Председатель Контрольно-счётной палаты Хабаровского края Владимир Кондрашов: «Необходимость в нашей работе доказана»

28.11.2012 | Обратите внимание | 8м. 7 c. | 723
Председатель Контрольно-счётной палаты Хабаровского края Владимир Кондрашов:  «Необходимость в нашей работе доказана»
Владимир Кондрашов: «Контрольно-счётная палата контролирует бюджет края, начиная от его разработки до проверки его исполнения»

15 ноября 2011 года в нашем крае как юридическое лицо был зарегистрирован новый государственный орган внешнего финансового контроля - Контрольно-счетная палата. Возглавил ее Владимир Кондрашов.

В этом номере «Тихоокеанской звезды» на 6-й стр. опубликована беседа с ним под названием «Необходимость в нашей работе доказана», она о специфике деятельности Контрольно-счетной палаты, ее становлении и первых результатах работы.

- Владимир Владимирович, чем Контрольно-счетная палата края принципиально отличается от другого органа финансового контроля, например, министерства финансов края?
- Основная цель Контрольно-счетной палаты, я бы даже сказал миссия, добиться от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и унитарных предприятий края, а также иных организаций, использующих бюджетные средства, рачительного отношения к государственному рублю и собственности. И для реализации задач Контрольно-счетная палата наделена особыми полномочиями. При этом важно учесть, что применяемый в работе инструментарий дает возможность осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль.

Контрольно-счетная палата нацелена, в первую очередь, на обеспечение Законодательной думы Хабаровского края независимой, оперативной и точной информацией о состоянии краевого бюджета.

А в связи с внесением в ближайшее время изменений в Бюджетный кодекс и  Кодекс об административных правонарушениях у Контрольно-счетной палаты появятся и полномочия административной юрисдикции, в настоящее время у Контрольно-счетной палаты они отсутствуют.

Внешний государственный финансовый контроль является составной частью современной системы государственного финансового контроля. Контрольно-счетная палата, как и органы исполнительной власти края, входит в систему государственного финансового контроля.  Специфика внешнего финансового контроля заключается прежде всего в том, что Контрольно-счетная палата  контролирует соблюдение законодательства в сфере публичных финансов, выявляет факты правонарушений, связанных с использованием финансовых ресурсов на краевом и муниципальном уровнях.  Кроме того, и это очень важно, Контрольно-счетная палата наделена полномочиями по оценке эффективности использования государственных финансовых средств (в том числе с позиции достижения поставленных целей и выполнения конкретных задач), государственной и муниципальной собственности,  предоставления различного рода финансовых льгот и преференций и законности их использования. Что особенно актуально в настоящее время.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем бюджетном послании «О бюджетной политике в 2013-2015 годах» указал, что пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства. И в этой связи возрастает роль Контрольно-счетной палаты.

- Расскажите, как осуществляется контроль за использованием краевых средств?

- Особые полномочия, которыми наделена Контрольно-счетная палата, позволяют нам контролировать бюджет края начиная от его разработки до проверки его исполнения. Особой функцией Контрольно-счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов законов об исполнении бюджета. Только после проведения Контрольно-счетной палатой внешней проверки отчета об исполнении краевого бюджета и подготовки соответствующего заключения законопроект и его исполнение рассматривается Законодательной думой края в первом чтении.

Также нами подготовлена информация о ходе исполнения краевого бюджета за первое полугодие и девять месяцев текущего финансового года, которая  направлена в Законодательную думу и губернатору. Кроме того, работаем и над бюджетом 2013 года, делаем аналитическую работу, даем свои предложения, участвуем в дискуссиях на комитетах думы, где порой бывают очень жаркие споры, когда некоторые наши заключения подвергаются сомнению, и приходится доказывать свою точку зрения. Специалисты-аудиторы у нас грамотные, в аналитическом отделе тоже работают профессионалы, поэтому стараемся прийти к общему видению той или иной проблемы. Что касается документов, которые приходят к нам из правительства края, здесь тоже не всегда находим взаимопонимание с первого раза. Требуем дополнительных расчетов и показателей. Важно знать, куда идут средства и какие будут результаты, чтобы не просто растратить полученные деньги. Ведь, может быть, некоторые расходы и вообще не было смысла делать.

Мы требуем, чтобы главные распорядители бюджетных средств представляли финансово-экономические расчеты по эффективности их использования. Эти расчеты сделаны по методикам, предложенным федеральным правительством. Они должны доказать, почему эти деньги необходимы именно в таких объемах и именно названным ими получателям. Зачастую бывает как: дали деньги - следовательно их надо использовать, а то вдруг на следующий год не дадут?!.. И иногда просто даже не думают об эффективности вложений. Так вот, насколько эти расходы будут эффективными, нужно смотреть еще до того, как выходят документы и становятся правовыми актами. Поэтому, кроме юридического заключения, которое дает юридическое управление, специалисты Контрольно-счетной палаты должны сделать свой вывод, насколько эти средства необходимы для решения той или иной проблемы, насколько эффективно они будут использоваться и насколько точны в расчетах предложения, которые дали главные распорядители бюджетных средств.

В рамках соглашения со Счетной палатой РФ у Контрольно-счетной палаты Хабаровского края есть совместные мероприятия по контролю за использованием средств, полученных краем из федерального бюджета. Во время подготовки к выборам президента Российской Федерации, были выделены большие средства на установку видеонаблюдения на избирательных участках, и по предложению Счетной палаты сотрудники Контрольно-счетной палаты совместно с муниципальными контрольно-счетными органами края проводили проверку использования финансовых ресурсов, выделенных для создания и эксплуатации системы видеоконтроля при проведении выборов президента Российской Федерации. Таким образом, проверка осуществлялась на всех уровнях, от федерального до муниципального.

- То есть скидок на «юный возраст» вашего государственного органа нет?

- Нет времени на раскачку. В настоящее время мы проводим еще ряд совместных со Счетной палатой контрольных мероприятий, это контроль за расходованием средств, выделенных краю на модернизацию здравоохранения и образования, а также направленных Фондом содействия реформированию ЖКХ. Проверка использования средств, выделенных из Фонда реформирования ЖКХ, осуществляемая совместно с муниципальными контрольно-счетными органами. Ведь только во взаимодействии контрольно-счетных органов всех уровней возможно достичь наилучшего результата.

Сегодня в 21-м муниципальном образовании края (в 2-х городских округах, 17-ти муниципальных районах и 2-х сельских поселениях) созданы контрольно-счетные органы, которые также являются органами специальной компетенции в сфере муниципального управления, обладающими установленными полномочиями.

Мы в этом году планируем создать объединение контрольно-счетных органов края, куда войдут наряду с Контрольно-счетной палатой Хабаровского края и контрольно-счетные органы муниципальных образований края. Это позволит проводить совместные контрольные мероприятия, чтобы как можно объективнее оценить ситуацию во всем Хабаровском крае. Создание объединения окажет также большую помощь депутатам при формировании расходных обязательств в целях эффективного использования финансовых средств. А итог наших контрольных мероприятий - представляется депутатам Законодательной думе и губернатору в виде отчета и информации.

- А не могли бы вы на примерах рассказать о результатах работы Контрольно-счетной палаты края?

- Проверяем мы и использование финансовых средств, полученных по федеральным программам, - какое оборудование закупается, как оно обслуживается, насколько доступнее стали услуги населению... Закончена проверка по подготовке к новому учебному году. Не скажу, что там есть злоупотребления, но некоторые шероховатости имеются. Например, приобретается оборудование, а оно не используется. Или программа рассчитана на учеников младших классов, а почему-то оказывается в старших, и наоборот. Наши специалисты смотрели, насколько учитель готов принимать программу, связанную с новым оборудованием, интерактивной доской и Интернетом. Общая линия министерства образования выстроена правильно, и заявления с высокой трибуны, вроде бы, всем понятны, но на местах они иногда реализуются совсем по-другому, когда это касается исполнителей в лице дирекции школы или конкретного учителя.  Возможно, люди боятся ответственности, а может быть, просто не готовы.

Это же касается и реформы ЖКХ, ремонтных работ: нужно было, к примеру, признать жилье аварийным, но есть закон, по которому жильцов необходимо сразу в течение десяти дней выселять оттуда. А маневренного фонда нет, поэтому каждый глава района или города страховался и не хотел обременять себя из-за рисков, в том числе, даже и уголовной ответственности. Поэтому программа шла с некоторой раскачкой, хотя деньги на нее были выделены и получены.  

Сейчас мы ведем большую комплексную проверку результатов приобретения медицинского оборудования, которая должна завершиться к апрелю 2013 года.

- Скажите, пожалуйста, верна ли информация о том, что в ближайшее время кардинально меняется подход к формированию бюджета?

- Формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ. Президент обозначил 2014 год как начало перехода к «программному бюджету» в полном объеме. Отдельные элементы программного бюджета уже задействованы в краевом бюджете на 2013 год. Программное финансирование, которое отличается от традиционного конкретизацией: расписаны денежные затраты по каждому году, указаны их получатели, и намечены результаты, т. е. определенное министерство - здравоохранения, образования, соцзащиты, ЖКХ и т.д. - которых должно достичь в той или иной сфере.

Бюджет, принятый Законодательной думой, имеет социальную направленность. В Своем бюджетном послании президент Российской Федерации акцентировал внимание на том, что от успешности действий в сферах образования, здравоохранения и культуры непосредственно зависят условия жизни населения, бюджетные расходы в этих сферах рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. Механическое наращивание бюджетных средств в этих сферах - это неверный путь, выход - в эффективности осуществления бюджетных расходов.

Есть вопросы, связанные с развитием малого предпринимательства в крае - насколько данная программа сегодня эффективна? Мы проводили контрольное мероприятие по проверке Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, и здесь главные критерии оценки эффективности - количество рабочих мест, продукция, произведенная малым бизнесом, а самое важное - налоги, которые направлены в доходную часть бюджета края.

В большой экономике нашему ведомству участвовать сложнее, но везде, где есть бюджетные деньги, мы смотрим и ценообразование, и необходимость использования этих средств. Сейчас принята большая программа по развитию инфраструктуры Хабаровского края - это поддержка строительства автомобильных дорог в направлении Советская Гавань и Николаевск-на-Амуре, развитие сети газопровода, перевод котельных на газ и уход от дорогостоящего жидкого топлива. К примеру, когда в селе Осиновая Речка перевели котельную с мазута на газ, модернизация обошлась в 50 млн. рублей, и экономия на содержание составила 11 млн. рублей. Это должно учитываться в бюджете.
Ответственность за использование бюджетных средств несут их главные распорядители.

Нами проведены контрольные мероприятия на предмет законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам пяти муниципальных районов края, в том числе инспектировали мы Николаевск-на-Амуре. Выявлены нарушения, разработан план по их устранению. Деньги были выделены на строительство домов - они эти задачи решают по собственному разумению и представлению. Без экспертизы проекта сделали котельную - насколько она была нужна сегодня? Самостоятельно без проекта сделали теплотрассу - насколько она потом пригодится? Отчет о результатах проверки Контрольно-счетной палаты в г. Николаевске-на-Амуре направлен в краевую прокуратуру для правовой оценки.  

Работа у нас разносторонняя. Подобраны квалифицированные аудиторы, инспекторы и специалисты. И пусть пока опыт у нас небольшой, я верю, что со временем он наберется, как говорил Эйнштейн, сначала нужно выучить правила игры, а затем играть лучше всех. Но самое главное - за прошедший год уже доказана необходимость в нашей работе, а результаты всегда оценят жители Хабаровского края.

- Спасибо, Владимир Владимирович, за интересный разговор.

Беседовала
Марина ДЕРИЛО.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



12.04.2024 00:00
На 1-й класс - более 5100 заявлений
В краевой столице продолжается приём заявлений в общеобразовательные учреждения. В этом году в Хабаровске сядут за парты более 8000 учеников. На данный момент школы приняли уже более 5100 заявлений.

22.03.2024 00:00
Кассовый чек можно проверить
Оперативно проверить кассовый чек покупателю поможет бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека». Приложение можно скачать на свое мобильное устройство в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России.