысле, со слезами на глазах рассказывал нам, желторотым, о своей войне: сколько боевых вылетов совершил, сколько раз сбивали, сколько потерял боевых товарищей… Он говорил, не выпуская из рук платка…
Совершив несколько сот боевых вылетов, экипаж Бориса Григорьевича каждый раз не знал, вернётся на свой аэродром или нет. Его могли сбить с земли зенитки, в воздухе истребители фашистов, наконец, могла подвести матчасть, тем не менее, Бог миловал - он закончил войну целым и невредимым. В прямом смысле, вся грудь в боевых наградах: орден Ленина (1942 год), четыре ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, не считая многочисленных медалей. Ушел в отставку из нашей дивизии в звании полковника и вскоре назначен начальником Дальневосточного управления гражданской авиации. Но это уже другая истории…
А. Крикливый,
старший радиотелеграфист 1-го класса узла связи авиационной дивизии в 1956-1958 годах.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



20.03.2024 00:00
Шефская помощь приобретает большое значение
9 мая 2025 года наша страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот день мы приближали, как могли, – известные строки скупо, но точно передают реальность того времени.

19.03.2024 00:02
«Две сессии» придают импульс развитию Китая
На днях успешно завершились вторая сессия Всекитайского Собрания народных представителей ВСНП14-го созыва и вторая сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 14-го созыва.