Учим ребёнка правильно реагировать на критику
24.07.2024
667

Как воспитать ребёнка, чтобы он не реагировал на критику? Такая постановка вопроса не совсем корректна, ведь невосприимчивость к критике может стать препятствием к развитию у ребёнка и критического мышления, и стремления к самосовершенствованию. Гораздо важнее научить сына или дочь правильно реагировать на критику.
Доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова рассказывает о том, какие качества нужно развивать у ребёнка, чтобы он был менее восприимчив к критике (или она его меньше задевала).
Критика бывает разной: конструктивной и деструктивной, объективной и несправедливой, доброжелательной и унизительной, а значит, и относиться к разным видам критики следует по-разному.
Важно, чтобы критика, адресованная ребёнку, была доброжелательной и объективной, ведь дети очень болезненно реагируют на несправедливые замечания в свой адрес.
И ещё, обучая ребенка правильно реагировать на критику, нужно учитывать, что на разных возрастных этапах могут быть сформированы только те личностные качества, которые соответствуют имеющимся в этом
возрасте возможностям.
Можно сказать, что умение правильно реагировать на критику стоит на трёх китах. Первый из них – это самоуважение, второй – критичность, а третий – ответственность. И хотя эти качества формируются на всех этапах взросления ребёнка, для каждого из них есть свой критический период, в который это качество наиболее активно развивается.
Самоуважение
Самоуважение – это чувство собственной значимости и самоценности. Оно формируется с первых дней жизни ребёнка благодаря ценностному отношению родителей, для которых их ребёнок самый лучший.
В период 3–6 лет у ребёнка формируются базовые моральные и этические представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и появляются моральные мотивы поступать «как надо». Взрослому же важно поощрять и поддерживать это стремление и, не одобряя конкретный поступок, отделять его от «хорошего Я» ребёнка, не фиксируя внимание на ошибках и проступках.
Советы, которые помогут научить дошкольника правильно воспринимать критику.
Поддерживайте у ребёнка положительное восприятие себя, подчеркивая его уникальные качества и достижения.
Учите ребенка понимать, что каждый человек может ошибаться, и это нормально.
Учите его воспринимать критику как часть обучения, а не как обвинение.
Критичность
Критичность – это способность осознавать свои ошибки, умение объективно оценивать свои действия и их результат. Критическое отношение к своей деятельности и поведению активно формируется у детей в младшем школьном возрасте (7–11 лет).
В этом возрасте ведущей становится социально значимая деятельность ребёнка – учебная, в которой формируются и мышление, и самооценка ребёнка, однако только при условии, что взрослые научат его объективно и позитивно оценивать свои достижения и результаты деятельности, ориентируясь на дальнейшее развитие умений и способностей. Так происходит формирование у ребёнка критического самоотношения как личностной структуры.
Как помочь младшему школьнику правильно реагировать на критику:
Научите ребенка понимать и ценить свои сильные качества, осознавать свои слабые стороны и быть готовым к их развитию.
Обучайте ребёнка воспринимать критику как возможность для улучшения, а не как осуждение.
Учите его анализировать критические замечания, чтобы выделить в них конструктивные моменты.
Поддерживайте его веру в себя, напоминая о его достижениях и успехах.
Ответственность
Ответственность – это обязанность и готовность человека отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия, умение подходить к любому делу осознанно, планировать результат и отвечать за выполнение поставленных задач.
Критическим для формирования позиции ответственности является подростковый возраст (12–17 лет).
Подростковый возраст – время интенсивного развития взрослеющего человека на физическом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях. Подросток – уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. И в этой трансформационной нестабильности причина большинства проблем подросткового возраста, в частности, повышенная чувствительность к критике.
Самоуважение и критичность являются хорошими ресурсами эмоциональной устойчивости подростка к критике, однако ключевым фактором правильного отношения к ней на данном возрастном этапе является ответственность.
Чтобы сформировать у подростка позицию ответственности, используйте следующие стратегии:
Чёткие правила и требования: определите ожидания относительно поведения подростка, выполнения домашних заданий и других обязанностей и обсудите их с ним.
Признание и похвала: отмечайте и хвалите подростка, когда он выполняет свои обязанности и демонстрирует ответственность. Это стимулирует его к дальнейшим успехам.
Учёт возможностей и интересов: позвольте подростку участвовать в принятии решений и выборе задач, которые он должен выполнять.
Обучение на ошибках: используйте ошибки для обучения, обсуждайте с подростком, что нужно сделать, чтобы предотвратить их повторение в будущем.
Оценка последствий: обсудите с подростком последствия невыполнения обязанностей или несоблюдения правил. Это поможет принять ответственность за последствия своих действий.
Последовательность и постоянство: соблюдайте правила и требования, которые вы установили. Это поможет подростку понять, что ответственность является неотъемлемой частью жизни.
Развивайте у подростка критическое мышление, чтобы он мог анализировать критику и оценивать её объективно.
Научите подростка видеть разницу между конструктивной и деструктивной, объективной и субъективной позицией критикующего.
Обучайте подростка аргументированно и корректно отвечать на критические замечания и при необходимости отстаивать собственную позицию.
Объясните подростку, что каждый человек имеет право на собственное мнение.
Поддерживайте стремление подростка к самосовершенствованию, но при этом учите его принимать себя таким, какой он есть.
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.
Доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова рассказывает о том, какие качества нужно развивать у ребёнка, чтобы он был менее восприимчив к критике (или она его меньше задевала).
ОНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ
Критика бывает разной: конструктивной и деструктивной, объективной и несправедливой, доброжелательной и унизительной, а значит, и относиться к разным видам критики следует по-разному.
Важно, чтобы критика, адресованная ребёнку, была доброжелательной и объективной, ведь дети очень болезненно реагируют на несправедливые замечания в свой адрес.
И ещё, обучая ребенка правильно реагировать на критику, нужно учитывать, что на разных возрастных этапах могут быть сформированы только те личностные качества, которые соответствуют имеющимся в этом
возрасте возможностям.
ТРИ КИТА
Можно сказать, что умение правильно реагировать на критику стоит на трёх китах. Первый из них – это самоуважение, второй – критичность, а третий – ответственность. И хотя эти качества формируются на всех этапах взросления ребёнка, для каждого из них есть свой критический период, в который это качество наиболее активно развивается.
Самоуважение
Самоуважение – это чувство собственной значимости и самоценности. Оно формируется с первых дней жизни ребёнка благодаря ценностному отношению родителей, для которых их ребёнок самый лучший.
В период 3–6 лет у ребёнка формируются базовые моральные и этические представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и появляются моральные мотивы поступать «как надо». Взрослому же важно поощрять и поддерживать это стремление и, не одобряя конкретный поступок, отделять его от «хорошего Я» ребёнка, не фиксируя внимание на ошибках и проступках.
Советы, которые помогут научить дошкольника правильно воспринимать критику.
Поддерживайте у ребёнка положительное восприятие себя, подчеркивая его уникальные качества и достижения.
Учите ребенка понимать, что каждый человек может ошибаться, и это нормально.
Учите его воспринимать критику как часть обучения, а не как обвинение.
Критичность
Критичность – это способность осознавать свои ошибки, умение объективно оценивать свои действия и их результат. Критическое отношение к своей деятельности и поведению активно формируется у детей в младшем школьном возрасте (7–11 лет).
В этом возрасте ведущей становится социально значимая деятельность ребёнка – учебная, в которой формируются и мышление, и самооценка ребёнка, однако только при условии, что взрослые научат его объективно и позитивно оценивать свои достижения и результаты деятельности, ориентируясь на дальнейшее развитие умений и способностей. Так происходит формирование у ребёнка критического самоотношения как личностной структуры.
Как помочь младшему школьнику правильно реагировать на критику:
Научите ребенка понимать и ценить свои сильные качества, осознавать свои слабые стороны и быть готовым к их развитию.
Обучайте ребёнка воспринимать критику как возможность для улучшения, а не как осуждение.
Учите его анализировать критические замечания, чтобы выделить в них конструктивные моменты.
Поддерживайте его веру в себя, напоминая о его достижениях и успехах.
Ответственность
Ответственность – это обязанность и готовность человека отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия, умение подходить к любому делу осознанно, планировать результат и отвечать за выполнение поставленных задач.
Критическим для формирования позиции ответственности является подростковый возраст (12–17 лет).
Подростковый возраст – время интенсивного развития взрослеющего человека на физическом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях. Подросток – уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. И в этой трансформационной нестабильности причина большинства проблем подросткового возраста, в частности, повышенная чувствительность к критике.
Самоуважение и критичность являются хорошими ресурсами эмоциональной устойчивости подростка к критике, однако ключевым фактором правильного отношения к ней на данном возрастном этапе является ответственность.
Чтобы сформировать у подростка позицию ответственности, используйте следующие стратегии:
Чёткие правила и требования: определите ожидания относительно поведения подростка, выполнения домашних заданий и других обязанностей и обсудите их с ним.
Признание и похвала: отмечайте и хвалите подростка, когда он выполняет свои обязанности и демонстрирует ответственность. Это стимулирует его к дальнейшим успехам.
Учёт возможностей и интересов: позвольте подростку участвовать в принятии решений и выборе задач, которые он должен выполнять.
Обучение на ошибках: используйте ошибки для обучения, обсуждайте с подростком, что нужно сделать, чтобы предотвратить их повторение в будущем.
Оценка последствий: обсудите с подростком последствия невыполнения обязанностей или несоблюдения правил. Это поможет принять ответственность за последствия своих действий.
Последовательность и постоянство: соблюдайте правила и требования, которые вы установили. Это поможет подростку понять, что ответственность является неотъемлемой частью жизни.
Развивайте у подростка критическое мышление, чтобы он мог анализировать критику и оценивать её объективно.
Научите подростка видеть разницу между конструктивной и деструктивной, объективной и субъективной позицией критикующего.
Обучайте подростка аргументированно и корректно отвечать на критические замечания и при необходимости отстаивать собственную позицию.
Объясните подростку, что каждый человек имеет право на собственное мнение.
Поддерживайте стремление подростка к самосовершенствованию, но при этом учите его принимать себя таким, какой он есть.
Подготовил И. ДМИТРИЕВ.