Не удивляйтесь, масочные рейды теперь проводятся в Хабаровске три раза в неделю
Рейды по соблюдению масочного режима теперь проводятся в Хабаровске три раза в неделю вместо двух. Причем в течение дня сразу на нескольких точках. Вслед за сотрудниками мэрии наш корреспондент также отправился в рейд и проехал в автобусах нескольких городских маршрутов. Обилия людей в масках он, увы, не обнаружил.
Специалисты администрации Хабаровска совместно с полицейскими следили за исполнением закона на остановках «Калинина» и «Речной порт». Проверили 37 автобусов.
На водителей автобусов
71-го и 23-го маршрутов составили протоколы об административном правонарушении. У них не оказалось масок.
После рассмотрения дела в суде их ждет либо предупреждение, либо штраф от 1 до 30 тысяч рублей.
Корреспондент «Тихоокеанской звезды» начал свой рейд с автобуса маршрута № 25…
И кондуктор тоже
Еду от бывшей кондитерской фабрики «Спутник» в центр Хабаровска. Время - полуденное, не самое напряженное по загрузке транспорта, тем более с учетом школьных каникул.
В автобусе - примерно 15 разновозрастных пассажиров, еще столько же зашли и вышли на всей трассе до конечной остановки на Уссурийском бульваре.
Из них в масках в общей сложности - не более десяти. В их число, увы, не входил даже кондуктор - молодой парень.
При этом по внутренней громкоговорящей связи периодически озвучивались объявления насчет обязательности масочного режима. Кстати, я для «чистоты» журналистского эксперимента маску надел при посадке в автобус.
Для дальнейшего эксперимента выбрал микроавтобус маршрута № 52. В нем даже имелось приклеенное на стекле объявление с картинкой, что вход внутрь - только в масках.
Увы, из десятка с лишним пассажиров масками, не считая меня, экипированы были только трое.
Потом небольшой автобус маршрута № 11. Картина оказалась примерно такой же.
И вновь автобус № 25, следовавший уже из центра Хабаровска в южном направлении.
Отличие от предшествующих транспортных средств - присутствие более дисциплинированного (в защитной маске!) парнишки-кондуктора да большее число пассажиров на этом участке маршрута, человек 50.
В масках я насчитал в общей сложности чуть более двух десятков. То есть опять же - менее половины пассажиров.
Стоит отметить, что то и дело кто-нибудь из пассажиров как в масках, так и без оных, кашлял или чихал…
Чужой пример - наука
Две недели назад был я проездом в Москве. Народного пофигизма и там хоть отбавляй: по улицам люди так же, как и в Хабаровске, во множестве ходят без масок. Но! В метро, здания вокзалов в таком виде вас не пустят.
Попытаетесь прорваться - сотрудники метрополитена пригласят наряд полиции, и как минимум протокол на административное правонарушение с последующими весомыми штрафами гарантирован.
А вот еще один пример реагирования на нарушения не просто объявленного, но и жестко контролируемого масочного режима. В период такого же, как сейчас, обострения коронавирусной пандемии в октябре прошлого года я был в Екатеринбурге.
Помню, как изменилась там ситуация на городском транспорте в первый же день после объявления тамошней властью перехода на строгий масочный режим.
…Сажусь в автобус возле здания Уральского федерального госуниверситета. Все в масках, только один пассажир заскакивает внутрь без оной. Кондуктор реагирует сразу же, требуя надеть средство защиты.
Безмасочный гражданин демонстративно отворачивается, вставляя в уши «капли» и готовясь слушать музыку. Но билетер, раздвигая пассажиров, пробирается к нарушителю и громко объявляет:
- Автобус поедет по маршруту только после того, как вы наденете маску или покинете салон. Хотите, чтобы я позвонила и вызвала наряд полиции? Учтите, мы выбьемся из графика, и это будет компенсировано из вашего кошелька…
Народу, торопившемуся с работы домой, ждать прибытия полицейских, составления протокола и осуществления прочих формальностей было, разумеется, не резон.
Пассажиры встали на сторону принципиального кондуктора, и в адрес упорного безмасочника посыпались гневные реплики. Тому оставалось лишь выйти прочь.
То же самое было и в екатеринбургских трамваях, гневные спичи кондукторов: «Без маски не входить!» - подкрепляемые готовностью к решительным действиям, звучали почти на каждой остановке.
Через два-три дня такого «воспитания» проблема масок в городском транспорте в столице Урала была решена.
Как тут не сравнить опять же с родными хабаровскими трамваями, на которых езжу постоянно. Несколько дней назад добирался первым маршрутом.
Старенький вагон по наполнению был похож на бочку с селедкой. Как сказали бы специалисты-эпидемиологи, близкий и суперблизкий контакт потенциальных вирусо- и бациллоносителей.
А в медицинских защитных масках - лишь единицы, в число которых, правда, входила кондуктор.
При этом на каждой остановке по громкоговорителю исправно шли все те же увещевания насчет «обязательного масочного режима» и опасности летального исхода при несоблюдении оного…
А вирусу - семь лет
Мнения насчет масок самые разные, порой полярно противоположные: от - в период пандемии «без масок жить нельзя на свете», до - «они бесполезны и даже вредны».
Но ведь еще задолго до пришествия COVID‑19 маски и ватно-марлевые повязки широко использовались медперсоналом при операциях и борьбе с различными эпидемиями.
Это результат накопления многовекового опыта, начиная от противочумных масок - «птичьих клювов» - в Средневековье.
Никто из медиков, разумеется, не считал и не считает маски панацеей. Это (причем при регулярной их смене, то бишь фактически одноразовом применении) - лишь один из элементов предупреждения распространения инфекции.
В числе прочих: повышение индивидуального иммунитета за счет прививок и ведения здорового образа жизни; соблюдение мер личной гигиены; дезинфекционные мероприятия, в том числе регулярная санобработка и обеззараживание помещений; избегание скоплений народа и дистанцирование.
Медицинская одноразовая маска, как известно, служит для защиты дыхательных путей от инфекций. Применяется она, когда речь идет о болезнях, передающихся воздушно-капельным путем и поражающих горло, нос, носоглотку, а через них - и легкие.
В числе таких заболеваний: острые респираторные вирусные инфекции, в том числе COVID‑19 и грипп; стрептококковые инфекции, например, ангина; туберкулез; корь; паротит; краснуха; ветряная оспа; коклюш.
Среди наиболее распространенных симптомов таких инфекций - кашель или чихание. Как раз в этот момент человек наиболее заразен, ведь во время кашля возбудители болезни могут распространяться от больного на расстояние до двух метров.
Особенно опасны закрытые помещения: в них за достаточно короткое время (не более часа) весь воздух может стать зараженным. В зависимости от типа возбудителя он остается опасным от нескольких часов (вирусы, вызывающие ОРВИ) до 7 лет (палочка Коха - возбудитель туберкулеза).
В таком случае заразным становится не только воздух, но и пыль, которую вдыхает человек.
Что делать, когда все виноваты?
Как же поставить действенный заслон повсеместному массовому нарушению противоэпидемических правил в городском и пригородном транспорте?
Может, стоит вспомнить стратагему небезызвестного китайского политика и военачальника: «Вести огонь по штабам - эффективнее, чем по множеству окопов».
В Хабаровске ежедневно десятки тысяч пассажиров ездят в сотнях транспортных средств по десяткам маршрутов. Охватить каждый автобус или трамвай контролем и пропагандой со стороны чиновников весьма проблематично.
Но все эти маршруты обслуживаются не таким уж большим количеством компаний и фирм-перевозчиков. В реестре транспортных организаций Хабаровска таковых, к примеру, их значится примерно три десятка.
Вот с них и надо требовать соблюдения санитарных норм на маршрутах, подкрепив это контролем и соответствующими поощрительными или, наоборот, штрафными мерами.
А уж руководители компаний-перевозчиков в состоянии добиться, чтобы их водители и кондукторы сами строго соблюдали масочный режим и, главное, требовали этого от пассажиров.
При необходимости могут обращаться за помощью к сотрудникам правоохранительных структур. Нормативные документы на сей счет приняты и на федеральном, и на региональном уровне. Осталось только их выполнять.
Автор: А. Владимиров.
Спасибо, Ваш комментарий отправлен.
Нет комментариев