Отечественный «Суперджет» в небе Комсомольска-на-Амуре
19.03.2025
233

Самолёт находился в воздухе около 40 минут
Комсомольск-на-Амуре вошёл в историю отечественного самолётостроения. Именно здесь опытный образец самолёта «Суперджет» совершил свой первый полёт с отечественными двигателями ПД-8. Как сообщили на предприятии, это начало лётных испытаний ПД-8 в составе «Суперджета».
Полёт был выполнен экипажем в составе лётчиков-испытателей Дмитрия Александровича Деменева, Игоря Юрьевича Гревцева и бортового оператора Максима Григорьевича Грюканова. Самолёт находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 метров.
После приземления командир экипажа доложил: полётное задание выполнено в полном объёме. Силовая установка с двигателями ПД-8 показала стабильную работу, в полёте проводилась оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.
– Самолёт с силовой установкой ПД-8 присоединился к лётным испытаниям — это важный и долгожданный шаг на пути к сертификации технологически независимой версии «Суперджета». Полная самоотдача и преодоление двигателестроителями всех вызовов позволили самолёту успешно выполнить первый полёт на российских двигателях. Для интенсификации сертификационных испытаний производитель планирует подключить к ним третий, полностью российский «Суперджет». Рассчитываем, что эта работа будет вестись в графике. Необходимую финансовую и ресурсную поддержку авиастроителей государство обеспечивает в полном объёме», — заявил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель Наблюдательного совета Госкорпорации Ростех Денис Мантуров.
В составе Госкорпорации Ростех работы по программе импортозамещения «Суперджета» выполняет большая кооперация предприятий под эгидой компании «Яковлев» Объединённой авиастроительной корпорации. Новые российские силовые установки созданы специалистами Объединённой двигателестроительной корпорации.
– Сегодняшний полёт подтверждает правильность наших инженерных расчётов и высокую готовность судна. Проект реализуется в очень сжатые по меркам мирового авиастроения сроки. После 2022 года «Суперджет» приходится фактически пересобирать заново. При этом двигатель – один из ключевых элементов программы импортозамещения, это «сердце» самолёта. Впереди ещё много работы и много полётов. В апреле к сертификационным лётным испытаниям присоединится еще один, полностью российский, борт с двигателями ПД-8, – сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
ШАГ ЗА ШАГОМ В НЕБО
Для первого полёта на отечественных двигателях использовался опытный образец «Суперджета» с заводским номером 95157, произведённый в 2018 году.
– Первый полёт «Суперджета» на ПД-8, с одной стороны, подводит итог большой и сложной работы, проделанной совместно с коллегами из ОДК, а с другой – открывает новый важный этап по испытанию двигателя в составе самолёта. Лётные испытания двигателей ПД-8 на «Суперджете» начинаются на самолёте в серийном облике с импортными системами, поскольку уровень «новизны» в испытании столь важных компонентов, как двигатель, надо повышать постепенно. Такой подход позволит нам обеспечить необходимые темпы сертификации, а также отработать технические решения для возможности последующей ремоторизации летающего сейчас парка «Суперджетов», – рассказал генеральный директор ОАК Вадим Бадеха.
Он также отметил, что присоединение к полётам самолёта в полностью российском облике позволит исследовать в процессе сертификационных лётных испытаний взаимодействие силовой установки с
двигателями ПД-8 с отечественными системами.
Напомним: SJ-100 – ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, который создается по программе импортозамещения систем и компонентов. Он будет перевозить до 103 пассажиров и станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся «Суперджетов». Основные конкуренты – Embraer и Bombardier.
Свой самый первый полёт опытный образец SJ-100 совершил в конце августа 2023 года. Тогда он продлился 54 минуты: машина поднялась на высоту до 3000 метров и развила скорость до 343 км/ч.
Лётчики-испытатели проверили самолёт на устойчивость и управляемость в воздухе, проинспектировали системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвели «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.
Для ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолёта использовались двигатели SaM146. А вот теперь – уже с отечественными ПД-8.
БОЛЬШОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
– Полёт самолёта с новыми отечественными двигателями ПД-8 стал одним из самых ожидаемых событий этого года. Двигатель показал хорошие результаты и в полной мере подтвердил все свои технические характеристики. Я благодарен всей большой команде ОДК и ОАК, а также руководству Минпромторга, Росавиации, Госкорпорации Ростех и НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» за этот общий результат. До конца марта мы планируем передать ещё два опытных двигателя ПД-8 для проведения лётных испытаний. Получение сертификата типа на двигатель ПД-8 запланировано на осень этого года, – говорит генеральный директор ОДК, член Бюро правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Александр Грачёв.
– Наша общая цель – предоставить эксплуатантам безопасный и качественный российский самолёт для комфортной перевозки пассажиров на региональных и ближнемагистральных маршрутах.
«Суперджет» в новом облике крайне необходим для решения стратегических задач, которые перед всем воздушным транспортом поставило руководство страны. Это увеличение авиамобильности наших граждан и рост интенсивности авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза, – сказал руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.
Двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 тягой 8 тонн для пассажирского самолёта «Суперджет» и самолёта-амфибии Бе-200 создан с применением новых российских материалов и прогрессивных технологий. В работе задействована широкая кооперация предприятий ОДК, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14.
ПЛЮС 142 САМОЛЕТА
В рамках работ по импортозамещению ближнемагистрального узкофюзеляжного авиалайнера «Суперджет» замещается порядка 40 импортных систем и агрегатов, в том числе двигатель, авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Также самолёт получил отечественный фюзеляж, в который были внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание самолёта.
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров тоже наблюдал за полётом в Комсомольске-на-Амуре. Он считает открытый цикл лётных испытаний крайне важным для прохождения сертификации всего воздушного судна в импортозамещенной версии. Полностью импортозамещённый «Суперджет» позволит российским авиапредприятиям стать независимыми от иностранных поставщиков оборудования и запчастей.
До 2030 года ожидаются поставки 142 таких самолётов в отечественные авиакомпании. «Сегодня в гражданском флоте их эксплуатируется порядка 150, и спрос на такие воздушные суда у наших авиакомпаний, безусловно, будет», – заметил Ядров.
Президент РФ Владимир Путин:
«Отечественные лайнеры должны соответствовать мировым стандартам по качеству, комфорту и безопасности перелётов. Россия входит в число немногих стран, которые способны выпускать линейку современных самолётов. Они могут быть действительно глобально конкурентными по своим техническим характеристикам, а их передача авиакомпаниям должна проходить в согласованные сроки, без опозданий и задержек».
Подготовил И. Викторов.
Полёт был выполнен экипажем в составе лётчиков-испытателей Дмитрия Александровича Деменева, Игоря Юрьевича Гревцева и бортового оператора Максима Григорьевича Грюканова. Самолёт находился в воздухе около 40 минут, достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 метров.
После приземления командир экипажа доложил: полётное задание выполнено в полном объёме. Силовая установка с двигателями ПД-8 показала стабильную работу, в полёте проводилась оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах.
– Самолёт с силовой установкой ПД-8 присоединился к лётным испытаниям — это важный и долгожданный шаг на пути к сертификации технологически независимой версии «Суперджета». Полная самоотдача и преодоление двигателестроителями всех вызовов позволили самолёту успешно выполнить первый полёт на российских двигателях. Для интенсификации сертификационных испытаний производитель планирует подключить к ним третий, полностью российский «Суперджет». Рассчитываем, что эта работа будет вестись в графике. Необходимую финансовую и ресурсную поддержку авиастроителей государство обеспечивает в полном объёме», — заявил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель Наблюдательного совета Госкорпорации Ростех Денис Мантуров.
В составе Госкорпорации Ростех работы по программе импортозамещения «Суперджета» выполняет большая кооперация предприятий под эгидой компании «Яковлев» Объединённой авиастроительной корпорации. Новые российские силовые установки созданы специалистами Объединённой двигателестроительной корпорации.
– Сегодняшний полёт подтверждает правильность наших инженерных расчётов и высокую готовность судна. Проект реализуется в очень сжатые по меркам мирового авиастроения сроки. После 2022 года «Суперджет» приходится фактически пересобирать заново. При этом двигатель – один из ключевых элементов программы импортозамещения, это «сердце» самолёта. Впереди ещё много работы и много полётов. В апреле к сертификационным лётным испытаниям присоединится еще один, полностью российский, борт с двигателями ПД-8, – сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
ШАГ ЗА ШАГОМ В НЕБО
Для первого полёта на отечественных двигателях использовался опытный образец «Суперджета» с заводским номером 95157, произведённый в 2018 году.
– Первый полёт «Суперджета» на ПД-8, с одной стороны, подводит итог большой и сложной работы, проделанной совместно с коллегами из ОДК, а с другой – открывает новый важный этап по испытанию двигателя в составе самолёта. Лётные испытания двигателей ПД-8 на «Суперджете» начинаются на самолёте в серийном облике с импортными системами, поскольку уровень «новизны» в испытании столь важных компонентов, как двигатель, надо повышать постепенно. Такой подход позволит нам обеспечить необходимые темпы сертификации, а также отработать технические решения для возможности последующей ремоторизации летающего сейчас парка «Суперджетов», – рассказал генеральный директор ОАК Вадим Бадеха.
Он также отметил, что присоединение к полётам самолёта в полностью российском облике позволит исследовать в процессе сертификационных лётных испытаний взаимодействие силовой установки с
двигателями ПД-8 с отечественными системами.
Напомним: SJ-100 – ближнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, который создается по программе импортозамещения систем и компонентов. Он будет перевозить до 103 пассажиров и станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся «Суперджетов». Основные конкуренты – Embraer и Bombardier.
Свой самый первый полёт опытный образец SJ-100 совершил в конце августа 2023 года. Тогда он продлился 54 минуты: машина поднялась на высоту до 3000 метров и развила скорость до 343 км/ч.
Лётчики-испытатели проверили самолёт на устойчивость и управляемость в воздухе, проинспектировали системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвели «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг.
Для ускорения программы испытаний на первом опытном образце самолёта использовались двигатели SaM146. А вот теперь – уже с отечественными ПД-8.
БОЛЬШОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
– Полёт самолёта с новыми отечественными двигателями ПД-8 стал одним из самых ожидаемых событий этого года. Двигатель показал хорошие результаты и в полной мере подтвердил все свои технические характеристики. Я благодарен всей большой команде ОДК и ОАК, а также руководству Минпромторга, Росавиации, Госкорпорации Ростех и НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» за этот общий результат. До конца марта мы планируем передать ещё два опытных двигателя ПД-8 для проведения лётных испытаний. Получение сертификата типа на двигатель ПД-8 запланировано на осень этого года, – говорит генеральный директор ОДК, член Бюро правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Александр Грачёв.
– Наша общая цель – предоставить эксплуатантам безопасный и качественный российский самолёт для комфортной перевозки пассажиров на региональных и ближнемагистральных маршрутах.
«Суперджет» в новом облике крайне необходим для решения стратегических задач, которые перед всем воздушным транспортом поставило руководство страны. Это увеличение авиамобильности наших граждан и рост интенсивности авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза, – сказал руководитель Росавиации Дмитрий Ядров.
Двухконтурный турбовентиляторный двигатель ПД-8 тягой 8 тонн для пассажирского самолёта «Суперджет» и самолёта-амфибии Бе-200 создан с применением новых российских материалов и прогрессивных технологий. В работе задействована широкая кооперация предприятий ОДК, активно применяется опыт создания двигателя ПД-14.
ПЛЮС 142 САМОЛЕТА
В рамках работ по импортозамещению ближнемагистрального узкофюзеляжного авиалайнера «Суперджет» замещается порядка 40 импортных систем и агрегатов, в том числе двигатель, авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Также самолёт получил отечественный фюзеляж, в который были внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание самолёта.
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров тоже наблюдал за полётом в Комсомольске-на-Амуре. Он считает открытый цикл лётных испытаний крайне важным для прохождения сертификации всего воздушного судна в импортозамещенной версии. Полностью импортозамещённый «Суперджет» позволит российским авиапредприятиям стать независимыми от иностранных поставщиков оборудования и запчастей.
До 2030 года ожидаются поставки 142 таких самолётов в отечественные авиакомпании. «Сегодня в гражданском флоте их эксплуатируется порядка 150, и спрос на такие воздушные суда у наших авиакомпаний, безусловно, будет», – заметил Ядров.
Президент РФ Владимир Путин:
«Отечественные лайнеры должны соответствовать мировым стандартам по качеству, комфорту и безопасности перелётов. Россия входит в число немногих стран, которые способны выпускать линейку современных самолётов. Они могут быть действительно глобально конкурентными по своим техническим характеристикам, а их передача авиакомпаниям должна проходить в согласованные сроки, без опозданий и задержек».
Подготовил И. Викторов.