Галина Родэз: «Запах кулис притягивает»
01.04.2025
301

Галина Родэз служит Хабаровскому краевому театру драмы уже 26 лет
– Я всегда говорю, что в театре работают люди, одержимые им. Театр – это храм души, культуры, искусства. Кому нужны только деньги – отсюда быстро уходят: театр нужно просто любить! А любят не за что-то, а потому, что не любить не могут… по-другому здесь нельзя, – улыбается руководитель литературно-драматургической части Хабаровского краевого театра драмы Галина Родэз.
Согласитесь, работа в театре довольно специфичная. Это вам не пятидневка с 9 до 18 часов. В театре день ненормированный, выходной – только в понедельник. А какой здесь «сенокос» в праздники! Словом, когда все обычные люди отдыхают, в театре работают.
Естественно, такой ритм жизни выдерживают не все. Поэтому есть такие, кто служит театру по 30, 40 и даже 50 лет. А кто-то, напротив, через год-два увольняется, а то и намного раньше.
– Есть такое понятие – запах кулис, и он существует, – говорит Галина Родэз. – Кто его чувствует, тот в театре и остаётся. Запах кулис истинных людей театра буквально притягивает.
Так уж повелось, что в центре внимания зрителей прежде всего артисты. Но при этом есть люди, которые не выходят на сцену, им не аплодируют зрители. Однако без них спектакль бы не состоялся. Ну представьте, если артист без костюма, без грима… А сцена – без декораций.
Сама Галина Родэз тоже из тех служителей театра, кто остаётся за кадром. Но, поверьте, работы у Галины Михайловны (знаю её уже много лет) всегда хватает.
Кстати, Галина Родэз служит театру драмы уже 26 лет. Хотя путь в театр, как говорит она сама, у неё получился извилистый.
С МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В… ДРАМУ
– С детства у меня было два увлечения – театр и музыка, – рассказывает Галина Михайловна. – Вообще, любовь к искусству привила мне мама. Она очень любила театр и буквально за ручку водила меня и в музкомедию, и в драму. Хотя сама по специальности инженер, долгое время была руководящим работником, но всегда мечтала быть ближе к искусству. Хотела на фортепиано играть, но время было тяжелое, и у неё не получилось.
Галина, получается, воплотила мамины мечты: и театр полюбила, и музыкальную школу окончила. Затем у неё появилось резкое желание поступить в музыкальное училище (сейчас это колледж искусств). Окончила его по специальности «теория музыки». По воспоминаниям Галины Михайловны, у неё были шикарные педагоги с консерваторским образованием. Хотя учиться было сложно.
Кстати, когда Галина ещё обучалась в училище, чтобы срезать угол, она шла на занятия через двор театра драмы. У служебного входа обязательно стоял кто-нибудь из артистов – Мирослав Кацель, Владимир Ваксман, Виктор Михайлов, Елена Паевская…
– Я их хорошо знала в лицо, потому что часто бывала на спектаклях, – делится Галина Михайловна. – Тогда не было даже мыслей о том, что я когда-нибудь буду здесь работать. Но это, видимо, был какой-то знак свыше.
Потом я 17 лет преподавала в музыкальной школе. Всё мне нравилось. Но в какой-то момент вдруг вспомнила о своём увлечении театром. Хотя театр не забывала никогда. Постоянно ходила. Я, наверное, даже сейчас реже хожу в театр, чем тогда.
Ёще во время работы в музыкальной школе у Галины было стремление к режиссёрским моментам. Она и праздники делала, и писала сценарии. Ей было интересно.
– В один момент я задумалась: а почему бы мне не пойти в институт культуры на режиссёрское отделение? – вспоминает Галина Михайловна. –
Сказано – сделано. Училась на заочном, была старостой группы. У нас был очень хороший курс, талантливые ребята. Между прочим, один из моих однокурсников сейчас работает в Москве, пишет сценарии для сериалов.
Когда Галина поступила в институт культуры, она ещё работала в музыкальной школе, но уже стала посматривать в сторону театра. Её первый театральный опыт был в ТЮЗе.
– Тогда как раз зарплату стали задерживать, да и небольшая она была, – вздыхает она. – В ТЮЗе сначала писала сценарии для новогодних утренников. Потом зам. директора по зрителю предложила мне продавать спектакли. Это был и первый театральный опыт, и прибавка к зарплате.
– А как же вы оказались в театре драмы? – интересуюсь у Галины Михайловны.
– Когда я уже оканчивала институт, председателем государственной комиссии у нас был Анатолий Александрович Шутов – на тот момент директор и художественный руководитель театра драмы. Он-то и заметил меня на экзаменах и пригласил на должность зав. литературной части. Шёл 1999 год.
«У ТЕБЯ ЕСТЬ СТИЛЬ, ПИШИ САМА»
– Периодически я была и зав. литом и зав. труппой, бывало занимала обе эти должности сразу, – продолжает Галина Родэз. – И так 26 лет. Застала ещё легендарного Мирослава Матвеевича Кацеля. В расцвете сил были Эдуард Сергеевич Мосин, Сергей Николаевич Лычёв. Признаюсь, мне было немного страшно попасть сюда.
Первое, что я сделала – подошла к Сергею Лычёву (всегда очень любила его как артиста) и говорю: «А можно я про вас напишу». Это было моё первое литературное творение.
– В мои функции входят пропаганда театра, спектаклей, поясняет она. – Всё это так или иначе связано с продажей самих спектаклей. Поэтому активно взаимодействую со средствами массовой информации. За годы, понятно, у меня появились связи.
Подружилась с тогдашним зав. отделом культуры газеты «Тихоокеанская звезда» Александром Чернявским. «У тебя есть стиль, поэтому пиши
сама», – подбадривал молодого зав. лита Александр Григорьевич. То что мэтр оценил Галину, ей было, конечно, приятно.
– Очень долго меня связывала дружба с Лидией Яковлевной Славутской – она была режиссёром на Хабаровской студии телевидения, – говорит Галина Михайловна. – Я даже успела сделать с ней несколько «Театральных гостиных». Сама писала тексты и даже присутствовала на монтаже. В работе Славутская была очень жёстким человеком, её все боялись. Но ко мне Лидия Яковлевна сразу очень хорошо отнеслась. У нас с ней были очень тёплые отношения.
ВСТРЕЧИ СО ЗВЁЗДАМИ
– Театр интересен ещё тем, что есть возможность общаться с удивительными людьми, – продолжает Галина Михайловна. – Дмитрий Астрахан, Эдуард Радзюкевич, Александр Калмыков, Эдуард Ливнев – это такие режиссёрские глыбы! Интересно смотреть, как они работают. До сих пор со многими из них у меня хорошие отношения.
Как-то посчастливилось мне пообщаться с Ларисой Лужиной. Знаете, она вела себя как обычный человек, никакой звёздности. Наталья Гвоздикова, Юлия Рутберг, Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Андрей Ильин, Людмила Максакова, Виктор Добронравов… Кто к нам только не приезжал.
– Знакомые мне говорят: какая ты, мол, счастливая, в театре работаешь, поэтому у тебя каждый день – праздник, – улыбается Галина Родэз. –
Конечно, как и на любой работе, праздник не бывает каждый день, случаются и трудности. Просто важно любить свое дело. А я театр действительно люблю.
В заключение хочу поблагодарить тех, у кого я многому научилась. В моей жизни большую роль сыграл Анатолий Шутов. Ведь именно Анатолий Александрович взял меня в театр, и театральный опыт я приобрела прежде всего благодаря ему.
С нынешним директором и художественным руководителем нашего театра Николаем Ивановичем Евсеенко я тоже работаю достаточно долго. Он настоящий профессионал, который дал мне мудрые советы, научил терпению, выдержке и помог поверить в себя. Пользуясь случаем, хочу
поздравить коллег и зрителей с Международным днём театра. Любовь к театру – это то, что нас всех объединяет.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Глава региона Дмитрий Демешин провёл торжественный приём театральных деятелей и лауреатов ежегодного краевого конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства и поздравил их с профессиональным праздником.
– В этот день мы чествуем всех, кто в той или иной мере причастен к работе театров и театральной деятельности. Та картина, которую видит зритель, приходя на спектакль, не была бы возможна без работы творцов закулисья: художников, монтажеров, световиков, звукооператоров, костюмеров, – обратился к присутствующим Дмитрий Демешин.
Губернатор отметил, что благодаря реализации «Культурных гастролей» у каждого жителя нашего края появляется возможность посетить постановки и получить эстетическое удовольствие от игры любимых артистов.
– Рад, что наши театры известны далеко за пределами региона, – отмечает Дмитрий Демешин. – Совсем недавно Хабаровский краевой академический музыкальный театр посетил Донецкую народную республику и дал несколько концертов в Дебальцево, городе, который мы помогаем восстановить – и вернуть людям спокойную и счастливую жизнь. Посетить выступление наших артистов смогли более 1,5 тысячи человек.
В ходе торжественного приёма Дмитрий Демешин вручил награды лучшим деятелям театрального искусства региона.
Звания «Заслуженный артист Хабаровского края» удостоены концертмейстер ансамбля песни и пляски пограничного управления ФСБ России по
Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Елена Даниленко, артист-вокалист Хабаровского краевого академического музыкального театра Юлия Лакомая, концертмейстер ансамбля песни и пляски пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской
автономной области Александр Попп.
Также глава региона вручил почётные грамоты и благодарности и отметил лауреатов 31-го ежегодного конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства.
Согласитесь, работа в театре довольно специфичная. Это вам не пятидневка с 9 до 18 часов. В театре день ненормированный, выходной – только в понедельник. А какой здесь «сенокос» в праздники! Словом, когда все обычные люди отдыхают, в театре работают.
Естественно, такой ритм жизни выдерживают не все. Поэтому есть такие, кто служит театру по 30, 40 и даже 50 лет. А кто-то, напротив, через год-два увольняется, а то и намного раньше.
– Есть такое понятие – запах кулис, и он существует, – говорит Галина Родэз. – Кто его чувствует, тот в театре и остаётся. Запах кулис истинных людей театра буквально притягивает.
Так уж повелось, что в центре внимания зрителей прежде всего артисты. Но при этом есть люди, которые не выходят на сцену, им не аплодируют зрители. Однако без них спектакль бы не состоялся. Ну представьте, если артист без костюма, без грима… А сцена – без декораций.
Сама Галина Родэз тоже из тех служителей театра, кто остаётся за кадром. Но, поверьте, работы у Галины Михайловны (знаю её уже много лет) всегда хватает.
Кстати, Галина Родэз служит театру драмы уже 26 лет. Хотя путь в театр, как говорит она сама, у неё получился извилистый.
С МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В… ДРАМУ
– С детства у меня было два увлечения – театр и музыка, – рассказывает Галина Михайловна. – Вообще, любовь к искусству привила мне мама. Она очень любила театр и буквально за ручку водила меня и в музкомедию, и в драму. Хотя сама по специальности инженер, долгое время была руководящим работником, но всегда мечтала быть ближе к искусству. Хотела на фортепиано играть, но время было тяжелое, и у неё не получилось.
Галина, получается, воплотила мамины мечты: и театр полюбила, и музыкальную школу окончила. Затем у неё появилось резкое желание поступить в музыкальное училище (сейчас это колледж искусств). Окончила его по специальности «теория музыки». По воспоминаниям Галины Михайловны, у неё были шикарные педагоги с консерваторским образованием. Хотя учиться было сложно.
Кстати, когда Галина ещё обучалась в училище, чтобы срезать угол, она шла на занятия через двор театра драмы. У служебного входа обязательно стоял кто-нибудь из артистов – Мирослав Кацель, Владимир Ваксман, Виктор Михайлов, Елена Паевская…
– Я их хорошо знала в лицо, потому что часто бывала на спектаклях, – делится Галина Михайловна. – Тогда не было даже мыслей о том, что я когда-нибудь буду здесь работать. Но это, видимо, был какой-то знак свыше.
Потом я 17 лет преподавала в музыкальной школе. Всё мне нравилось. Но в какой-то момент вдруг вспомнила о своём увлечении театром. Хотя театр не забывала никогда. Постоянно ходила. Я, наверное, даже сейчас реже хожу в театр, чем тогда.
Ёще во время работы в музыкальной школе у Галины было стремление к режиссёрским моментам. Она и праздники делала, и писала сценарии. Ей было интересно.
– В один момент я задумалась: а почему бы мне не пойти в институт культуры на режиссёрское отделение? – вспоминает Галина Михайловна. –
Сказано – сделано. Училась на заочном, была старостой группы. У нас был очень хороший курс, талантливые ребята. Между прочим, один из моих однокурсников сейчас работает в Москве, пишет сценарии для сериалов.
Когда Галина поступила в институт культуры, она ещё работала в музыкальной школе, но уже стала посматривать в сторону театра. Её первый театральный опыт был в ТЮЗе.
– Тогда как раз зарплату стали задерживать, да и небольшая она была, – вздыхает она. – В ТЮЗе сначала писала сценарии для новогодних утренников. Потом зам. директора по зрителю предложила мне продавать спектакли. Это был и первый театральный опыт, и прибавка к зарплате.
– А как же вы оказались в театре драмы? – интересуюсь у Галины Михайловны.
– Когда я уже оканчивала институт, председателем государственной комиссии у нас был Анатолий Александрович Шутов – на тот момент директор и художественный руководитель театра драмы. Он-то и заметил меня на экзаменах и пригласил на должность зав. литературной части. Шёл 1999 год.
«У ТЕБЯ ЕСТЬ СТИЛЬ, ПИШИ САМА»
– Периодически я была и зав. литом и зав. труппой, бывало занимала обе эти должности сразу, – продолжает Галина Родэз. – И так 26 лет. Застала ещё легендарного Мирослава Матвеевича Кацеля. В расцвете сил были Эдуард Сергеевич Мосин, Сергей Николаевич Лычёв. Признаюсь, мне было немного страшно попасть сюда.
Первое, что я сделала – подошла к Сергею Лычёву (всегда очень любила его как артиста) и говорю: «А можно я про вас напишу». Это было моё первое литературное творение.
– В мои функции входят пропаганда театра, спектаклей, поясняет она. – Всё это так или иначе связано с продажей самих спектаклей. Поэтому активно взаимодействую со средствами массовой информации. За годы, понятно, у меня появились связи.
Подружилась с тогдашним зав. отделом культуры газеты «Тихоокеанская звезда» Александром Чернявским. «У тебя есть стиль, поэтому пиши
сама», – подбадривал молодого зав. лита Александр Григорьевич. То что мэтр оценил Галину, ей было, конечно, приятно.
– Очень долго меня связывала дружба с Лидией Яковлевной Славутской – она была режиссёром на Хабаровской студии телевидения, – говорит Галина Михайловна. – Я даже успела сделать с ней несколько «Театральных гостиных». Сама писала тексты и даже присутствовала на монтаже. В работе Славутская была очень жёстким человеком, её все боялись. Но ко мне Лидия Яковлевна сразу очень хорошо отнеслась. У нас с ней были очень тёплые отношения.
ВСТРЕЧИ СО ЗВЁЗДАМИ
– Театр интересен ещё тем, что есть возможность общаться с удивительными людьми, – продолжает Галина Михайловна. – Дмитрий Астрахан, Эдуард Радзюкевич, Александр Калмыков, Эдуард Ливнев – это такие режиссёрские глыбы! Интересно смотреть, как они работают. До сих пор со многими из них у меня хорошие отношения.
Как-то посчастливилось мне пообщаться с Ларисой Лужиной. Знаете, она вела себя как обычный человек, никакой звёздности. Наталья Гвоздикова, Юлия Рутберг, Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Андрей Ильин, Людмила Максакова, Виктор Добронравов… Кто к нам только не приезжал.
– Знакомые мне говорят: какая ты, мол, счастливая, в театре работаешь, поэтому у тебя каждый день – праздник, – улыбается Галина Родэз. –
Конечно, как и на любой работе, праздник не бывает каждый день, случаются и трудности. Просто важно любить свое дело. А я театр действительно люблю.
В заключение хочу поблагодарить тех, у кого я многому научилась. В моей жизни большую роль сыграл Анатолий Шутов. Ведь именно Анатолий Александрович взял меня в театр, и театральный опыт я приобрела прежде всего благодаря ему.
С нынешним директором и художественным руководителем нашего театра Николаем Ивановичем Евсеенко я тоже работаю достаточно долго. Он настоящий профессионал, который дал мне мудрые советы, научил терпению, выдержке и помог поверить в себя. Пользуясь случаем, хочу
поздравить коллег и зрителей с Международным днём театра. Любовь к театру – это то, что нас всех объединяет.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Глава региона Дмитрий Демешин провёл торжественный приём театральных деятелей и лауреатов ежегодного краевого конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства и поздравил их с профессиональным праздником.
– В этот день мы чествуем всех, кто в той или иной мере причастен к работе театров и театральной деятельности. Та картина, которую видит зритель, приходя на спектакль, не была бы возможна без работы творцов закулисья: художников, монтажеров, световиков, звукооператоров, костюмеров, – обратился к присутствующим Дмитрий Демешин.
Губернатор отметил, что благодаря реализации «Культурных гастролей» у каждого жителя нашего края появляется возможность посетить постановки и получить эстетическое удовольствие от игры любимых артистов.
– Рад, что наши театры известны далеко за пределами региона, – отмечает Дмитрий Демешин. – Совсем недавно Хабаровский краевой академический музыкальный театр посетил Донецкую народную республику и дал несколько концертов в Дебальцево, городе, который мы помогаем восстановить – и вернуть людям спокойную и счастливую жизнь. Посетить выступление наших артистов смогли более 1,5 тысячи человек.
В ходе торжественного приёма Дмитрий Демешин вручил награды лучшим деятелям театрального искусства региона.
Звания «Заслуженный артист Хабаровского края» удостоены концертмейстер ансамбля песни и пляски пограничного управления ФСБ России по
Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Елена Даниленко, артист-вокалист Хабаровского краевого академического музыкального театра Юлия Лакомая, концертмейстер ансамбля песни и пляски пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской
автономной области Александр Попп.
Также глава региона вручил почётные грамоты и благодарности и отметил лауреатов 31-го ежегодного конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства.