Браво, маэстро Соболевский!

13.09.2019 | Из истории современности | 11м. 40 c. | 441
Браво, маэстро Соболевский!

Есть имена, которые мы неразрывно связываем с тем или иным событием, организацией, учреждением культуры. Юрий Никулин - и у всех на памяти «Бриллиантовая рука», и цирк на Цветном бульваре, Марк Захаров - театр «Ленком», Никита Михалков - всё российское кино. Это уже не имена, это - явления. В Хабаровске таким явлением был и остаётся Вячеслав Соболевский.
Можно уверенно констатировать, что судьба - как профессиональная, так и личная - композитора Вячеслава Соболевского оказалась на редкость счастливой. Ученики, вспоминая о нем, говорят: «Он из всего делал счастье…»
Более десяти лет прошло со дня, когда завершился его жизненный путь. Но Вячеслав Львович Соболевский продолжает жить в записях своих музыкальных произведений, в песнях, в романсах - в памяти знавших его людей.
В пору моего детства, в 1970-е годы, меня часто водили на его концерты. Сколько-нибудь сознательного понимания музыки у меня в то время, разумеется, не было, осведомленность - самая поверхностная. А впечатления от концертов Соболевского - неизгладимы.
Многие сочинения, преимущественно Шопена, я узнал от этого пианиста, и именно в его интерпретации они живут для меня как «родные». Когда он закончил играть, я почувствовал с удивлением, что у меня мокрое лицо. Оказывается, можно плакать от красоты.
Те, кто знал Соболевского в молодости, отмечают совершенно особый тип его внешности - при ярко выраженной средиземноморской колоритности, в его жилах текла цыганская кровь.
Массивная фигура, стремительность рук, которые летали, едва касаясь клавиш, великолепная голова в профиль - у рояля стоит необыкновенный человек в черном костюме и кланяется. Его путь в музыку был простым, даже слишком простым, как может показаться из его же воспоминаний.
Родился в Мариуполе, воспитывался в музыкальной семье. Мама - пианистка, папа - скрипач. Его судьба кажется романом, в котором отразились все перемены, произошедшие со страной в ХХ веке.
Он был кумиром не только для культурной элиты, он стал кумиром для всех. Никто из нынешних звезд такого универсального признания не имеет.
Творчество Соболевского - яркое подтверждение того, что можно быть популярным, народным композитором, не идя на поводу у моды, что можно создавать хиты, не греша против высокого вкуса.
Все ли возможное сделано, чтобы лучше, полнее сохранить для будущего образ Соболевского-педагога?
Часто приходится слышать и читать о его «педагогическом методе», его «методике преподавания» фортепианной игры. Думается, что тайна эта состояла в самом Вячеславе Львовиче, ибо он был художником не только как исполнитель, но и как педагог, а настоящий художник неповторим.
Еще до недавнего времени творчеством композитора интересовались лишь специалисты. Но в последние годы можно говорить о переосмыслении истории музыки: концерты Соболевского заняли в ней важное место.
Соболевский - вершинная точка одной из пирамид, высшая концентрация таланта, упорства, жизнелюбия. Жизнелюбие артиста питало его педагогику. Главный его подвиг - воспитание такого количества талантов, какого не смог дать ни один из его коллег.
Рассказывают: пианист показал ноты девочке, с которой сыграл в четыре руки Чайковского. Два пианиста - одному семьдесят, другому - восемь с небольшим. Оба они жили в музыке в тот момент, между чувством, которое она испытывала, и тем чувством, которое испытывал Вячеслав Соболевский, - разницы не было.
В этом тайна таланта. Начиная уроки, Соболевский ставил перед собой задачу: заинтересовать музыкой. Он нашел нечто такое, что позволило его студентам слушать музыку активно. То есть что-то делая с ней в душе.
Почти вся музыка основана на песне, танце, марше. Кто этого не знает? Что тут нового? Но Соболевский принес эту мысль - и поразительный эффект! С первого же урока, слушая любую по сложности музыку, его ученики слышали гармонию.
Соболевский любил разного рода капустники, маскарады. В Соболевские времена кульминацией культурной жизни Хабаровска были «Рождественские вечера», «Старый Новый год», «Для милых дам».
В конце жизни он написал свой роман о музыке, в котором самое главное состоит в том, что мы слышим один большой монолог Соболевского, целиком записанный с его слов.
Откроем ноты еще раз - они сверкают, переливаются, поют.
По большому счету Вячеслав Львович вошёл бы в историю русской музыки, если бы создал только свою музыку. Но его творческое наследие значительно обширнее. Соболевский относится к великой плеяде композиторов-виртуозов. Он до последних дней искал наилучшее воплощение русского мира в нотах.
И пришёл к тому, что наивысшим и самым совершенным инструментом является сам музыкант.



Играй, музыкант…
О, музыка! Ты царь в короне,
Ты бог, что для людей поет.
Особенно, когда Соболевский
Шопена с клавиш раздает.

Эти строки студенты Хабаровского училища искусств сочинили в честь своего учителя - Вячеслава Львовича Соболевского.
Генеральный директор Хабаровской краевой филармонии, заслуженный работник культуры России, Александр Емельянов рассказывает:
- Вячеслав Львович Соболевский, окончив в 1960 году одесскую консерваторию, приехал в Хабаровск и прошёл путь от артиста филармонического отдела до солиста-пианиста. Он приехал на Дальний Восток всего на три года, но остался на всю жизнь. В его трудовой книжке одна запись - Хабаровская краевая филармония, которой он верно и честно прослужил 42 года.
Профессиональный уровень Соболевского был таков, что его включали в гастрольный план России и приглашали на мастер-классы в Японию, Канаду, США.
Благодаря своим нравственным и профессиональным качествам Вячеслав Львович являлся бесспорным авторитетом среди музыкантов-исполнителей, педагогов и интеллигенции города, достойно представляя его культуру там, где он бывал на гастролях и в творческих поездках.
Соболевский дал дорогу многим молодым исполнителям, начинавшим работу в Хабаровской филармонии.
В его репертуаре семнадцать фортепианных концертов. Наиболее часто пианист исполнял концерты Рахманинова, Листа, Франка «Симфонические вариации», Шостаковича. Свои сольные концертные программы Соболевский выстраивал с учетом запросов аудитории, используя различные формы и жанры. Так родились циклы программ «Беседы у рояля», «Музыка Франции от XVII века до импрессионистов», «Транскрипции», программы из произведений Шопена и обязательный в эпоху СССР «ленинский» репертуар, состоящий из сонат Бетховена - «Патетической», «Лунной» и «Апассионаты».
С этими программами Соболевский объездил весь Дальний Восток, играя в детских музыкальных школах, домах культуры и сельских клубах на фортепиано, которые ему нередко приходилось настраивать самому.
В 1975 году творческая деятельность Вячеслава Соболевского была высоко оценена государством - он первым из пианистов Сибири и Дальнего Востока получил звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
С 1977-го музыкант работал в должности художественного руководителя Хабаровской краевой филармонии, отвечая за многообразие и качество музыкально-просветительской деятельности организации, ее культурную политику. Он ввел в филармонии систему абонементных концертов - симфонических, камерных и сольных.
Создал Художественный совет для аттестации артистов, повышения их квалификации. Благодаря деятельности нового художественного руководителя филармонии гостями Хабаровска стали Святослав Рихтер, Михаил Плетнев, Елена Образцова, профессора Московской консерватории Михаил Воскресенский и Вера Горностаева.
Были осуществлены значительные творческие проекты - концертное исполнение опер Чайковского «Евгений Онегин», Римского-Корсакова «Царская невеста». Предчувствуя приближение трудных времен, В. Л. Соболевский стремился любой ценой сохранить филармонические коллективы.
В 1982 году в здании бывшего музыкального театра был открыт Концертный зал Хабаровской краевой филармонии, что позволило ее художественному руководителю насытить город музыкой всех направлений и жанров.
Абонементные симфонические концерты, выступления хоровых коллективов, юных музыкантов, пленумы дальневосточных композиторов, программы, сочетающие академический и эстрадно-джазовые стили - вот лишь некоторые «краски» музыкальных сезонов Хабаровска с 1982 по 1992 год.
С конца 1980-х география творческой деятельности Вячеслава Соболевского значительно расширилась. Она включала в себя, кроме России и «ближнего зарубежья», Америку, Китай, Японию и Канаду.
Первое посещение Америки началось у пианиста с Аляски - Анкориджа, где он выступил с камерным оркестром «Серенада».
С 1993-го каждый год выступал в Канаде (штат Виктория), где играл сольные программы, концерты с симфоническим оркестром, давал мастер-классы, получая восторженные отзывы музыкальных критиков.
Наиболее прочными и постоянными были профессиональные связи с коллегами из американского Портленда - побратима Хабаровска - и, прежде всего, с Дороти Фэлман, имеющей собственную студию и класс.
Вместе с Фэлман Соболевский осуществлял проект «Музыка без границ», позволяющий пианистам-педагогам из России познакомиться с системой музыкального образования Америки, а американским музыкантам изучить опыт работы российских коллег. Проект также предусматривал обмен талантливыми юными пианистами.
В апреле 2001 года программа «Музыка без границ» получила продолжение в концертах юных музыкантов - лауреатов Всеамериканских конкурсов из штата Орегон в Дальневосточном художественном музее.
В жизнь В. Л. Соболевского органично вошла музыкальная педагогика. Он преподавал в Хабаровском музыкальном училище (колледже искусств). Понимая, что хороших учеников к нему в класс никто за руку не приведет, он искал и находил их в музыкальных школах. Работал на кафедре специального фортепиано Хабаровского государственного института искусств и культуры. Долгие годы был председателем Совета творческой интеллигенции при администрации Хабаровского края, председателем Хабаровского краевого музыкального общества.
Вячеслав Львович утверждал, что он счастливый человек: «Я всю жизнь занимался любимым делом. С возрастом появлялись новые желания, но и они практически всегда реализовывались.
Играл сольные концерты с симфоническими оркестрами высоких категорий, с дирижерами всемирно известными, объездил весь Советский Союз, многократно выступал в Канаде, Японии, США, Китае. Писал музыку, тексты песен и романсов, издал сборник «Все мои песни о любви». Написал даже что-то вроде пьесы - «Роман с театром», и Хабаровский театр музыкальной комедии ее поставил.
А еще у него была талантливая жена - Ирина Павловна. Думаю, не преувеличу, если скажу, что супруги Соболевские являлись своеобразным творческим ансамблем ко всему, что является подлинной культурой Хабаровска.
Она была его музой. Это она после его ухода продолжила их общее дело поиска и поддержки юных талантов. Без нее не было бы благотворительного некоммерческого фонда им. Вячеслава Соболевского и фестиваля-конкурса юных пианистов «Наследники традиций» его имени.
Соболевский - явление глубоко притягательное, единственное в своем роде, явление поэтическое. Превосходный музыкант, отмеченный ярким талантом.
Игра его, исполненная бесконечного обаяния, всегда оставляла значительное впечатление. Слушатели и коллеги высоко ценили Вячеслава Львовича. Он был одним из тех немногих воистину счастливых артистов, которых публика преданно любила.
Сегодня на фасаде краевой филармонии, в память об артисте,
установлена мемориальная доска. На доске выгравирована надпись: «В этом здании в период с 1960 г. по 2001 г. работал пианист, заслуженный артист Российской Федерации, художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии Соболевский Вячеслав Львович».

Вечная ему память!

«Без музыки не проживу и дня!»

Директор Центра эстетического воспитания детей, кандидат искусствоведения, профессор кафедры инструментального исполнительства Хабаровского государственного института искусств и культуры, Алексей Никитин так вспоминает о маэстро:
- Есть имена, которые мы неразрывно связываем с тем или иным событием, организацией, учреждением. Вячеслав Львович Соболевский одно из них. Произнося «Соболевский», мы сразу
называем - филармония.
Соболевский из рода потомственных дворян Ковинской губернии. В годы войны семья оказалась в оккупации - не успели эвакуироваться. Детская память сохранила незабываемые дни, когда при отступлении немцы сожгли их дом и погнали вместе со всеми жителями города в Ростов-на-Дону.
Мальчику с матерью и прабабушкой удалось бежать и спрятаться в кукурузе. В поле они сделали блиндаж и жили в нем, питаясь кукурузой и арбузами. Смерть обошла их стороной.
Позже мать стала давать уроки музыки за еду. Так Соболевские пережили войну. После окончания войны в 1945 г. мальчик пошел в семилетнюю школу.
Начальное музыкальное образование он получил у матери, обучавшей его с трех лет игре на фортепиано, нотной грамоте и сольфеджио.
После окончания седьмого класса в 14 лет Соболевский поступил в Донецкое (Сталинское) музыкальное училище к профессору А. М. Шепилевскому, которому в те годы было 75 лет - он помнил выступления Петра Ильича Чайковского и много рассказывал о нем.
С профессором у юноши отношения не складывались. Он написал в письме матери, что для занятий музыкой у него, очевидно, нет данных.
На втором курсе училища Соболевский попал в класс выпускницы Московской консерватории Беллы Шухман, у которой занимался до 4 курса. Ей удалось увлечь его музыкой, пришло осознание, что «музыка - моя специальность, и мне понравилось получать хорошие оценки».
В эти годы он подрабатывал в Донецком оперном театре как статист, артист миманса. Иногда играл небольшие роли. Это давало ему возможность не только посещать все спектакли, но и проходить на концерты приезжих артистов, а были среди них Лемешев, Козловский, Эдди Рознер, Норцов, Гуляев.
К сожалению, Б. Шухман умерла при родах, и В. Л. Соболевский вновь оказался в классе А. М. Шепилевского. Однако это уже ничего не меняло. Тяга к учебе, знаниям, музыке крепко засела в его сознании.
На государственных экзаменах юношу, получившего диплом с отличием, заметила председатель комиссии Е. П. Дублянская, возглавлявшая оперную студию Одесской консерватории, и предложила приехать в Одессу для продолжения образования.
На фортепианном отделении в консерватории педагогом Соболевского стала Людмила Наумовна Гинзбург - ученица Генриха Густавовича Нейгауза, в классе которой он сформировался как музыкант.
Будучи студентом 3-го курса, Вячеслав Соболевский принял участие во Всеукраинском конкурсе пианистов, проходившем в Киеве, где выступали музыканты из Львова, Киева, Харькова, Одессы, и занял первое место.
Существенным результатом стало распоряжение Министерства культуры Украины о назначении ему Ленинской стипендии, которую он получал до окончания вуза. Второй конкурс, проходивший во Львове, был менее удачным - Соболевский не прошел в третий тур. Он прослушивался в Большом зале Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза на конкурс им. П. И. Чайковского.
Перед окончанием консерватории на предварительном собеседовании Соболевскому было предложено остаться работать в вузе, однако в комиссии по распределению представитель министерства опротестовал это. Нужно отрабатывать Ленинскую стипендию.
Ему предложили три города на выбор: Днепропетровск, Херсон, Николаев - в училище педагогом. К этому выпускник был не готов, он уже настроил себя на Одессу. Все-таки пришлось выбирать, и выбор пал на Николаев.
Однако после государственного экзамена к нему подошел незнакомец, представился и предложил: «Поезжайте к нам, в Хабаровск. Вы будете иметь возможность играть и с симфоническим оркестром, и сольные концерты. Вы должны заниматься исполнительской деятельностью».
Это был художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии Валентин Чернин, которому Вячеслав Львович безмерно благодарен за успешно сложившуюся дальнейшую творческую жизнь. Так, в 1960 г. он приехал в г. Хабаровск, пополнив «Одеколон» - «Одесскую колонию» музыкантов-одесситов, прочно осевших на Дальнем Востоке.
Среди них: новоявленные хабаровчане - хормейстер В. Чернин, баянист М. Мажаров, скрипач и композитор Ю. Владимиров; владивостокцы - скрипачи Е. Ярошевич и М. Вайман, пианист Ю. Гриншпун, теоретик Е. Герцман; в Николаевске-на-Амуре - пианист В. Альченко.
Все это талантливые, интеллигентные, высокообразованные люди, профессионалы, умеющие быть внимательными и сердечными к окружающим; очень дружные в общении друг с другом.
Первые десять лет своей дальневосточной жизни Соболевский много разъезжал по краю с лекторскими группами Хабаровской филармонии, выступая как солист и концертмейстер.
Поездки по селам, стройкам, незабываемые дороги, гостиницы, холодные клубы, ледяные клавиатуры инструмента…
«Во всем этом не было никаких трагедийных ощущений, - вспоминал позже Соболевский. - Было весело, и было сознание того, что делаем большое дело. Ведь нас так хорошо, душевно встречали люди в маленьких поселках, на станциях».
География концертов - весь Дальний Восток. Концертные группы включали артистов разного жанра. Постепенно он стал готовить сольные концерты, право на которые давала Москва. Прослушивание претендентов на звание «солист» проходило в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории в 1971 году.
Судьбу Соболевского решали такие известные музыканты, как Белла Давидович, Виктор Мержанов, Станислав Нейгауз, Александр Иванов-Крамской. Пройдя труднейшее творческое испытание, музыкант получил право на выступления с сольными программами и был включен в план Росконцерта. С этого момента началась гастрольная «одиссея» Соболевского-солиста.
Его приглашали филармонии Киева, Тбилиси, Северной Осетии, Кургана, Ленинграда, Пскова, Уфы, Казани. С особой нежностью и теплотой вспоминал пианист гастроли на Кавказе: грузинское радушие, встречи с дирижером Тариэлом Дугладзе и режиссером Робертом Стуруа.
За годы работы в филармонии Вячеславу Львовичу посчастливилось играть со многими (теперь уже легендарными) дирижерами, такими как К. Элиасберг, Н. Рахлин, М. Паверман, В. Синайский, В. Дубровский, В. Дударова, А. Дмитриев, Ю. Николаевский.
Есть высокое состояние, когда человек живет постоянным напряжением духовного в себе. В общении с чем-то главным, живым - это и есть счастье. Как бы не был человек занят, он не теряет себя, он вечно спорит с собой. Таким человеком был пианист Соболевский.
Bремя в объятиях мнимого и подлинного прогресса летит всё быстрее. Все скорее оказываются в небытии вчерашние кумиры. Все больше раздается самых искренних сетований на гибель культуры. Десять лет отделяют нас от смерти замечательного пианиста. Диски выходят, но героя уже нет с нами. Мы не слышим его на сцене, мы потеряли его - живого. Он остался в ряду выдающихся личностей прошлого века, монументальный и непоколебимый, как его коллеги - классики, причисленные к элите русской и мировой культуры.
Александр САВЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



19.04.2024 00:00
Григорий Геллер: «Мы расстаёмся, чтобы встретиться вновь»
Он сидел на хоккее в правительственной ложе с…  Брежневым, играл в футбол не только в первенствах СССР и России, но и в Израиле. А уже в наши дни в качестве тренера привёл сборную страны железнодорожников к серебряным медалям чемпионата мира, который проходил во Франции.

17.04.2024 00:00
Память кумиров хабаровского хоккея почтят на льду
С 18 по 20 апреля на запасном поле «Платинум Арены» состоится хоккейный турнир памяти двух в прошлом известных форвардов хабаровского «Амура» Дмитрия Учайкина и Дмитрия Тарасова. На площадку выйдут шесть любительских команд.