Если ваш ребёнок - ябеда…

24.04.2024 | Детский мир | 4м. 42 c. | 198
Если ваш ребёнок - ябеда…

Почему дети ябедничают, жалуются на других, рассказывают то, что к ним не имеет никакого отношения, и что с этим делать взрослому? Этими вопросами задаются родители и большинство воспитателей, педагогов. Мы попросили ответить на них Оксану Коваль, кандидата психологических наук.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Постараемся разобраться с тем, что такое ябедничество. В психологии существует не так много научной литературы по данной проблеме, хотя это явление является распространенным в детских коллективах садов и школ.

В. Горбачева выделила два типа жалоб в детских коллективах дошкольников: жалобы пострадавшего из обиды и жалобы по поводу нарушения правил. Отмечается также динамика в жалобах дошкольников: в возрасте 4 лет жалобы носят характер сообщений от пострадавшего; в 5–6 лет – жалобы о нарушении правил из позиции стороннего наблюдателя (Л. Довыденко, И. Маланчук).

Существуют типологии ябедничества (М. Кравцова, А. Рузская, М. Абрамова), в которых выделяются «беспомощность» (вынужденное сообщение), «защита себя и других», «предупреждение» (сообщение во благо) и др. Однако, как отмечает С. Оганесян, эти типы не являются собственно ябедничеством, которое со времен появления слова означало личную выгоду от сообщения.

Исследователь определяет ябедничество как сообщения ребенка с целью самоутверждения за счет обесценивания другого, из мести, обиды или зависти.

Это позволяет различать собственно «ябедников», желающих извлечь личную выгоду, и детей с обостренным чувством справедливости, стремлением к честности, защите других людей, которые сообщают взрослому об опасных ситуациях, при этом сами редко получают от окружающих ярлык «доносчика» или «стукача».

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Второй важный аспект, который мы затронем, – возрастные особенности появления ябедничества. На этапе развития ребенка младшего школьного возраста и прохождения кризиса 7 лет может проявиться собственно ябедничество. Жалобы и «стукачество» могут наблюдаться у детей младше по возрасту, однако в 3 года дети еще не могут прогнозировать последствия своего поступка и могут увидеть их только после реакции взрослого.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет, жалуясь на других детей, информирует взрослого о происходящем часто без каких-то целей. Закрепится ли такое поведение, зависит от реакции взрослого.

Намеренно ябедничать, рассчитывая, что за жалобой последует определенное действие взрослого в отношении того, на кого жалуется ребенок, возможно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок может понимать, какие именно реакции взрослого последуют в результате его сообщения.

Становясь школьником, ребёнок попадает в новую для него ситуацию, требующую соблюдения очень большого количества норм поведения. Несмотря на то, что к младшему школьному возрасту ребенок умеет подчиняться некоторым обязательным правилам или хорошо с ними знаком, в школе ему приходится соблюдать много правил сразу.

Соблюдая эти правила, ребёнок сопоставляет свое поведение с тем, как другие следуют правилам (девизом становится «Правила для всех одинаковы»). Как отмечает Д. Эльконин, первоклассники очень чувствительны к выполнению правил, и своими жалобами они скорее хотят сообщить, что ими правила усвоены.

Кроме того, в этом возрасте ребёнок начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами. У него формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. Поэтому, если ребенок лишен этого признания, чувствует себя недооцененным, он может стремиться повысить свою значимость, прибегая к ябедничеству.

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ

Роль взрослого в ябедничестве далеко не последняя. Именно ему и адресованы жалобы. Сообщая что-то взрослому, ребёнок ждет его реакции. Она и определяет дальнейшее поведение детей.

Основная проблема в данном вопросе заключается в том, что взрослые по-разному реагируют на ябедничество в силу собственных мотивов и понимания причин такого поведения ребенка. Важно заметить и предупредить усугубление таких паттернов поведения, которые предшествуют и приводят к подкреплению ябедничества.

Игнорирование ребёнка, который ябедничает, так же негативно сказывается на его развитии, как и поощрение ожидаемой им реакции на жалобу. Игнорируя ребёнка в его обращении, мы игнорируем его потребность во внимании, в помощи построить доброжелательные отношения в коллективе сверстников, в чувстве значимости для окружающих.

Поощряя его ябедничество благодарностью за «донос» с последующим разбором ситуации, мы негативно воздействуем на его нравственное развитие и отношения в коллективе.

В младшем школьном возрасте нравственное сознание активно развивается, формируется общественная направленность личности. Моральные суждения детей основываются сначала на объяснениях взрослого, а ближе к завершению периода младшего школьного возраста моральные суждения становятся более осмысленными, разносторонними и осознанными, опирающимися на собственный опыт, анализ опыта других людей и умение ставить себя на место другого.

В начале младшего школьного возраста ребенок судит о нравственности поступка по последствиям, а не по намерениям. Правила для детей в этот период значимы с точки зрения четкого соблюдения.

Позже, ближе к окончанию младшего школьного возраста, дети осознают, что правила могут изменяться по мере возникновения потребности и представляют собой согласованный продукт разных людей. Происходит понимание того, что моральность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий.

В связи с этим многие дети, ябедничество которых имело целью призвать всех к порядку и справедливости, в этом возрасте ябедничать прекращают. Поэтому ближе к окончанию младшего школьного возраста ябедничество перестает быть распространенной проблемой детских коллективов начальной школы, если встречается в следующих возрастах, то является проявлением нарушений в развитии нравственности личности.

КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЯМ?

В заключение отметим, что взрослому (родителю, учителю), к которому обращается ребенок, важно понимать следующее.

Сначала ребёнка надо выслушать, чтобы понять суть его обращения и мотив поведения (жалобы), без проявления категоричности, осуждения, оценки личности и жестких пресечений на этапе, пока еще не известно, с чем именно ребенок обратился.
Далее важна сама реакция взрослого, которая позволит ребенку установить причинно-следственные связи между его сообщением и поведением взрослого.

Возникает логичный вопрос: «Что делать взрослому, когда он понял, что ребенок ябедничает?»

Первое, что предлагается сделать, – узнать у ребенка, зачем он сообщил то, что сообщил, если он не является «жертвой» этой ситуации и не нуждается в защите, помощи в решении конфликта. То есть важно помочь ребенку понять причины его ябедничества.
Второй составляющей, которая часто оказывает конструктивное воздействие в такой ситуации, является призыв к ребёнку поставить себя на место того, на кого он ябедничает: «Как тебе было бы, если бы на тебя другой мальчик (или девочка) стал жаловаться? А ты при этом ему ничего не сделал».

Сосредотачиваясь на случаях ябедничества ребенка, родитель может выяснить, что именно беспокоит ребенка, в чем ему нужна помощь, где он сам не справляется, какая скрыта потребность за ябедничеством.

Как только потребность начнет удовлетворяться другим способом, ябедничество перестанет быть закрепившимся способом поведения, направленным на достижение внимания и повышение самооценки, и ребенок сможет восстановить более благоприятные отношения с другими детьми в своем коллективе.

И. ДМИТРИЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



24.04.2024 00:00
Если ваш ребёнок - ябеда…
Почему дети ябедничают, жалуются на других, рассказывают то, что к ним не имеет никакого отношения, и что с этим делать взрослому? Этими вопросами задаются родители и большинство воспитателей, педагогов.

17.04.2024 00:00
Как избежать конкуренции за любовь ребёнка
Семья – это основа нашего существования, и ничто не приносит такого счастья, как любовь, которую мы дарим и получаем от наших близких. Однако с появлением в семье ребёнка гармония может оказаться под угрозой, и вот почему.