Многое (да почти все!) в нашем крае сейчас является таким, каким есть, только потому, что тот или иной инженер принял в свое время то или иное решение. Не все решения были удачными, но… не ошибается ведь только тот, кто ничего не делает, верно? А инженеры сделали для Хабаровского края, прямо скажем, немало. Обо всех этих людях рассказать, к сожалению, невозможно, поэтому - лишь о некоторых, оставивших наиболее яркий след в истории края.
Вяземский
Орест Вяземский, выпускник Санкт-Петербургского корпуса инженеров путей сообщения, будучи уже авторитетным специалистом, приехал в конце XIX века на Дальний Восток в командировку, чтобы разобраться с недоразумениями, возникшими между путейцами и местными властями в ходе строительства железной дороги Хабаровск - Владивосток. Железнодорожники хотели ради экономии строить дорогу прямо по берегу Уссури, а приамурский генерал-губернатор настаивал, что трассу надо «вынести» как можно дальше от границы с Китаем. В результате командировка превратилась в постоянную работу. Прежний начальник строительства был уволен, а Орест Полиенович сумел и отвести трассу от границы, и снизить расходы по смете, и завершить строительство за шесть с половиной лет, вместо планировавшихся семи.
Его именем назван город Вяземский. В честь инженеров, работавших под его руководством, названы многие поселки, например, Дормидонтовка, Кругликово, Красицкий, Шмаковка, Розенгартовка и даже один всемирно известный остров - Даманский.
Ванков
Жизнь Симеона Ванкова полна невероятных событий. Болгарин, закончивший артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, он послужил в болгарской и русской армиях, побыл дипломатом и к началу XX века попал в чине полковника в Хабаровск, где был назначен начальником артиллерийской мастерской. Человек с инженерным складом мысли, он за 15 лет перевернул провинциальный Хабаровск вверх дном - модернизировал свои мастерские до состояния завода «Арсенал» (впоследствии «Дальдизель»), лично «внедрил» в головы городских начальников и генерал-губернатора идею о необходимости в городе водопровода и электрификации, а последнюю лично же и наладил. Причем первую городскую электростанцию он умудрился запустить раньше, чем в Хабаровск прибыло заказанное для нее немецкое оборудование. Ну а «заодно» Симеон Николаевич создал и возглавил Приамурский отдел Русского технического общества, открыл при заводе первое городское «ПТУ» - ремесленную школу и переделал еще тысячу дел. Неудивительно, что хабаровчанам тех времен Ванков запомнился как инженер, хотя при всей своей кипучей инженерно-технической деятельности он оставался профессиональным военным, уехав из Хабаровска в Брянск перед Первой мировой уже генералом.
Мамаджанянц
Первое в крае централизованное теплоснабжение появилось отнюдь не в Хабаровске, а в Комсомольске-на-Амуре - благодаря Георгию Мамаджанянцу. Он, в 30-е годы окончив Одесский индустриальный институт, приехал в Комсомольск-на-Амуре на строящуюся ТЭЦ судостроительного завода. После пуска второй очереди в 1939 году она стала самой мощной на Дальнем Востоке. Проблем при этом возникло море. На первых же испытаниях взорвался котел, после чего наладчики сбежали. Мамаджанянцу, который к тому времени стал главным инженером ТЭЦ, пришлось все проблемы решать практически в одиночку и на ощупь. И он их решил. Например, зимой угольную пыль, на которой работала ТЭЦ, надо было подсушивать, но как - никто не знал. Георгий Григорьевич разыскал книгу с описанием сушильной установки и сам спроектировал подобную. Осенью 41-го возникла проблема с отоплением города - все 20 котельных остались без ушедших на фронт кочегаров. Тогда Мамаджанянц «пробил» за 55 дней (в прямом и переносном смысле) теплотрассу с ТЭЦ: 1 ноября 1941 года в дома комсомольчан пришло тепло.
Подчинённые запомнили Георгия Григорьевича не только как прекрасного профессионала, но и как душевного человека (за глаза его называли Мама). И неслучайно именно он в 50-е годы назначен первым управляющим объединенной Хабаровской энергосистемой.
Чхеидзе
О Георгии Чхеидзе практически ничего неизвестно. Как почти забыта и история строительства первого в мире подводного нефтепровода, которым Георгий Давидович руководил в качестве главного инженера. Сейчас первой подводной «трубой» принято считать трубопровод, проложенный по дну Ладоги для снабжения топливом Ленинграда в июне 42-го. Но наша подводная «труба» была сдана раньше - в марте того же года!
Речь - об участке нефтепровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре, проложенном по дну Татарского пролива. В мирное время нефтепровод, протяженностью 400 километров, предполагалось построить в течение трех лет, начиная с 1940 года. Но строители, работавшие в диких, нехоженых местах, сразу безнадежно отстали от графика, поэтому, когда Чхеидзе приехал после начала войны на стройку, задача казалось невыполнимой. Тем более, что она была теперь усложнена - сдать объект нужно всего за год. Но все сделано в срок. К 7 ноября 1942 года нефтепровод был сдан полностью, началось его заполнение.
Подводную часть укладывали в феврале-марте 1942 года, когда пролив накрепко замерз. Нефтепроводчики, среди которых преобладали заключенные, растащили трубы тракторами вдоль намеченной подводной трассы, сварили их, опрессовали, а затем взорвали лед через весь 9-километровый пролив и осторожно «скатили» в пробитый канал «нитку» нефтепровода.
Черный
Все-таки недаром в советские времена партия предпочитала выдвигать на руководящие должности инженеров. Одним из таких выдвинутых стал выпускник Московского института химического машиностроения Алексей Клементьевич Черный. В 1942 году он приехал после окончания вуза на завод по производству боеприпасов в Эльбан, где через пять лет дорос до замначальника предприятия, а затем был «переброшен» на партийную работу, о которой в крае помнят до сих пор и вряд ли скоро забудут. Только первым секретарём крайкома Чёрный проработал 18 лет, и его вклад в развитие края трудно переоценить. Конечно, в отличие от инженеров XIX века, он на партийной работе, бывало, и обижал, и скручивал кого-нибудь в бараний рог. Но при этом и дело свое делал: честно и, что не всем теперь понятно - бескорыстно, за одну зарплату.
Виктор Бирюков.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
17.05.2024 00:05
Почему престижна карьера в госслужбе в Хабаровском крае
«Тихоокеанская звезда» продолжает свою рубрику «Далеко от Москвы», в рамках которой рассказывает о кадровой потребности и зарплатах в разных отраслях экономики Хабаровского края. В прошлом выпуске мы говорили о строительном секторе.
15.05.2024 08:07
Как подготовить собаку к пикнику
Пикники – приятное и любимое времяпровождение многих в теплое время года. Естественно, многие из нас берут с собой своих любимцев. Но собираясь на пикник с собакой, не забудьте подготовить её к отдыху на природе.
Нет комментариев