Очень хорошее время выбрано для проведения Дальневосточного инженерного конгресса! Только отшумели выпускные, армия абитуриентов принялась штурмовать вузы, а тут конгресс обсуждает вопрос: как бы пополнить ряды желающих быть инженерами. У этого вопроса, как мне кажется, две стороны - как сделать профессию привлекательной, а во-вторых, как добиться того, чтобы те, кто захотел стать инженером, смог этого добиться.
Сегодня очень часто слышу обвинения в сторону современной молодежи: и меркантильная-то она, и прагматичная, и только о своем благе думает, а о процветании Родины заботиться не желает… Я много лет работаю со старшеклассниками самой обыкновенной школы и точно знаю, что молодежь у нас очень интересная и замечательная.
Три поколения их предков, отдававшие жизни ради светлого будущего и откладывавшие личное счастье на потом (и не всегда по своей воле), заслужили для них это право - хотеть жить, работать и воспитывать своих детей в достойных условиях здесь и сейчас, пока молоды и полны сил. А счастье Родины складывается не только из усилий, но и из счастья каждого.
Амбиций и дерзости у них предостаточно, чтобы не бояться трудностей и не выбирать легких путей в том случае, если есть достойная цель и достойный вызов их силам. Если сегодня развитие производства обещает интересные задачи и хорошее вознаграждение, то ряды желающих стать инженерами будут расти в геометрической прогрессии. Только надо понимать, что романтизация профессии - это задача медиа, но не школы.
Я как-то случайно посмотрела передачу про удивительную профессию уборщика свалок (не помню, как это красиво называется), которые работают на потрясающе мощных и сложных машинах. Это был такой, как говорит молодежь, экшен и драйв! Я даже на минуточку пожалела, что не смогу попробовать порулить такой машиной.
Так вот, думаю, без крупных умных информационных проектов молодежь и не сможет узнать о том, какие интересные задачи и достойное вознаграждение (поверьте, под этим они тоже понимают не только деньги!) ожидают их на инженерной стезе.
Поэтому убеждена, что восстановление статуса профессии инженера (только не радуйтесь, это не про «назад, в СССР», там-то статус и начал падать) с помощью всех коммуникационных ресурсов и экономических мер - есть главное средство решения проблемы привлечения в профессию.
Жак Аттали, бывший глава Европейского банка реконструкции и развития, главной мерой борьбы с глобальным экономическим кризисом назвал «восстановление высокого статуса инженеров и ученых и возврат ремесла банкира на заслуженное скромное место».
А вот вторая сторона вопроса - развитие инженерного мышления - сугубо педагогическая задача. Я сейчас не про инженерные знания, это особая задача системы профессионального образования, а именно про мышление. То, что закладывается еще в начальной школе и должно целенаправленно возрастать к выпуску: системность, гибкость, парадоксальность. Навыки исследования и проектирования. Способность под задачу аккумулировать знание из различных областей и «опредметить» его в технологическом решении.
Готовность постоянно учиться, чтобы удерживаться на переднем крае и применять в своих поисках самые свежие идеи и решения. Способность соединять «алгебру и гармонию», Hi-Tech и Hi-Hum, высокие технические и гуманитарные решения в одном продукте.
Это по силам школе. Сегодня для этого есть условия: новые стандарты образования обязывают педагогов развивать именно эти способности, а управленцев - создать именно такую информационно-образовательную среду, которая обеспечит ребенку доступ к современным интеллектуальным и техническим ресурсам. Оборудование, которое в последние годы закупается краем для школ-лидеров, позволяет знакомиться с самыми современными достижениями науки и техники, вплоть до нанотехнологий.
Профильное обучение предполагает, что детей со склонностью к инженерным профессиям, начиная с 10-го класса, можно объединить в одну группу и составить вместе с ними такое расписание, которое позволит наиболее эффективно укрепиться в сделанном выборе и подготовиться к дальнейшему обучению.
Но кто будет учить будущих инженеров? Конечно, соответственная подготовка учителей к работе по новым стандартам ведется очень активно. Более того, с прошлого года край совместно с Анатолием Гином, руководителем лаборатории «Универсальный решатель», организовали массовое обучение учителей и преподавателей профессионального образования использованию технологии ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач). Средний возраст учителей физики и математики неприлично называть, процент пенсионеров приближается к 40%. Но это уже тема другого разговора: как привлечь в вузы будущих учителей физики, математики, информатики…
Алла Кузнецова, ректор Хабаровского краевого института развития образования, доктор педагогических наук.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
17.05.2024 00:05
Почему престижна карьера в госслужбе в Хабаровском крае
«Тихоокеанская звезда» продолжает свою рубрику «Далеко от Москвы», в рамках которой рассказывает о кадровой потребности и зарплатах в разных отраслях экономики Хабаровского края. В прошлом выпуске мы говорили о строительном секторе.
15.05.2024 08:07
Как подготовить собаку к пикнику
Пикники – приятное и любимое времяпровождение многих в теплое время года. Естественно, многие из нас берут с собой своих любимцев. Но собираясь на пикник с собакой, не забудьте подготовить её к отдыху на природе.
Нет комментариев