Кем оказался «снежный человек» с берегов Таги

Кем оказался «снежный человек» с берегов Таги
Александр Мурашев: «Беседы с отшельниками всегда вызывают вопросы»

Хабаровчанин Александр Михайлович Мурашев - странствователь. Путешественник в самом лучшем смысле этого слова. Жажда нового всю жизнь гонит его с места на место. Действительный член Приамурского географического общества, академик, профессор Дальневосточной народной академии, он исходил Дальний Восток вдоль и поперек. Им совершено несколько рискованных экспедиций по следам В.К. Арсеньева в Центральный и Северный Сихотэ-Алинь, вдоль материковой части побережья Татарского пролива и другие.

Таежные дебри, реки, горы и моря словно омывают берега карты жизни и творчества А. М. Мурашева. Именно здесь живут и действуют его герои, тут и «точки приложения» его мыслей и чувств. Он не турист, в его очерках нет соблазнительной экзотики, в них - рельефные слепки местности, выразительные образы встреченных людей, проникновение в их судьбы.

Из странствий у Александра Михайловича родились книги «Теория и практика путешествий», «Фантомы», в которых обобщен уникальный опыт экстремальных одиночных путешествий, аномальных явлений, фактов, необычных встреч в тайге. Вообще Мурашев любит всматриваться в разные вещи с неожиданных сторон и новых точек зрения, будь то странный камень в лесу или полусгнивший пень.

Недавно Александр Михайлович вернулся из очередной экспедиции, цель которой: «присоединить» к Хабаровскому краю «белое пятно» - «ничейный изгиб» в бассейне реки Самарги, который ближе к нам, чем к Приморью. Для этого он предлагает построить дорогу к устью реки, что позволит экономически «закрепить» эту богатейшую территорию за хабаровчанами, использовать ее как туристический маршрут с выходом к морю.

Эта работа - именно очерки, не больше, очерки в старинном смысле этого слова: наметка, контур, очертание. Каждый из них хотелось бы развить, уточнить, дополнить. Но если в этот труд вовлечется читатель, то главная цель будет достигнута.

Публикуем страницы рукописи новой книги Александра Мурашева.

Кто они, эти отшельники?

Встречи в пути с незнакомыми людьми всегда интересны, а порой бывают поучительны. Такие встречи в безлюдной, таежной местности интересны и поучительны вдвойне. Мне не раз приходилось встречать жилища людей в таких дебрях, где, казалось бы, и жить-то невозможно. Но живут! И даже считают себя счастливыми. Впоследствии, размышляя над подобными случаями, я понял, что тема отшельничества весьма злободневна в современном мире. И как-то сама собой созрела мысль объединить свои впечатления об отшельниках в один очерк, включить в него также и размышления о социальных проблемах.

Издавна на Руси отшельников уважали и немного опасались, приписывая им способность общаться с потусторонним миром, наводить или снимать порчу и прочие необычные качества. В чем-то опасения и надежды людей были оправданы. Отшельники - колдуны и ведуньи - умели врачевать, но самое удивительное для обывателя, умели выживать вдали от населенных пунктов. Грабителей они не интересовали: во все времена отшельники были традиционно бедны, ничего не имели и в то же время, казалось, ни в чем не нуждались.

Беседы с отшельниками всегда вызывают вопросы. По каким причинам эти люди обрекают себя на жизнь в глухой тайге, ведя в одиночку постоянную борьбу с силами природы за существование? Кто они? Каковы их социальные ориентиры, самооценка и каково в этой связи само общество? Нужно ли бороться с отшельничеством или это одна из нормальных форм проявления свободы личности в рамках неотъ­емлемых прав и свобод? Нужны ли нам отшельники? Если отшельники - это «сорняки», то в связи с чем, в каком смысле? Ведь некоторые огородные сорняки - полевые цветы. Следует признать, что общество, всецело отдавшись борьбе за экологию природы, в каждом из подобных случаев проигрывает борьбу за экологию человека.

Лесной человек Володька

Сплавляясь по коварной таежной реке, мы увидели на перекате пожилого человека с удочкой и удивились, как он оказался в двухстах километрах от ближайшего таежного поселка. Рядом с ним сидела кошка. Завидев чужих, она пустилась наутек и скрылась в прибрежных зарослях чозений. Залаяли две собачки, демонстрируя свою преданность хозяину. Мы, конечно, остановились, вышли на берег. Слово за слово, узнали: зовут мужчину Володька.

На Дальний Восток судьба забросила его из Воронежской области. Образование свое завершил в деревенской школе послевоенного времени через два года после поступления: семья бедствовала, маленькому Володьке оказалось не в чем ходить зимой в школу. Впоследствии с трудом уговорил директора выдать справку о полном начальном образовании, чтобы выучиться на бульдозериста. Срочную службу прошел на севере Дальнего Востока и не смог уже расстаться с этим краем. Вольное деревенское детство воспитало обостренное чувство свободы; вся жизнь прошла в различных экспедициях, старательских артелях. Он научился выживать на самом скудном пайке и делиться с другими даже малым.

По нахоженной тропке мы пришли к нехитрому строению.

- Эту хату я построил в прошлом году,- сообщил наш странный знакомый.- А до этого жил в зимовье на противоположном берегу.

- И долго ты живешь один в этих дебрях?

- Да вот уже седьмой год пошел. Последнее время работал в леспромхозе, но с возрастом потянуло к свободе. Думаю, построю себе хату в тайге, чтобы никто не мешал. Только начал строить - одни идут, другие идут… И все начальники! В том месте как раз зимник проходил. Ну, конечно, и «доставали» меня. Сколько леса гибнет в тайге, сколько его гниет по обочинам дорог, а мне за два бревна насчитали штрафу тысячи. Платить надо, а у меня нечем. Квартиру свою в Хабаровске утратил по неграмотности. Пенсию не оформляю. Зачем, когда я и так могу прожить, много ли мне надо. Я всю жизнь трудился и трудом своим проживу.

- Неужели тебя за это начальники не уважают?

- А как же! Приходил один, говорит: «Незаконный захват земли!» Словно я интервент из Китая или из Аргентины. Я сказал: «Давайте мне жилье». Больше не приходят. Да вы проходите, - спохватился он, - печку истопим, рыбы нажарим. Поешьте. И не стесняйтесь звать меня Володькой - я так привык. А вообще я давно лесной человек.

- Вроде бича? - пошутил кто- то из нашей группы.

- Нет, вы не правы,- возразил лесной человек. - Бич тоже бывает разный. Я не паразитирую, не прошу милостыню. Даже заработанную пенсию не получаю, - он широко улыбнулся, съерничал: - Оставил России, чтобы совсем не развалилась. Хату себе построил, а вы говорите, бич… И семья у меня была. Жена и младший сын погибли в железнодорожной катастрофе. Старшему теперь тридцать пять.

- А что же ты снова не женился?

- Эх, мужики!- тоскливо вздохнул Володька.- Не смог никого так полюбить, как свою жену. Видно, любовь один раз бывает…

Мы долго говорили о жизни. Я смотрел на Волдодьку и думал о том, что в таежной глухомани не часто встретишь вот таких отшельников. В моей скитальческой практике это всего лишь третий случай.

Отшельник живет на рыбной реке. Сюда часто наведываются рыболовы из окрестных сел и дальних городов. Живописные таежные пейзажи привлекают туристов. У них лесной человек меняет пойманную рыбу на необходимые продукты.

- Зачастую у меня не бывает ни муки, ни мыла, ничего, одна рыба, - рассказывает он. - Спасибо, вот вы поделились своими запасами…

Иногда он сам сплавляется по реке по «бартерным» делам. На двух резиновых лодках мы плыли до этого места четыре дня, а лесной человек на самодельном плоту преодолевает стремнины и заломы менее чем за сутки.

Он не знает, как выглядят современные купюры, потому что шесть лет не держал в руках никаких денег. «Деньги мне здесь не нужны, - объясняет он. - С медведем, что ли, торговаться?»

Пожилой человек ведет размеренную жизнь как бы вне времени. Он никуда не спешит. Утром пьет чай и кормит собак (две кошки сами находят себе пропитание), затем с удочками идет к берегу в сопровождении своих четвероногих друзей. Иной раз целый день сидит у своей избы, чинит снасти. Есть у Володьки и крохотный огородик между деревьями: шага три-четыре в длину, столько же в ширину.

- Огурцы сажу каждый год. Обычно ведра два собираю с грядки. Табак сам сажу, растут укроп и прочая мелочь.

Он не смог жить в нашей реальности с ее взлетами и падениями, политическими распрями, маршами пустых кастрюль, всей этой жуткой неразберихой и надоевшей нестабильностью. Володька ушел от нас в другую реальность. Реальность тайги и реки, где можно, оказывается, не существовать, а жить. Он не считает себя бичом, потому что может себя прокормить, и живет так, как ему нравится. Многие ли из нас могут сказать то же самое о себе?

Филиппыч медведя не боится

В низовьях реки Тумнин расположено село Датта. Еще в начале 30-х годов на этом месте было древнее стойбище орочей. Орочи - отличные мореходы и не менее искусные охотники. Природа в жизни ороченского охотника никогда не была только средой обитания, внешней силой. Она пронизывала всю его сущность.

Владимир Филиппович Еменка - уроженец села Датта. Большая часть его жизни прошла в таежных зимовьях и прибрежных балаганах, а то и вовсе под открытым небом, у костра. Знакомые зовут его Филиппыч. Жители ближайшего поселка Тумнин называют просто - ороч, так как он едва ли не единственный туземец в округе.

Местность, где я встретил Филиппыча, - глухая тайга в устье реки Таги, что впадает вместе с речкой Тубу-Мамса в знаменитую, рыбную реку Хуту. Лесовозную дорогу пробили недавно, раньше была тропа. Отправляясь к отдаленному зимовью, мои знакомые лесники прихватили пачку журналов и книг, и пояснили:

- Для ороча. Любит чтение. Человек одинокий, почти не выходит из тайги.

Может быть, это его приняли за «снежного человека», якобы обитающего в местной тайге? Дело в том, что экспедиция Дальневосточной народной академии наук, снаряженная в 1996 году специально для проверки этой информации, обнаружила в тайге лишь заброшенные орудия древнего охотничьего промысла. А в поселке Тумнин объяснили, что в хутинской тайге давно поселился ороч. Было чему удивляться!

Филиппыч не всегда был «снежным человеком». Смолоду, еще до службы в армии работал в рыболовецком колхозе. Отслужил, вернулся в село. Женился на симпатичной женщине. Однако она вскоре охладела к мужу.

Филиппыч по-своему переживал развод. Переселился на реку Уду. Шесть лет охотился в коопзверосовхозе, добывал волков, соболевал. Охотился по изюбру и сохатому. Медведя не трогал. Поэтому, наверное, хищники тоже не причиняли ему вреда. Однажды Филиппыч споткнулся о валежину у самой берлоги, да и сел перекурить. По рассеянности сразу не заметил, как зверь стал выбираться наружу. Как поступить? Ружья ороч с собой не взял. Филиппыч повернулся к зверю и как закричит. Медведь шарахнулся, рявкнул и понесся в чащобу.

Я представил, как маленького роста, щупленький человек мог напугать огромного медведя и рассмеялся:

- Почему же ты с Уды сбежал?

- Нет, не сбежал - потянуло в родные места. Удское - село древнее. И Мая, где я охотился, река известная. Там старики до сих пор помнят топографа Федосеева и его проводника Улукиткана. Я все книги Федосеева прочитал.

- Охотники говорят, ты читать любишь?

- Читаю, когда дела все переделаю. Сам знаешь, дел много: капканы проверь, шкурки обработай, да еще и поесть надо приготовить.

- А чего не женишься?

- Поздно уже. Шестой десяток давно разменял.

- Помнишь охотника Власа, ороча с мыса Сюркум?- спросил кто- то из моих попутчиков.- Он в преклонных летах был, а несколько раз приплывал в Датту бабок себе выбирать. Говорят, двоих увозил с собой.

Упоминание о мысе Сюркум воскресило в памяти эпизод из дневников известного дальневосточного путешественника В.К. Арсеньева. Возле этого мыса его экспедиция попала в шторм и чуть было не погибла - приливы здесь около двух метров в высоту.

- Мой дед был у Арсеньева проводником. Его фамилия Бутунгари. Еще в детстве видел брошюру с фотографией: дед сидит, еще два ороча и Арсеньев. Не знаю, эта книжка сохранилась ли? Дед спас его во время голодовки на реке Буту. Со своими домочадцами он поднимался вверх по реке, где и встретил Арсеньева. Тетки рассказывали, что за спасение Арсеньева деда наградили какой-то золотой медалью.

- А где же теперь эта медаль? - поинтересовался я, вспомнив, что Федор Бутунгари - дед Филиппыча - был старостой села Хуту-Датта.

- Говорят, с какой-то моей теткой похоронили.

Основной промысел Филиппыча - пушные зверьки, поэтому он не пожелал иметь огнестрельное оружие. Ходит по тайге с пешней. Таежные звери, по-видимому, чувствуют в нем собрата и не трогают. Даже волки, которых в этих краях стало значительно больше, убегают чащей. Вот, оказывается, какой он, «снежный человек» с берегов Таги.

Люди, о которых рассказал Александр Мурашев, наверное, удивят вас. Сам автор считает, что многие из нас опасаются близости с такими отшельниками. Ведь они не стремятся владеть собственностью, движимым и недвижимым имуществом. Их наследственная программа социального поведения как бы разрушилась. Они предпочитают не иметь «про запас». Может быть, такие люди и есть осколок затонувшей «Атлантиды», открытый академиком ДВ НАН Ю.С.Салиным? Он написал об этом целую книгу «Иная цивилизация», используя примеры культурных традиций коренных жителей Чукотки. Это личность свободного труженика- кочевника, не привыкшего к излишкам и не имеющего их, поэтому презирающего саму систему разорительных для него поборов.

Современная наука считает, что ограничение человека в праве владения собственностью деформирует его психику, делает его агрессивным, завистливым, вороватым. Возможно, наука в этом и права. Но в чем же тогда истоки доброты и гуманизма отшельников? Почему их мудрость и опыт не служат им, как остальным людям, для самоутверждения и выгоды? Не желая вступать в конфликты, неизбежные в обществе, такие люди отказываются от владения собственностью, живут по своему хотению и разумению. И в этом смысле их жизнь - неведомый нам мир. Наверное, серьезная наука когда-нибудь изучит этот феномен досконально.

Подготовил Александр САВЧЕНКО. Фото автора и из архива А. МУРАШЕВА.





Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

21.05.2019 16:14
«Амурсталь» готовит масштабный проект по переходу завода на перворудное сырье

21.05.2019 16:12
Установлена величина прожиточного минимума в Хабаровском крае

21.05.2019 15:35
Росрыболовство профинансирует научное изучение нерестилищ на Амуре

21.05.2019 15:13
Филиал Амурской районной больницы в Эльбане капитально отремонтируют

21.05.2019 15:11
Меры по развитию экономики Дальнего Востока обсудили в в ТОГУ



24.11.2017 00:00
Из России с «Любовью»
На побережье Калифорнии обнаружен остов судна - вероятно, пропавшего советского теплохода «Любовь Орлова».

15.11.2017 00:00
Синее Солнце затмило разум
Посинеет ли Солнце из-за соединения Юпитера и Венеры, и почему СМИ снова принялись пугать читателей концом света?


Работаете ли вы по специальности?




 
Яндекс.Метрика