«Не пройдёт и полгода - и я появлюсь…»
24.07.2024
618

Песни Владимира Высоцкого актуальны и сегодня
Вы, уважаемые читатели, можете сказать, не задумываясь, когда родился Роберт Рождественский, или какого числа ушёл из жизни Муслим Магамаев? Лично я – нет. А вот про Владимира Высоцкого, разбуди меня хоть среди ночи, сразу скажу: родился 25 января 1938-го, ушёл из жизни 25 июля 1980-го. Не находите ли в этом какую-то закономерность? Сразу приходит на ум песня Высоцкого «Я, конечно, вернусь». Помните строчки:
«Корабли постоят – и ложатся на курс, –
Но они возвращаются сквозь непогоды…
Не пройдёт и полгода –
и я появлюсь, –
Чтобы снова уйти на полгода…»
Вот так раз в полгода – 25 числа приходит к нам Владимир Семёнович. Хотя, нет. Он приходит куда чаще. Потому что Высоцкий – это «наше всё». Почти как Пушкин.
…25 июля 1980 года. Москва, как и вся советская страна, живёт летней Олимпиадой. И вдруг умирает Высоцкий. В своей квартире на Малой Бронной. Во сне. «Ах, как нам хочется, как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть». Это тоже Высоцкий, строчки из песни «Баллада об уходе в рай».
В одной из его песен есть пророческие слова: «Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем. Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом…» Его смерть и была в переносном смысле «в спину ножом».
Впрочем, многие коллеги Владимира Семёновича неоднократно подчеркивали в своих воспоминаниях, что не представляют Высоцкого в старости: ведь то, как он сжигал себя, неминуемо привело бы к ранней кончине.
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ВОЗРАСТА
… Автор этих строк познакомился с творчеством Владимира Семёновича в начале 1980-х. Помню, мой отец достал кассеты (в ту пору это был жуткий дефицит!) с концертами Высоцкого в Тбилиси за три месяца до его смерти и в Канаде.
Его песни произвели на меня неизгладимое впечатление, а их автор стал моим кумиром навсегда. А как он держал зал!
Ну а мой самый любимый фильм, конечно же, «Место встречи изменить нельзя». Так Глеба Жеглова, как это сделал Высоцкий, пожалуй, никто бы не сыграл.
Высоцкий и сейчас словно где-то рядом, и к его помощи нередко прибегаю во время… творческого процесса. Ведь многие строчки из его песен давно уже стали крылатыми.
Как-то в командировке мы с большими приключениями добирались из Хабаровска в Де-Кастри. Кругом снег, машины буксуют… Невольно вспомнились строчки из Высоцкого: «Мол, видишь сам, кругом пятьсот и к ночи точно занесёт, так заровняет, что не надо хоронить…».
А сколько пищи для размышлений дают спортивные песни Владимира Семёновича! В футбольной команде в очередной раз отправляют в отставку наставника, и сразу просится реплика: «Жалко тренера – он тренер неплохой, ну и – бог с ним…». Или вот строчки: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, – и спёкся…».
Многие из тех, кто «вырос на песнях Высоцкого», чьё мировоззрение было ими сформировано, сейчас уже значительно старше самого автора. Но он всегда казался человеком «без возраста», всегда казался старше, опытнее. Может, оттого до сих пор мы читаем его стихи, слушаем его песни, всякий раз открывая для себя какие-то новые грани поэта, чьим современником посчастливилось нам родиться…
«НУ ВОТ, ИСЧЕЗЛА ДРОЖЬ В РУКАХ…»
Между тем, уже нет в живых и многих друзей Высоцкого: Валерия Золотухина, Ивана Борника, Всеволода Абдулова. Совсем недавно не стало Вадима Туманова. Увы, уходят и его современники, почитатели таланта Семёныча.
Казалось, ещё совсем недавно мы общались с народным артистом России Сергеем Лычёвым, который чуть ли не единственный из хабаровчан знал Высоцкого лично.
– С Высоцким меня познакомил мой товарищ Виталий Шаповалов, – неоднократно слышал от Сергея Николаевича, – с Виталиком мы начали общаться ещё в Хабаровске, он окончил у нас училище искусств, потом в Москве учился в «Щуке», после чего попал в Театр на Таганке. И вот как-то Шаповалов приглашает меня на премьеру спектакля «А зори здесь тихие…», где он играл старшину Васкова.
Все торжества по этому поводу потом перенеслись на квартиру Виталия. Помню, народу набилось битком. Появился и Володя Высоцкий. Меня ему представили. Я обратил внимание на то, что Володя вёл себя очень скромно. Никакой там звёздной болезни и в помине не было. Его попросили спеть. Высоцкий взял гитару и запел про скалолазов. Помните строчки: «Ну вот, исчезла дрожь в руках, / Теперь – наверх! / Ну вот, сорвался в пропасть страх – / Навек, навек. / Для остановки нет причин – / Иду, скользя, / И в мире нет таких вершин, / Что взять нельзя…».
Потом ещё что-то спел. В дальнейшем мне ещё несколько раз посчастливилось находиться в одной компании с Высоцким. Интересные были встречи. Удалось побывать и на некоторых его спектаклях и на Таганке.
Был на премьере «Вишневого сада», в котором Высоцкий предстал в образе Лопахина. Прекрасно сыграл, нетипично. Лопахин у Володи, в отличие от других исполнителей этой роли, получился интеллигентным купцом, – считал Сергей Лычёв.
Другой, мой хороший знакомый и коллега Анатолий Крестинский, тоже уже ушедший из жизни, был ярым фанатом Высоцкого: собирал всё, что связано с его творчеством.
Квартира Анатолия Савельевича чем-то напоминала мини-музей Высоцкого: повсюду редкие книги, альбомы, фотографии, кассеты, пластинки и много чего ещё. Помню, когда мне доводилось бывать в гостях у Крестинского, он обязательно включал диск с песнями Семёновича.
Крестинский о своём кумире на протяжении четверти века писал в «Тихоокеанской звезде» дважды в год. Читатели наверняка помнят эти публикации. Среди них: «… Вся история страны – история болезни»,
«Лучшая книга – Кодекс уголовный наш», «Бодрость духа, грация и пластика», «Хорошую религию придумали индусы», «Я все вахты отстою на корабле»…
…25 июля многие из нас наверняка вспомнят Высоцкого – послушают его любимые песни или включат какой-нибудь кинофильм. Об одном только сожале., что в Хабаровске до сих пор нет памятника Высоцкому и собраться почитателям его таланта, увы, негде.
Бывая в соседнем Владивостоке, я непременно посещаю сквер в районе драматического театра им. Горького, где уже лет семь как установили бронзовую скульптуру Владимиру Высоцкому. А тут же надпись: «Открыт закрытый порт Владивосток…».
Обстановка вокруг душевная и, можно сказать, домашняя. Рядом с памятником можно сесть и словно пообщаться со своим кумиром. А можно даже спеть.
Кто-то может сказать: Высоцкий, мол, никогда не бывал в Хабаровске. Ну и что. Пушкин вот тоже не был. Однако памятник Александру Сергеевичу имеется, и в Пушкинские дни здесь довольно многолюдно. Уверен,
что и почитатели таланта Высоцкого собирались бы у монумента, пели его песни под гитару.
Хорошо хоть каждый в год в январе в Хабаровске по случаю дня рождения Владимира Высоцкого устраиваются концерты. Наши местные барды поют песни Владимира Семёновича, а зал им подпевает. Атмосфера на этих посиделках всегда душевная, даже домашняя.
Кстати, у Владимира Семёновича в одной из песен есть строчки о Хабаровске. Помните: «Но в Хабаровске рейс отменён, там надёжно застрял самолёт… Потому-то и новых времён в нашем городе не настаёт…».
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
«Корабли постоят – и ложатся на курс, –
Но они возвращаются сквозь непогоды…
Не пройдёт и полгода –
и я появлюсь, –
Чтобы снова уйти на полгода…»
Вот так раз в полгода – 25 числа приходит к нам Владимир Семёнович. Хотя, нет. Он приходит куда чаще. Потому что Высоцкий – это «наше всё». Почти как Пушкин.
…25 июля 1980 года. Москва, как и вся советская страна, живёт летней Олимпиадой. И вдруг умирает Высоцкий. В своей квартире на Малой Бронной. Во сне. «Ах, как нам хочется, как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть». Это тоже Высоцкий, строчки из песни «Баллада об уходе в рай».
В одной из его песен есть пророческие слова: «Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем. Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом…» Его смерть и была в переносном смысле «в спину ножом».
Впрочем, многие коллеги Владимира Семёновича неоднократно подчеркивали в своих воспоминаниях, что не представляют Высоцкого в старости: ведь то, как он сжигал себя, неминуемо привело бы к ранней кончине.
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ВОЗРАСТА
… Автор этих строк познакомился с творчеством Владимира Семёновича в начале 1980-х. Помню, мой отец достал кассеты (в ту пору это был жуткий дефицит!) с концертами Высоцкого в Тбилиси за три месяца до его смерти и в Канаде.
Его песни произвели на меня неизгладимое впечатление, а их автор стал моим кумиром навсегда. А как он держал зал!
Ну а мой самый любимый фильм, конечно же, «Место встречи изменить нельзя». Так Глеба Жеглова, как это сделал Высоцкий, пожалуй, никто бы не сыграл.
Высоцкий и сейчас словно где-то рядом, и к его помощи нередко прибегаю во время… творческого процесса. Ведь многие строчки из его песен давно уже стали крылатыми.
Как-то в командировке мы с большими приключениями добирались из Хабаровска в Де-Кастри. Кругом снег, машины буксуют… Невольно вспомнились строчки из Высоцкого: «Мол, видишь сам, кругом пятьсот и к ночи точно занесёт, так заровняет, что не надо хоронить…».
А сколько пищи для размышлений дают спортивные песни Владимира Семёновича! В футбольной команде в очередной раз отправляют в отставку наставника, и сразу просится реплика: «Жалко тренера – он тренер неплохой, ну и – бог с ним…». Или вот строчки: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, – и спёкся…».
Многие из тех, кто «вырос на песнях Высоцкого», чьё мировоззрение было ими сформировано, сейчас уже значительно старше самого автора. Но он всегда казался человеком «без возраста», всегда казался старше, опытнее. Может, оттого до сих пор мы читаем его стихи, слушаем его песни, всякий раз открывая для себя какие-то новые грани поэта, чьим современником посчастливилось нам родиться…
«НУ ВОТ, ИСЧЕЗЛА ДРОЖЬ В РУКАХ…»
Между тем, уже нет в живых и многих друзей Высоцкого: Валерия Золотухина, Ивана Борника, Всеволода Абдулова. Совсем недавно не стало Вадима Туманова. Увы, уходят и его современники, почитатели таланта Семёныча.
Казалось, ещё совсем недавно мы общались с народным артистом России Сергеем Лычёвым, который чуть ли не единственный из хабаровчан знал Высоцкого лично.
– С Высоцким меня познакомил мой товарищ Виталий Шаповалов, – неоднократно слышал от Сергея Николаевича, – с Виталиком мы начали общаться ещё в Хабаровске, он окончил у нас училище искусств, потом в Москве учился в «Щуке», после чего попал в Театр на Таганке. И вот как-то Шаповалов приглашает меня на премьеру спектакля «А зори здесь тихие…», где он играл старшину Васкова.
Все торжества по этому поводу потом перенеслись на квартиру Виталия. Помню, народу набилось битком. Появился и Володя Высоцкий. Меня ему представили. Я обратил внимание на то, что Володя вёл себя очень скромно. Никакой там звёздной болезни и в помине не было. Его попросили спеть. Высоцкий взял гитару и запел про скалолазов. Помните строчки: «Ну вот, исчезла дрожь в руках, / Теперь – наверх! / Ну вот, сорвался в пропасть страх – / Навек, навек. / Для остановки нет причин – / Иду, скользя, / И в мире нет таких вершин, / Что взять нельзя…».
Потом ещё что-то спел. В дальнейшем мне ещё несколько раз посчастливилось находиться в одной компании с Высоцким. Интересные были встречи. Удалось побывать и на некоторых его спектаклях и на Таганке.
Был на премьере «Вишневого сада», в котором Высоцкий предстал в образе Лопахина. Прекрасно сыграл, нетипично. Лопахин у Володи, в отличие от других исполнителей этой роли, получился интеллигентным купцом, – считал Сергей Лычёв.
Другой, мой хороший знакомый и коллега Анатолий Крестинский, тоже уже ушедший из жизни, был ярым фанатом Высоцкого: собирал всё, что связано с его творчеством.
Квартира Анатолия Савельевича чем-то напоминала мини-музей Высоцкого: повсюду редкие книги, альбомы, фотографии, кассеты, пластинки и много чего ещё. Помню, когда мне доводилось бывать в гостях у Крестинского, он обязательно включал диск с песнями Семёновича.
Крестинский о своём кумире на протяжении четверти века писал в «Тихоокеанской звезде» дважды в год. Читатели наверняка помнят эти публикации. Среди них: «… Вся история страны – история болезни»,
«Лучшая книга – Кодекс уголовный наш», «Бодрость духа, грация и пластика», «Хорошую религию придумали индусы», «Я все вахты отстою на корабле»…
…25 июля многие из нас наверняка вспомнят Высоцкого – послушают его любимые песни или включат какой-нибудь кинофильм. Об одном только сожале., что в Хабаровске до сих пор нет памятника Высоцкому и собраться почитателям его таланта, увы, негде.
Бывая в соседнем Владивостоке, я непременно посещаю сквер в районе драматического театра им. Горького, где уже лет семь как установили бронзовую скульптуру Владимиру Высоцкому. А тут же надпись: «Открыт закрытый порт Владивосток…».
Обстановка вокруг душевная и, можно сказать, домашняя. Рядом с памятником можно сесть и словно пообщаться со своим кумиром. А можно даже спеть.
Кто-то может сказать: Высоцкий, мол, никогда не бывал в Хабаровске. Ну и что. Пушкин вот тоже не был. Однако памятник Александру Сергеевичу имеется, и в Пушкинские дни здесь довольно многолюдно. Уверен,
что и почитатели таланта Высоцкого собирались бы у монумента, пели его песни под гитару.
Хорошо хоть каждый в год в январе в Хабаровске по случаю дня рождения Владимира Высоцкого устраиваются концерты. Наши местные барды поют песни Владимира Семёновича, а зал им подпевает. Атмосфера на этих посиделках всегда душевная, даже домашняя.
Кстати, у Владимира Семёновича в одной из песен есть строчки о Хабаровске. Помните: «Но в Хабаровске рейс отменён, там надёжно застрял самолёт… Потому-то и новых времён в нашем городе не настаёт…».
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.