Учим ребёнка правильно реагировать на критику
поиск
21 июня 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Учим ребёнка правильно реагировать на критику

24.07.2024
Просмотры
667
Учим ребёнка правильно реагировать на критику
Как воспитать ребёнка, чтобы он не реагировал на критику? Такая постановка вопроса не совсем корректна, ведь невосприимчивость к критике может стать препятствием к развитию у ребёнка и критического мышления, и стремления к самосовершенствованию. Гораздо важнее научить сына или дочь правильно реагировать на критику.

 Доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова рассказывает о том, какие качества нужно развивать у ребёнка, чтобы он был менее восприимчив к критике (или она его меньше задевала).

 ОНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ


 Критика бывает разной: конструктивной и деструктивной, объективной и несправедливой, доброжелательной и унизительной, а значит, и относиться к разным видам критики следует по-разному.

 Важно, чтобы критика, адресованная ребёнку, была доброжелательной и объективной, ведь дети очень болезненно реагируют на несправедливые замечания в свой адрес.

 И ещё, обучая ребенка правильно реагировать на критику, нужно учитывать, что на разных возрастных этапах могут быть сформированы только те личностные качества, которые соответствуют имеющимся в этом
возрасте возможностям.

 ТРИ КИТА


 Можно сказать, что умение правильно реагировать на критику стоит на трёх китах. Первый из них – это самоуважение, второй – критичность, а третий – ответственность. И хотя эти качества формируются на всех этапах взросления ребёнка, для каждого из них есть свой критический период, в который это качество наиболее активно развивается.

Самоуважение

 Самоуважение – это чувство собственной значимости и самоценности. Оно формируется с первых дней жизни ребёнка благодаря ценностному отношению родителей, для которых их ребёнок самый лучший.

 В период 3–6 лет у ребёнка формируются базовые моральные и этические представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и появляются моральные мотивы поступать «как надо». Взрослому же важно поощрять и поддерживать это стремление и, не одобряя конкретный поступок, отделять его от «хорошего Я» ребёнка, не фиксируя внимание на ошибках и проступках.

 Советы, которые помогут научить дошкольника правильно воспринимать критику.

 Поддерживайте у ребёнка положительное восприятие себя, подчеркивая его уникальные качества и достижения.

 Учите ребенка понимать, что каждый человек может ошибаться, и это нормально.

 Учите его воспринимать критику как часть обучения, а не как обвинение.

 Критичность

 Критичность – это способность осознавать свои ошибки, умение объективно оценивать свои действия и их результат. Критическое отношение к своей деятельности и поведению активно формируется у детей в младшем школьном возрасте (7–11 лет).

 В этом возрасте ведущей становится социально значимая деятельность ребёнка – учебная, в которой формируются и мышление, и самооценка ребёнка, однако только при условии, что взрослые научат его объективно и позитивно оценивать свои достижения и результаты деятельности, ориентируясь на дальнейшее развитие умений и способностей. Так происходит формирование у ребёнка критического самоотношения как личностной структуры.

 Как помочь младшему школьнику правильно реагировать на критику:

 Научите ребенка понимать и ценить свои сильные качества, осознавать свои слабые стороны и быть готовым к их развитию.

 Обучайте ребёнка воспринимать критику как возможность для улучшения, а не как осуждение.

 Учите его анализировать критические замечания, чтобы выделить в них конструктивные моменты.

  Поддерживайте его веру в себя, напоминая о его достижениях и успехах.

 Ответственность

 Ответственность – это обязанность и готовность человека отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия, умение подходить к любому делу осознанно, планировать результат и отвечать за выполнение поставленных задач.

 Критическим для формирования позиции ответственности является подростковый возраст (12–17 лет).

 Подростковый возраст – время интенсивного развития взрослеющего человека на физическом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях. Подросток – уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. И в этой трансформационной нестабильности причина большинства проблем подросткового возраста, в частности, повышенная чувствительность к критике.

 Самоуважение и критичность являются хорошими ресурсами эмоциональной устойчивости подростка к критике, однако ключевым фактором правильного отношения к ней на данном возрастном этапе является ответственность.

 Чтобы сформировать у подростка позицию ответственности, используйте следующие стратегии:

 Чёткие правила и требования: определите ожидания относительно поведения подростка, выполнения домашних заданий и других обязанностей и обсудите их с ним.

 Признание и похвала: отмечайте и хвалите подростка, когда он выполняет свои обязанности и демонстрирует ответственность. Это стимулирует его к дальнейшим успехам.

 Учёт возможностей и интересов: позвольте подростку участвовать в принятии решений и выборе задач, которые он должен выполнять.

 Обучение на ошибках: используйте ошибки для обучения, обсуждайте с подростком, что нужно сделать, чтобы предотвратить их повторение в будущем.

 Оценка последствий: обсудите с подростком последствия невыполнения обязанностей или несоблюдения правил. Это поможет принять ответственность за последствия своих действий.

 Последовательность и постоянство: соблюдайте правила и требования, которые вы установили. Это поможет подростку понять, что ответственность является неотъемлемой частью жизни.

 Развивайте у подростка критическое мышление, чтобы он мог анализировать критику и оценивать её объективно.

 Научите подростка видеть разницу между конструктивной и деструктивной, объективной и субъективной позицией критикующего.

 Обучайте подростка аргументированно и корректно отвечать на критические замечания и при необходимости отстаивать собственную позицию.

 Объясните подростку, что каждый человек имеет право на собственное мнение.

 Поддерживайте стремление подростка к самосовершенствованию, но при этом учите его принимать себя таким, какой он есть.

 Подготовил И. ДМИТРИЕВ.