08.11.24 08:06
В этом году свой юбилей – 50 лет – отмечает компания «Бамстроймеханизация» (входит в дивизион «Железные дороги» ГК Нацпроектстрой). Предприятие создавалось для строительства БАМа в 1974 году. А сегодня расширяет легендарную магистраль в рамках модернизации Восточного полигона: отсыпает земляное полотно под вторые пути, устанавливает водопропускные трубы, сооружает мосты, монтирует линии электросвязи и иную инфраструктуру.
Компания ведёт строительство и реконструкцию сотен объектов на Дальневосточной и Забайкальской магистралях в 6 регионах страны. Это десятки миллиардов рублей инвестиций, тысячи рабочих мест, сотни миллионов налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
– Новые мощности БАМа – это залог стабильности экономики не только Дальнего Востока, но и всей России, – подчёркивает генеральный директор «Бамстроймеханизации» Вусал ИсмаилзадЭ.
– Безусловно, мы сегодня располагаем современной, эффективной техникой, но скалы, болота, многолетняя мерзлота никуда не делись. К природным сложностям добавились и технические нюансы. Стройка идёт вблизи действующей железной дороги при интенсивном движении поездов. Но «Бамстроймеханизация» успешно справляется со всеми вызовами времени.
Перспективы предприятия – понятны, есть стабильность. Мы успешно выполняем национальные проекты. До 2030 года мы можем планировать и людские ресурсы, и технику.
БАМ стал настоящей школой жизни для тысяч механизаторов, монтажников, сварщиков, водителей автосамосвалов и грузовиков, инженеров, энергетиков. Но это не единственный проект «Бамстроймеханизации».
50 лет истории уложились в сотни миллионов кубометров насыпей и выемок, тысячи километров построенных железных и автомобильных дорог, десятки возведённых площадок под аэропорты, вокзалы,
терминалы…
Имеющий бамовскую закалку коллектив активно участвовал в подготовке инфраструктуры Олимпиады-2014 в Сочи, саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Среди крупнейших объектов «Бамстроймеханизации» – Амуро-Якутская железная дорога, подъездные пути к Эльгинскому месторождению угля, железнодорожный обход Яйва – Соликамск в Пермском крае, строительство вторых путей и электрификация на участке Карымская – Забайкальск.
БАМ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Многие из первопроходцев Байкало-Амурской магистрали сейчас уже на заслуженном отдыхе. Но они воспитали новое поколение строителей, продолжающих их дело.
В то же время в «Бамстроймеханизации» есть ветераны, которые приехали на строительство БАМа в начале пути и сегодня по-прежнему работают водителями, машинистами бульдозеров и экскаваторов, слесарями и механиками…
Позади десятилетия, но ещё свежи воспоминания о десантах на необжитые участки в 50-градусные морозы, первых километрах земполотна, сданных под укладку пути, праздниках по случаю прихода путеукладчика на очередную станцию. БАМ воспитал плеяду людей, которые не обращали внимания на бытовые сложности, природные условия, а шли вперёд – к «золотой» стыковке. Во многом благодаря сплочённости и поддержке друг друга бамовцы смогли в крайне суровых условиях проложить дорогу к океану.
«Мы строили БАМ – БАМ строил нас», – говорят ветераны «Бамстроймеханизации» о главной стройке своей жизни.
Один из первостроителей магистрали Виктор Яблонский, машинист бульдозера МК-154 с 1982 по 1985 годы, заместитель директора, директор МК-154 с 1985 по 2012 годы, вспоминает, как попал на стройку века.
Взял отгул на основном месте работы и махнул в Тынду. Зарплата механика тогда была 120–130 рублей, а бульдозерист получал в 3 раза больше. Кроме того, ему определили иностранный харвестер «Интернационал» – на такой технике он ещё не работал.
Леонид Петров, директор МК-74 с 2001 по 2018 годы, начал работать в мехколонне в 1977 году. Вспоминает, что стройка разворачивалась с каждым днём. Тогда быстро приходилось теоретические знания осваивать на практике. Первый участок, который сдал наш герой, был между Хорогочами и Ларбой. На участке остался только сарай, две-три машины и всё. Надо было провести разбивку, сдать под укладку пути три километра.
Свой первый практический экзамен строителя он тогда сдал, а дальше пошли новые участки. Времени на отдых не оставалось, но вдохновляло, что строят великую магистраль.
Николай Таликин, водитель-бригадир МК-94 с 1972 года, ветеран БАМа, считает, что самые сложные участки были в районе разъезда Мульмугакан, Червинка на востоке от тынды. Там шла миллионная выемка, но механизаторы успешно справились с этим заданием и снова вернулись на запад. Здесь всех ждал перевал Мурурин – самая высокая точка БАМа. Это была Курская дуга. Все мехколонны воевали за перевал.
Объёмы были очень большие, насыпи высокие, кривая на кривой. Справиться с такими объёмами помогала жёсткая дисциплина. И бригада Николая Таликина выиграла почётное право отсыпать 25-миллионый кубометр на Балбухте. В торжественной обстановке на оформленном транспарантами «Магирусе» был отсыпан последний кубометр в земполотно БАМа. Устроили настоящий праздник с концертом, поздравлениями.
КЛЮЧЕВОЙ ПРОЕКТ
Основной фронт работ «Бамстроймеханизации» сегодня именно на БАМе. На многих участках механизаторы идут по тому же пути, который они отсыпали в конце 70-х годов – начале 80-х годов. Они строят разъезды, вторые пути, двухпутные вставки, реконструируют станции.
Как и 50 лет назад, объёмы работ, выполняемых подразделениями «Бамстроймеханизации», впечатляют. Более 12 тысяч человек сейчас работают на 135 объектах. В основном это отдалённые, труднодоступные участки со сложными климатическими условиями. Несмотря на суровые морозы, изнуряющую жару, строители каждый день совершают подвиги и расширяют Байкало-Амурскую магистраль.
Только в этом году под укладку верхнего строения пути на Восточном полигоне подготовлено более 423,8 километров земляного полотна, построен 161 мост, 203 водопропускные трубы. Общий объём земляных работ за 9 месяцев 2024 года составил более 14 миллионов кубометров грунта.
Крупнейшие объекты, на которых сегодня развёрнуты масштабные работы: вторые пути на перегонах Чебангда – Буреинск, Солони – Нальды, Чепсары – Ландыши, Уктур-Аксака, Аксака-Кенай, Хуту-Имбо, Чепсары-Монгохто Дальневосточной железной дороги.
Среди важнейших направлений работы «Бамстроймеханизации» – электрификация участков Волочаевка-II – Комсомольск-Сортировочный – Ванино. Реализация проекта даст возможность существенно увеличить пропускную способность и снизить эксплуатационные затраты на этом грузонапряжённом участке Дальневосточной железной дороги.
– Сегодня мы применяем технологии, которые должны обеспечить безопасность трассы, – говорит Александр Ситников, заместитель генерального директора «Бамстроймеханизации» по строительству. – На участках вечной мерзлоты используется охлаждающая наброска, на болотистой местности применяется геотекстиль. Всё это исключает риски просадки путей.
Новые мосты строятся с учётом пропуска тяжеловесных поездов, с учётом сейсмичности и гидрологии Дальнего Востока, где маленькая речка во время ливней за пару часов становится большой рекой. На Восточном полигоне активно внедряют микропроцессорные системы управлением движением поездов. На модернизации БАМа сегодня работают более 2600 единиц техники «Бамстроймеханизации». Это новейшие самосвалы и экскаваторы, бульдозеры и катки. Они позволяют в круглосуточном режиме перерабатывать большие объёмы грунта, строить мосты и водопропускные трубы, прокладывать коммуникации. Новые машины оборудованы гидравлическими системами, кондиционерами, поэтому при любой погоде работать в них комфортно.
«Бамстроймеханизация» создаёт комфортные условия для проживания своих сотрудников. Вахтовые посёлки оснащены модульными столовыми, жилыми вагончиками, банями, прачечными, медпунктами. Достойная заработная плата, новая техника, организованный быт привлекают на БАМ, как и 50 лет назад, специалистов со всей России.
Именно люди – главное достояние «Бамстроймеханизации». В компании работают высококвалифицированные специалисты, позволяющие выполнять поставленные задачи с высоким качеством. На строительных площадках сегодня трудятся и ветераны БАМа, и молодёжь. В тандеме они добиваются высоких результатов. Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Александр Ситников считает, что Бамстроймеханизация – компания в своём роде уникальная.
– За 50 лет у нас были и счастливые, напряжённые трудовые времена, и периоды нестабильности, которые мы преодолели. Компания выстояла и набрала мощь благодаря совершенствованию технологии, позволяющей всё делать эффективно, быстро, с минимальными накладными расходами.
Сегодня «Бамстроймеханизация» – это комплексный подрядчик, который выполняет работы по искусственным сооружениям, устройству автоматики и сигнализации, монтажу контактной сети. Самый ответственный участок в этом плане это Комсомольск – Ванино.
– Строители наши трудятся самоотверженно, невзирая на сложные природно-климатические условия, – говорит заместитель генерального директора БСМ по строительству по Амурской области, Республике Саха (Якутия) Денис Отливан, – Например, сорок лет назад на БАМе установили рекорд по суточной укладке пути: бригада Александра Бондаря на участке Таксимо – Витим проложила за один день 5,4 км рельсошпальной решётки. Сегодня мы совместно с железнодорожниками побили этот рекорд, проложив 8,1 километра в сутки на перегоне Тында – Побожий.
– Только в 2024 году моё подразделение построило разъезды на нескольких участках, открылось движение на двухпутных вставках на перегонах Силинка – Комсомольск 2 Новый мир – Амурский. Грузопоток значительно увеличен, – рассказывает Тимур Мухамеджанов, заместитель генерального директора по строительству по Хабаровскому краю. – Самый сложный объект Тулучи – Акур, у хребта Сихотэ-Алинь. Здесь мы защитили дорогу от камнепадов и снежных лавин – установили сдерживающее ограждение.
Мы дорожим нашими специалистами, сложился крепкий коллектив профессионалов. Наиболее заслуженные сотрудники награждены медалями Министерства транспорта РФ. Благодаря этим замечательным людям мы выполняем все намеченные планы. Юбилей «Бамстроймеханизации» будем встречать ударным трудом.
– Второй этап модернизации Восточного полигона позволит нарастить пропускную способность магистрали до 180 миллионов тонн в год, – подводит итог генеральный директор «Бамстроймеханизации» Вусал Исмаилзадэ. – После 2024 года начнётся третий этап развития БАМа. К 2030 году его пропускная способность составит 210 миллионов тонн грузов. К 2035 году – 270 миллионов тонн в год. «Бамстроймеханизация» с уверенностью смотрит в будущее. Ведь впереди компанию с бамовской историей ждут масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.
«Бамстроймеханизация» в цифрах: за 10 месяцев 2024 года
423,8 км – протяжённость земполотна, которое отсыпали механизаторы под второй путь БАМа.
Общий объём земляных работ составил 14 057 278 кубометров.
Уложено 203 водопропускных трубы.
Построен 161 мост.
20 000 человек – численность работников, задействованных в модернизации Восточного полигона.
2 558 – количество единиц техники на участках «Бамстроймеханизации».
Раиса ПАЛЕЙ.
Количество показов: 224
Компания ведёт строительство и реконструкцию сотен объектов на Дальневосточной и Забайкальской магистралях в 6 регионах страны. Это десятки миллиардов рублей инвестиций, тысячи рабочих мест, сотни миллионов налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
– Новые мощности БАМа – это залог стабильности экономики не только Дальнего Востока, но и всей России, – подчёркивает генеральный директор «Бамстроймеханизации» Вусал ИсмаилзадЭ.
– Безусловно, мы сегодня располагаем современной, эффективной техникой, но скалы, болота, многолетняя мерзлота никуда не делись. К природным сложностям добавились и технические нюансы. Стройка идёт вблизи действующей железной дороги при интенсивном движении поездов. Но «Бамстроймеханизация» успешно справляется со всеми вызовами времени.
Перспективы предприятия – понятны, есть стабильность. Мы успешно выполняем национальные проекты. До 2030 года мы можем планировать и людские ресурсы, и технику.
БАМ стал настоящей школой жизни для тысяч механизаторов, монтажников, сварщиков, водителей автосамосвалов и грузовиков, инженеров, энергетиков. Но это не единственный проект «Бамстроймеханизации».
50 лет истории уложились в сотни миллионов кубометров насыпей и выемок, тысячи километров построенных железных и автомобильных дорог, десятки возведённых площадок под аэропорты, вокзалы,
терминалы…
Имеющий бамовскую закалку коллектив активно участвовал в подготовке инфраструктуры Олимпиады-2014 в Сочи, саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Среди крупнейших объектов «Бамстроймеханизации» – Амуро-Якутская железная дорога, подъездные пути к Эльгинскому месторождению угля, железнодорожный обход Яйва – Соликамск в Пермском крае, строительство вторых путей и электрификация на участке Карымская – Забайкальск.
БАМ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Многие из первопроходцев Байкало-Амурской магистрали сейчас уже на заслуженном отдыхе. Но они воспитали новое поколение строителей, продолжающих их дело.
В то же время в «Бамстроймеханизации» есть ветераны, которые приехали на строительство БАМа в начале пути и сегодня по-прежнему работают водителями, машинистами бульдозеров и экскаваторов, слесарями и механиками…
Позади десятилетия, но ещё свежи воспоминания о десантах на необжитые участки в 50-градусные морозы, первых километрах земполотна, сданных под укладку пути, праздниках по случаю прихода путеукладчика на очередную станцию. БАМ воспитал плеяду людей, которые не обращали внимания на бытовые сложности, природные условия, а шли вперёд – к «золотой» стыковке. Во многом благодаря сплочённости и поддержке друг друга бамовцы смогли в крайне суровых условиях проложить дорогу к океану.
«Мы строили БАМ – БАМ строил нас», – говорят ветераны «Бамстроймеханизации» о главной стройке своей жизни.
Один из первостроителей магистрали Виктор Яблонский, машинист бульдозера МК-154 с 1982 по 1985 годы, заместитель директора, директор МК-154 с 1985 по 2012 годы, вспоминает, как попал на стройку века.
Взял отгул на основном месте работы и махнул в Тынду. Зарплата механика тогда была 120–130 рублей, а бульдозерист получал в 3 раза больше. Кроме того, ему определили иностранный харвестер «Интернационал» – на такой технике он ещё не работал.
Леонид Петров, директор МК-74 с 2001 по 2018 годы, начал работать в мехколонне в 1977 году. Вспоминает, что стройка разворачивалась с каждым днём. Тогда быстро приходилось теоретические знания осваивать на практике. Первый участок, который сдал наш герой, был между Хорогочами и Ларбой. На участке остался только сарай, две-три машины и всё. Надо было провести разбивку, сдать под укладку пути три километра.
Свой первый практический экзамен строителя он тогда сдал, а дальше пошли новые участки. Времени на отдых не оставалось, но вдохновляло, что строят великую магистраль.
Николай Таликин, водитель-бригадир МК-94 с 1972 года, ветеран БАМа, считает, что самые сложные участки были в районе разъезда Мульмугакан, Червинка на востоке от тынды. Там шла миллионная выемка, но механизаторы успешно справились с этим заданием и снова вернулись на запад. Здесь всех ждал перевал Мурурин – самая высокая точка БАМа. Это была Курская дуга. Все мехколонны воевали за перевал.
Объёмы были очень большие, насыпи высокие, кривая на кривой. Справиться с такими объёмами помогала жёсткая дисциплина. И бригада Николая Таликина выиграла почётное право отсыпать 25-миллионый кубометр на Балбухте. В торжественной обстановке на оформленном транспарантами «Магирусе» был отсыпан последний кубометр в земполотно БАМа. Устроили настоящий праздник с концертом, поздравлениями.
КЛЮЧЕВОЙ ПРОЕКТ
Основной фронт работ «Бамстроймеханизации» сегодня именно на БАМе. На многих участках механизаторы идут по тому же пути, который они отсыпали в конце 70-х годов – начале 80-х годов. Они строят разъезды, вторые пути, двухпутные вставки, реконструируют станции.
Как и 50 лет назад, объёмы работ, выполняемых подразделениями «Бамстроймеханизации», впечатляют. Более 12 тысяч человек сейчас работают на 135 объектах. В основном это отдалённые, труднодоступные участки со сложными климатическими условиями. Несмотря на суровые морозы, изнуряющую жару, строители каждый день совершают подвиги и расширяют Байкало-Амурскую магистраль.
Только в этом году под укладку верхнего строения пути на Восточном полигоне подготовлено более 423,8 километров земляного полотна, построен 161 мост, 203 водопропускные трубы. Общий объём земляных работ за 9 месяцев 2024 года составил более 14 миллионов кубометров грунта.
Крупнейшие объекты, на которых сегодня развёрнуты масштабные работы: вторые пути на перегонах Чебангда – Буреинск, Солони – Нальды, Чепсары – Ландыши, Уктур-Аксака, Аксака-Кенай, Хуту-Имбо, Чепсары-Монгохто Дальневосточной железной дороги.
Среди важнейших направлений работы «Бамстроймеханизации» – электрификация участков Волочаевка-II – Комсомольск-Сортировочный – Ванино. Реализация проекта даст возможность существенно увеличить пропускную способность и снизить эксплуатационные затраты на этом грузонапряжённом участке Дальневосточной железной дороги.
– Сегодня мы применяем технологии, которые должны обеспечить безопасность трассы, – говорит Александр Ситников, заместитель генерального директора «Бамстроймеханизации» по строительству. – На участках вечной мерзлоты используется охлаждающая наброска, на болотистой местности применяется геотекстиль. Всё это исключает риски просадки путей.
Новые мосты строятся с учётом пропуска тяжеловесных поездов, с учётом сейсмичности и гидрологии Дальнего Востока, где маленькая речка во время ливней за пару часов становится большой рекой. На Восточном полигоне активно внедряют микропроцессорные системы управлением движением поездов. На модернизации БАМа сегодня работают более 2600 единиц техники «Бамстроймеханизации». Это новейшие самосвалы и экскаваторы, бульдозеры и катки. Они позволяют в круглосуточном режиме перерабатывать большие объёмы грунта, строить мосты и водопропускные трубы, прокладывать коммуникации. Новые машины оборудованы гидравлическими системами, кондиционерами, поэтому при любой погоде работать в них комфортно.
«Бамстроймеханизация» создаёт комфортные условия для проживания своих сотрудников. Вахтовые посёлки оснащены модульными столовыми, жилыми вагончиками, банями, прачечными, медпунктами. Достойная заработная плата, новая техника, организованный быт привлекают на БАМ, как и 50 лет назад, специалистов со всей России.
Именно люди – главное достояние «Бамстроймеханизации». В компании работают высококвалифицированные специалисты, позволяющие выполнять поставленные задачи с высоким качеством. На строительных площадках сегодня трудятся и ветераны БАМа, и молодёжь. В тандеме они добиваются высоких результатов. Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Александр Ситников считает, что Бамстроймеханизация – компания в своём роде уникальная.
– За 50 лет у нас были и счастливые, напряжённые трудовые времена, и периоды нестабильности, которые мы преодолели. Компания выстояла и набрала мощь благодаря совершенствованию технологии, позволяющей всё делать эффективно, быстро, с минимальными накладными расходами.
Сегодня «Бамстроймеханизация» – это комплексный подрядчик, который выполняет работы по искусственным сооружениям, устройству автоматики и сигнализации, монтажу контактной сети. Самый ответственный участок в этом плане это Комсомольск – Ванино.
– Строители наши трудятся самоотверженно, невзирая на сложные природно-климатические условия, – говорит заместитель генерального директора БСМ по строительству по Амурской области, Республике Саха (Якутия) Денис Отливан, – Например, сорок лет назад на БАМе установили рекорд по суточной укладке пути: бригада Александра Бондаря на участке Таксимо – Витим проложила за один день 5,4 км рельсошпальной решётки. Сегодня мы совместно с железнодорожниками побили этот рекорд, проложив 8,1 километра в сутки на перегоне Тында – Побожий.
– Только в 2024 году моё подразделение построило разъезды на нескольких участках, открылось движение на двухпутных вставках на перегонах Силинка – Комсомольск 2 Новый мир – Амурский. Грузопоток значительно увеличен, – рассказывает Тимур Мухамеджанов, заместитель генерального директора по строительству по Хабаровскому краю. – Самый сложный объект Тулучи – Акур, у хребта Сихотэ-Алинь. Здесь мы защитили дорогу от камнепадов и снежных лавин – установили сдерживающее ограждение.
Мы дорожим нашими специалистами, сложился крепкий коллектив профессионалов. Наиболее заслуженные сотрудники награждены медалями Министерства транспорта РФ. Благодаря этим замечательным людям мы выполняем все намеченные планы. Юбилей «Бамстроймеханизации» будем встречать ударным трудом.
– Второй этап модернизации Восточного полигона позволит нарастить пропускную способность магистрали до 180 миллионов тонн в год, – подводит итог генеральный директор «Бамстроймеханизации» Вусал Исмаилзадэ. – После 2024 года начнётся третий этап развития БАМа. К 2030 году его пропускная способность составит 210 миллионов тонн грузов. К 2035 году – 270 миллионов тонн в год. «Бамстроймеханизация» с уверенностью смотрит в будущее. Ведь впереди компанию с бамовской историей ждут масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока.
«Бамстроймеханизация» в цифрах: за 10 месяцев 2024 года
423,8 км – протяжённость земполотна, которое отсыпали механизаторы под второй путь БАМа.
Общий объём земляных работ составил 14 057 278 кубометров.
Уложено 203 водопропускных трубы.
Построен 161 мост.
20 000 человек – численность работников, задействованных в модернизации Восточного полигона.
2 558 – количество единиц техники на участках «Бамстроймеханизации».
Раиса ПАЛЕЙ.
Количество показов: 224