Не давайте слишком рано вы ребёнку телефон

22.05.2020 09:25 | Новости
Не давайте слишком рано вы ребёнку телефон

До выпускных экзаменов в школах остается все меньше времени. Период подготовки к важному рубежу для некоторых учеников оборачивается непомерными тревогами за свое будущее. Доходит и до нарушений психического здоровья. Об этом рассказывает заведующий детским психоневрологическим отделением Детской краевой клинической больницы им. А.К. Пиотровича Александр СКРЕТНЕВ.
- В отделение, - говорит он, - в течение года госпитализируется до 200 детей с различными невротическими нарушениями. У нас 60 коек, и все они, как правило, заняты. Дети в возрасте до 14 лет попадают сюда с головными болями и неврозоподобными расстройствами, которые сопровождаются навязчивыми состояниями, эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Дело в том, что учебные нагрузки школьники переносят по-разному. Во многом это зависит от работы головного мозга. Вдобавок переходный возраст, как известно, пора, когда начинает осознаваться нечто более серьезное в жизни, что может приводить к чрезмерным реакциям.
Если ребенок не очень адекватно реагирует на различные внешние воздействия - эмоционально, умственно, физически, то происходит так называемая декомпенсация мозга, провоцирующая быструю утомляемость, неспособность к восприятию нового.
У одних начинает болеть голова, появляется головокружение, у других учащается сердцебиение, а у кого-то возникают тики, быстрая смена настроения.
Наша задача - выявить возможные органические изменения в головном мозге пациента, которые в дальнейшем могут вызывать нервозоподобные проявления.
В особых случаях требуется серьезная терапия. Но иногда достаточно лишь «подпитать» головной мозг, чтобы он правильно функционировал. В каких-то ситуациях можно ограничиться даже педагогическим воздействием, когда нужно только обучить ребенка правильно реагировать на обстоятельства, и он будет сам с ними справляться.

Проблемы родом из детства

- Замечено, что именно успешные подростки нередко оказываются более уязвимы психологически. В чем же причина?
- Успеваемость в учебе означает хорошее функционирование головного мозга. Но при этом ребенок может быть совершенно не готов к стрессовым ситуациям.
Закладывается это в раннем детстве, когда маленький человек учится адекватно реагировать на разные ситуации. Если ребенок с неуравновешенной психикой привыкает быть лидером, идти впереди и вдруг у него что-то не получается, возможны демонстративно-истерические проявления. Такие пациенты могут поступать и в неврологическое отделение.
- Действительно все проблемы родом из детства?
- Воспитать ребенка, значит адаптировать его к жизни, а это начинается с самого раннего возраста. Ведь от того, как маленький человек ведет себя уже с первых лет жизни и как именно на это реагируют родители, зависит дальнейшая жизнь, по большому счету судьба.
Например, я всегда рекомендую родителям обязательно водить малыша в детский сад, поскольку там он обретет навыки, которые можно привить только в коллективе при личном общении. Дети, которые имеют нарушения в развитии, а также какие-то неразвитые навыки, в том числе речевые, быстрее восстанавливаются, развиваются.
- Сейчас в ходу понятие «гиперактивный ребенок». Раньше о нем не слышали. Почему же теперь его применяют повсеместно?
- Таких детей действительно становится все больше. Это связано с тем, что многие дети рождаются незрелыми, раньше положенного времени. Родители не всегда вовремя обращают внимание на отклонения в развитии, поэтому проблемы накапливаются.
Гиперактивность, помимо чрезмерной внешней активности, предполагает дефицит внимания, когда ребенку не удается его удерживать, воспринимать новое.
Одно дело, когда ребенок просто активный. Условно говоря, он может «ходить по потолку», но при этом слышать все, что происходит вокруг и неплохо учится.
Совсем другое, когда повышенная двигательная активность мешает на чем-то сконцентрироваться. На чрезмерную информацию мозг таких детей может реагировать головной болью, невротическими проявлениями, появлением тиков и т. п. Возникает необходимость «подпитывать» клетки мозга препаратами для лучшего функционирования.
Но суть лечения подобных состояний вовсе не в том, чтобы, как многие считают, «посадить» ребенка на седативный препарат и таким образом успокоить. Наоборот, в основе должен быть препарат стимулирующий, чтобы мозг нормально развивался. Это длительная терапия, которая проводится курсами и позволяет преодолеть невротические состояния.
Нагрузку нужно рассчитывать
- Какой должна быть нагрузка у таких детей?
- Нагрузку нужно рассчитывать исходя из индивидуальных особенностей ребенка, насколько он способен воспринимать новое и в каком объеме. А это всегда видно по его реакции.
При чрезмерной нагрузке он реагирует капризно, более возбудимо, быстрее утомляется. Посещать какие-то дополнительные развивающие занятия, конечно, можно, но при этом все зависит от того, насколько ребенок к ним расположен.
Нередко дополнительная нагрузка еще большее утомляет гиперактивных детей, приносит новые трудности. Иногда достаточно сократить посещение каких-то секций, дать ребенку возможность отдыхать, сколько положено, скорректировать его поведение при помощи педагога, как гиперактивность уходит. 
В других ситуациях излишнюю активность можно направить в занятие спортом, который вырабатывает концентрацию внимания, плавность движений. Подходить нужно индивидуально к каждому случаю.
- А во сколько лет детям можно давать телефон?
- Вот здесь торопиться не стоит! Слишком много на современных детей уже с раннего возраста наваливается внешних воздействий - телефон, телевизор, компьютер.
В первые четыре года телефон лучше держать подальше от ребенка. Ведь в это время активно развиваются психоречевые функции. К сожалению, многие родители, чтобы выкроить для себя свободное время, отдают ребенку мобильник и даже радуются тому, как быстро малыш понимает, куда нужно нажимать. Так и говорят: «Вот какой умный у нас ребенок». Но развитый ли?
Обратите внимание, что малыши порой быстрее понимают, куда нужно нажимать в телефоне, чем как правильно собрать ту же пирамидку. Все потому, что технические устройства предлагают облегченные действия, где не нужно думать. Намного полезнее занятия, где нужно проявить смекалку, что-то сопоставить, разобраться.
- Не все люди от природы абсолютно здоровы. Вам наверняка приходится иметь дело также с пациентами, которые оказываются на грани нормы и патологии?
- Навязчивые состояния, повышенная тревожность, когда доходит до того, что ребенок не может дышать, у него болит голова, учащается сердцебиение, конечно, требуют особого внимания со стороны, прежде всего, родителей и педагогов. Внешние проявления таких состояний нужно корректировать у невролога. Но до стационара дело может и не дойти, ведь проблема не всегда обстоит остро.
Для начала лучше проконсультироваться у врача в поликлинике по месту жительства. Возможно, ребенку требуется терапия. Кроме того, к возникшей проблеме желательно привлекать педагога-психолога, который поможет разобраться в ситуации.
Нередки случаи, когда проявление неврозов у ребенка вызывает сама ситуация в семье. Порой нужна не терапия, а просто спокойная обстановка. Важно, чтобы нагрузки чередовались с полноценным отдыхом. Подросток должен спать не менее девяти часов в сутки, а не «сидеть» в телефоне до глубокой ночи.

Мария ДЖУС.






15.07.2020 20:27
Росреестр в Хабаровском крае открыл «Окно для бизнеса»

15.07.2020 14:11
Первая детская премия в области медиа творчества прошла в России

15.07.2020 12:05
Обращение первого заместителя председателя правительства Хабаровского края В.Н. Хлапова:
Дорогие жители Хабаровского края!
Сегодня в нашем регионе напряженная ситуация.

15.07.2020 11:50
Улицу Льва Толстого перекроют на два дня
Хабаровские тепловые сети информируют жителей краевой столицы

15.07.2020 11:04
В Хабаровске продолжается обработка подъездов
Эта мера направлена на предотвращение распространения COVID‑19 среди жителей многоквартирных домов.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика