Китайский транзит

30.09.2000 | АРХИВ | 4м. 0 c. | 318

Молодые, но разворотливые предприниматели новой формации Алексей Сапегин и Геннадий Омельянов, решив заняться новым бизнесом, сообразили, что наибольшего и быстрого успеха они могут добиться на вывозе товаров из Китая.

Известно, что изделия, привезенные из сопредельной страны, в России расходятся быстро. Поскольку больших затрат на приобретение и транспортировку они не требуют, то и продаются по вполне доступной для многих цене. Это была фабула, а, точнее сказать, легенда Сапегина и Омельянова для соответствующих государственных органов, которые и обеспечили их законным правом на такую деятельность.

Но весь секрет предприятия состоял в том, что Сапегин и Омельянов замыслили через границу перевозить вовсе не разрешенный к импорту товар, а товар запрещенный, который на «черном» рынке имеет большой спрос и может в короткий срок принести не просто хорошие, а очень хорошие деньги. Но было бы неразумно заняться контрабандой без надлежащего обеспечения, исключающего всяческий риск. Значит, помощников, а, вернее, пособников нужно искать среди тех, кто осуществляет контроль на таможенном переходе.

Нужно отдать должное Сапегину и Омельянову: к предстоящей операции они готовились основательно. Тем более, что она, первая, должна была стать проверкой возможностей на будущее. Ведь они рассчитывали контрабандную переброску товаров через таможню сделать регулярной.

Прежде всего, они занялись «подбором кадров». Еще до рождения этих планов Алексей Сапегин был близко знаком с лейтенантом погранвойск, старшим смены отделения пограничного контроля (ОПК) Валерием Гаршиным. Сапегин знал некоторые слабости этого офицера из Покровки, главной из которых была страсть к деньгам. Подкрепленная несколькими тысячами долларов договоренность была достигнута. Однако Гаршин в одиночку даже в должности старшего смены не смог бы обеспечить успех операции. Поэтому началось «рекрутирование» других служащих ОПК. Старший техник прапорщик Аркадий Субочев без долгих разговоров с Гаршиным продался за две тысячи долларов.

Сапегину казалось, что купить за доллары мужиков гораздо проще, чем тем же манером соблазнить женщин. Но, странное дело, исполняющую обязанности начальника ОПК старшего лейтенанта Татьяну Брагину и контролера первой категории прапорщика Наталью Семененко долго уговаривать не пришлось. Семененко «сдалась» за триста, а Брагина и вовсе продешевила - за сто долларов. За эти деньги они обязались пропустить контрабандный груз.

С пограничниками дело было улажено. Теперь предстояло подкупить таможенников. Сапегин сумел найти подход к старшему инспектору таможенного поста Анатолию Тицкому. А тому, получившему от Сапегина крупную сумму в американских долларах, удалось уговорить инспектора поста Владимира Пономаренко и старшего смены Виктора Шевцова.

Конечно, по поводу подкупа пограничников и таможенников можно было бы негодовать сколько угодно, клеймить продажные души, но занятие это совершенно бесполезное. Поскольку дело-то сделано. Это во-первых. А во-вторых, нотациями заблудших овец не исправишь. И все же, думается, стоит сказать тут вот что. Клюнувшие на взятку люди при должностях знали только, что они содействуют провозу на территорию России запрещенного груза. Но что это за груз, не ведали. А что, если это материалы стратегического значения, с применением которых можно совершить диверсию, террористические акты такого масштаба, как год назад в Москве на улице Гурьянова или в Волгодонске, которые потрясли не только Россию, но и весь мир?

Уже по ходу следствия обнаружилось, что Сапегин состоял в штате фирмы «Инар-К» на должности начальника внешнеэкономического отдела. Поэтому он занимался организацией поставки товаров для фирмы, в том числе и из Китая. У него были довольно широкие связи. И для него было проще простого обеспечить себя необходимым транспортом. Он нанимает у таможенного перевозчика ОАО «Спринг» четыре большегрузные машины «Скания» с сорокафутовыми контейнерами и пересекает границу. Омельянов на российской территории остался ждать возвращения на таможенном переходе.

Но, видно, где-то произошел сбой. С кем-то не договорились или не поделились долларами. А скорее всего, в составе контролеров нашелся человек, который не захотел торговать своей совестью. Он (не могу назвать его имени по определенным соображениям) среди мешков с цементом обнаружил большое количество пластиковых бочек со спиртосодержащей жидкостью, полиэтиленовых пакетов под розлив китайской водки, баулов с упаковками таблеток неопределенного характера (впоследствии выяснилось, что это было 69 килограммов эфедрина). И тут же доложил об этом старшему лейтенанту Брагиной. Естественно, начался переполох. Ситуацию в свои руки взял Аркадий Субочев. Он отстранил от досмотра ретивого контролера и заполнил документы, в которых значилось, что недозволенного к перевозу через границу груза в контейнерах четырех машин «Скания» не обнаружено.

Но опасность разоблачения оставалась. Это мог обнаружить даже первый инспектор ГИБДД. И вот тут в эту историю включаются новые действующие лица. Для того, чтобы груз беспрепятственно проследовал к месту назначения, Сапегин и Омельянов дали взятку в крупных размерах оперуполномоченному Дальневосточной таможни Кириллу Шелестову и майору милиции Владимиру Ломову.

Этот эпизод детально исследован в материалах следствия и в обвинительном заключении. Начальник отдела по надзору за расследованием особо важных дел Дальневосточной транспортной прокуратуры Станислав Колесников в обращении к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой продлить срок содержания под стражей обвиняемых Кирилла Шелестова и Анатолия Тицкого, описывает, как пособники контрабандистов, пользуясь своими служебными удостоверениями, открывали проход «Сканиям» через посты ГИБДД.

Но правоохранительным органам уже стало известно о деятельности Сапегина и Омельянова. Вскоре они снова отправляются за границу, а при возвращении через таможенный переход им был обеспечен беспрепятственный проход машин. Однако на пути их следования уже были расставлены милицейские посты. При остановке Шелестов и Ломов вынули свои удостоверения. Назревал серьезный конфликт. Водители «Сканий» тоже были настроены решительно. Пришлось постовым срочно вызывать усиленный вооруженный наряд.

Возбуждено уголовное дело, скоро состоится суд. Но нельзя гарантировать того, что где-то еще не готовится контрабандистами такая же операция и каждый ее участник не сможет устоять перед соблазном легкой добычи.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов