Рассекреченный полет Чкалова

07.07.2001 | АРХИВ | 4м. 53 c. | 313

Знакомый кинематографист, побывавший недавно в Москве на кинофестивале, рассказал мне о неожиданной встрече, с последним не связанной. Он побывал в гостях у дочери знаменитого летчика В.П. Чкалова.

- Живет 66-летняя Валерия Валерьевна в отцовской квартире, недалеко от Курского вокзала, бережно хранит все, что осталось от отца: библиотеку, документы, фотографии, макеты и детали самолетов. За чаем много рассказывала о нем, о своей двухлетней работе в архивах (среди них и президентский, Госархив РФ и другие). Она хотела выяснить, найти материалы, проливающие свет на тайну гибели своего отца. Потом на основании секретных документов и известных фактов, путем их анализа, исследования, сопоставлений удалось написать и издать скромным тиражом книжечку «Чкалов без грифа «секретно».

В. Чкалова - кандидат технических наук, много лет трудилась в одном из закрытых НИИ, она лауреат Государственной премии. Интересовалась Валерия Валерьевна Хабаровском, островом, носящим имя ее отца, где установлен памятный монумент, очень хотела бы побывать здесь.

Имя Чкалова не забыто и сегодня. Еще живут хабаровчане, которые слушали его речь в летнем парковом кинотеатре. 20-22 июля 1936 года экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Петропавловск-на-Камчатке - остров Удд (залив Счастья, возле Николаевска-на-Амуре). Со временем остров Удд был переименован в Чкалов.

* * *

Дочь знаменитого летчика Валерия Чкалова два года вела архивные поиски, пытаясь найти новые материалы, которые пролили бы свет на тайну гибели ее отца - В.П. Чкалова. Секретных папок оказалось немало.

- Я нашла интереснейшие документы, многие из которых пришлось рассекречивать. Обнаружились неизвестные факты профессиональной деятельности отца и многое другое, - рассказывает дочь летчика. - О гибели отца я собрала все известные и неизвестные документы в хронологическом порядке, в результате анализа которых обрисовалась иная картина этой трагедии...

Чкалов прославился своим знаменитым беспосадочным перелетом через Северный полюс в Америку (в экипаже были также Н.Ф. Байдуков, А.В. Беляков). Второй подобный перелет совершил еще один экипаж во главе с М.М. Громовым. Это было летом 1937 года. 18 июня в 04 час. 05 мин. самолет АНТ-25 с экипажем Чкалова взлетел со Щелковского аэродрома, 20 июня совершил посадку в г. Ванкувере. Экипаж Громова начал свой перелет 12 июля 1937 года и завершил его 20 июля на юге США в Сан-Джасинто. Об этих событиях много написано, рассказано, в Ванкувере еще в 1974 году был создан Чкаловский комитет, он и до сих пор действует. В обоих городах открыты мемориальные комплексы в память о подвиге русских летчиков.

Совсем другая история произошла с последним трагическим полетом В.П. Чкалова. Дочь летчика уверенно утверждает, что гибель ее отца не была сиюминутной трагедией: «Государственные жернова медленно, но верно начали свою работу до его гибели».

После полета в Америку В.П. Чкалов оказался в зените своей славы: Герой Советского Союза, летчик-испытатель стал еще и народным депутатом. «Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов», - считает В. Чкалова.

Самолет И-180 был скоростным одноместным истребителем, который должен был сменить прежний И-16. Его строили и испытывали на заводе № 156. Летчик В.П. Чкалов получил задание провести испытания нового истребителя. Он мало чем отличался от И-16, но был больше и тяжелее. На нем был поставлен новый мотор. На него очень надеялись и спешили поднять истребитель в воздух к концу 1938 года. Нарком оборонной промышленности Л.М. Каганович в августе издал соответствующий приказ: «Придавая исключительное значение быстрейшему выпуску опытных самолетов И-180 конструкции тов. Поликарпова, приказываю: закончить постройку самолета И-180 с мотором М88 - к 10-20/Х с.г. и с мотором М62 - к 10/ХI с.г. ...» Приказ надо было выполнять, а дела с истребителем шли неважно, все время обнаруживались недостатки, упущения, некачественные узлы. Директор завода Усачев нервничал и торопился. За полтора месяца до испытания Чкалова отправляют в отпуск...

Дочь летчика приводит массу документов, из которых следует, что истребитель был сырым и не готовым к полетным испытаниям. Тем не менее, 15 декабря В.П. Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт. Самолет оторвался от земли после разбега и, набрав высоту 100-200 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее приведем воспоминания конструктора Поликарпова, наблюдавшего полет.

«Я видел весь полет В.П. Чкалова, и вплоть до последнего разворота полет мне представлялся совершенно нормальным... После первого круга В.П. пошел на второй круг, видимо, не отметив... каких-либо опасных явлений; в конце второго круга, примерно начиная с радиомачт, самолет начал постепенно снижаться... это также не давало оснований для нашей тревоги; и только после выхода самолета на прямую, к посадке, за 1 км до аэродрома, на высоте 100 метров самолет развернулся влево и скрылся за постройками. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент... по-видимому, лежит в перерыве работы мотора...»

Рухнувший вниз самолет был скоро обнаружен на территории дровяного склада возле Хорошевского шоссе. При ударе в кучу дровяных отходов Чкалова выбросило вперед на 10-15 м вместе с хвостовой частью фюзеляжа. Он был еще жив, быстро доставлен в Боткинскую больницу, где вскоре скончался.

Самолет - не птица. И-180 с десятками дефектов нельзя было поднимать в воздух. Чкалов взлетел и погиб. Почему же полет не был отменен? В. Чкалова путем сопоставления архивных документов пытается ответить на этот вопрос. Почему Сталин, Молотов, Берия, Каганович, зная о том, что самолет сырой, не отменили испытания? Послушаем Валерию Валерьевну.

- Работая в архивах и просматривая фонды Сталина, Ворошилова, я пыталась, переворачивая каждый документ, найти какую-нибудь записку, раскрывающую причины гибели отца. А это оказалась не записка, а письмо Берии от 12 декабря (1938 года. - А.Г.). Если это письмо-шифровку внимательно проанализировать, то можно прочесть следующее: Берия открыто сообщает руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова. И пишет не в сослагательном наклонении, а в утвердительной форме, и ждет их реакции. Ответ символичен - отменить полет только на 12 декабря, хотя совершенно ясно, что на этом самолете лететь нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь. Почему так поступил Сталин с человеком, которого, как утверждают многие, он любил? Может быть, потому, что этот человек перерос планку, высота которой ему была определена, стал слишком популярен и любим в народе и не мог жить и мыслить так, как требовали вожди?

В. Чкалова приводит неизвестные факты из жизни своего отца накануне его гибели, которые могли повлиять на его судьбу. По семейным преданиям, в самом начале 1938 года Сталин предлагал Чкалову занять одну из государственных должностей, в том числе наркома внутренних дел, т.е. как бы вручал ему «топор палача». Чкалов отказался от такой «чести», а злопамятный вождь такие поступки не прощал. Годом раньше Сталин пытался вручить тот самый «топор» первому секретарю ЦК ВЛКСМ Александру Косареву. Тот тоже отказался. Через несколько месяцев он был арестован и расстрелян...

Мама Валерии, О.Э. Чкалова, рассказывала, что последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз.

- Можно говорить, что такое совпадение событий было случайным. Я же думаю, что это не так. В такие случайности трудно поверить, - считает В. Чкалова.

Зная коварство и мстительность Сталина, его послушное и исполнительное окружение, с этим можно согласиться. Вполне вероятно, что никто не захотел, не пожелал предотвратить последний трагический полет знаменитого летчика.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов