Закон регламентирует платные услуги в школе

29.08.2013 | Ученье - свет | 8м. 25 c. | 218
Закон регламентирует платные услуги в школе
Вчера Вячеслав Шпорт открыл новую среднюю школу в селе Восточном Хабаровского района.

Вчера заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр образования и науки Андрей Базилевский отвечал на вопросы наших читателей по прямой линии, организованной редакцией «Тихоокеанской звезды».

В этом году в первые классы пойдут более 14 тысяч ребятишек. А всего сядут за парты более 133 тысяч маленьких жителей Хабаровского края. Традиционно в канун нового учебного года педагоги, родители обсуждают проблемы и перспективы развития образования. Особенно актуальным это стало в связи с введением с 1 сентября этого года в действие нового закона об образовании.

На протяжении двух лет проект закона активно обсуждался. Ра­зумеется, в нем было много спорных положений. Тем не менее закон принят, и нам с ним, как говорится, жить. О том, что изменилось в связи с его принятием, наш разговор с министром образования и науки Хабаровского края Андреем Базилевским.

- Андрей Александрович, неужели могли в корне поменяться какие-то принципы нашего образования?

- Главная цель современной системы образования очень проста: каждый ребенок, независимо от места проживания, должен получать хорошие знания, у хорошего педагога, в хороших условиях. И стать конкурентоспособным на рынке труда.

В законе появился новый, очень важный уровень - дошкольное образование - что должно в него входить, какова должна быть его связь со школой. Конечно, еще есть очень много вопросов. Например, не до конца ясно, как отделять воспитание от «присмотра и ухода» - есть такая услуга в детских учреждениях и появились такие понятия в законе. Но, думаю, с практическим применением закона и это прояснится. Главное, что это нововведение подчеркивает важность доступности такого образования для самых маленьких граждан. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, который определяет все последующее развитие ребенка, более того, его доступность - это одно из условий нормальной жизни молодых семей.

К тому же, когда начали развивать новые, альтернативные формы охвата детей дошкольного возраста, в муниципалитетах столкнулись с тем, например, что жилые помещения под детские сады приобретать нельзя. Теперь такая возможность появилась.

Сегодня снята острота очередности в дошкольные учреждения, особенно в новых микрорайонах. 98% детей от трех до семи лет посещают детский сад. В половине территорий края очередь полностью ликвидирована. К 2015 году очередей в детские сады не будет.

- Андрей Александрович, острый вопрос - говорят, теперь часть образования будет платной, мол, все оговорено в новом законе...

- Да, мне этот вопрос задают часто. В обществе по-прежнему ходят слухи о платности школьного образования. Подчеркну, что не законом об образовании, а Конституцией Российской Федерации гарантируется безусловность бесплатного общего образования. И новый закон об образовании обеспечивает неукоснительное выполнение этой нормы.

Другое дело, что теперь регламентируются платные услуги, которые могут оказываться в школе, например, дополнительные занятия по каким-либо предметам и так далее. Но это и правильно, все должно быть прозрачно. И родители должны знать, что им гарантировано в рамках школьной программы, а что нет. На месте пап и мам, которые сейчас, между прочим, полноправные участники не только образовательного процесса, но и жизни школы, я бы изучал образовательные программы и стандарты, там четко указано, что конкретно должны знать и уметь дети, чему должны научить в школе. К тому же, по новым стандартам, у детей появляется возможность бесплатно посещать разные секции и кружки после уроков. В начальной школе, где стандарты уже действуют для всех, дети после уроков посещают обязательные бесплатные дополнительные занятия.

Сейчас в школах очень хорошая база для занятий. На ее создание в рамках проекта модернизации системы общего образования на протяжении трех лет выделены значительные средства в размере 1,4 млдр. рублей. Только за последние три года израсходовано 6 млрд. рублей на строительство и ремонт образовательных учреждений. Идеология современного подхода - это не столько освоение средств, а создание условий для существенного повышения качества образования.
- Часто спорят о том, как дети должны учиться, может ли быть полноценным образование на дому, дистанционные формы, что по этому поводу говорится в законе?

- Законом поддерживаются разные формы получения знаний. Мы уже говорили, что принцип доступности образования - главный в этом документе. Действуют формы экстерната, семейного, вечернего и очно-заочного обучения. В семьях бывают разные жизненные ситуации, но учиться должны все без исключения дети. Мы используем новые модели школ: возрастных ступеней, полного дня, социокультурные центры, цифровые школы. Уже запущены и показали эффективность своего функционирования цифровые школы в Хабаровске и Бикине.

Новые образовательные технологии позволили использовать дистанционные формы обучения детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Около двух тысяч школьников отдаленных поселков и все желающие 190 детей-инвалидов имеют возможность обучаться по дистанционным программам. Причем работают по этим программам лучшие учителя края, которые прошли специальную подготовку.

Впервые в новом законе уделено особое внимание инклюзивному образованию. И здесь в Хабаровском крае имеется хороший опыт. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создается безбарьерная среда. Хотя работы в этом направлении непочатый края. В ближайшие три года по государственной программе «Доступная среда» мы обеспечим не менее 50 процентов школ такими условиями. Ведется специальная подготовка учителей для работы с детьми с особыми потребностями.

- А что изменится в сфере профессионального образования?

- Закон предусматривает механизмы приведения профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

В настоящее время в крае сформирована основа независимой оценки качества подготовки рабочих кадров с участием работодателей. Уже стало нормой: выпускные квалификационные экзамены принимают государственные аттестационные комиссии, состоящие на 60-80% из представителей работодателей - опытных производственников.

В 2012 году создан региональный Центр сертификации профессиональных квалификаций. 29 представителей из учебных заведений и предприятий прошли обучение в Российском союзе промышленников и предпринимателей, получив сертификаты экспертов. В 2012 году были сертифицированы 240 выпускников, 92 процента из них трудоустроены по специальности - это говорит о доверии работодателя к компетенции молодого специалиста, имеющего сертификат.

В 2013 году пять образовательных учреждений уже прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации по шести основным профессиональным образовательным программам в независимом Агентстве по общественному контролю качества образования и развитию карьеры.

Сегодня в крае апробируются новые модели и механизмы взаимодействия системы образования и работодателей по обеспечению кадрами. Создано 12 профильных учреждений, ведущих подготовку кадров для крупных предприятий края - так сказать, «под заказ». В целях содействия органам местного самоуправления в обеспечении предприятий и организаций муниципальных районов квалифицированными специалистами в пяти городах и поселениях края внедрена модель колледжа малого города - это города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Амурск, поселки Чегдомын, Солнечный. Совершенствуют свою работу два ресурсных центра для строительной отрасли и судостроения. Многоуровневые образовательные учреждения, которых в крае уже 16, осуществляют подготовку по программам начального и среднего профессионального образования.

В соответствии с законом в Хабаровском крае все учреждения начального и среднего профессионального образования будут реорганизованы в новый тип - профессиональные образовательные организации, которые будут готовить квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностью экономики края. То есть училища никуда не денутся - просто получат новый статус, а соответственно и готовить специалистов в них будут лучше, к тому же по новым стандартам по-другому и не получится, все жестко регламентировано.

Новый закон позволяет на базе вновь создаваемых образовательных учреждений создавать совместно с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров не только по так называемым «длинным», но и  по «коротким» программам. Это позволяет человеку на протяжении всей жизни, в зависимости от изменений экономической ситуации, быстро переподготовиться или повысить квалификацию по новому направлению.

Внедряется система краткосрочного обучения по профессиям под текущие потребности предприятий на базе ресурсных центров и профильных учебных заведений. Так, в 2012 году численность обученных по «коротким» программам (профессиональной подготовки и повышения квалификации) составила более 9,5 тыс. человек (2011 г. - 6,5 тыс. чел.). Из их числа более 6 тыс. человек подготовлены по остродефицитным профессиям, востребованным промышленными предприятиями края.

В соответствии с краевой программой развития профессионального образования ведется подготовительная работа по созданию центра профессиональных квалификаций или многофункциональных прикладных центров в Хабаровске и Комсомольске.

В этих центрах люди независимо от возраста и уровня образования могут получить рабочую профессию, подтвердить или повысить уже имеющуюся квалификацию, быть конкурентными на рынке труда.

С 2015 года начнут свою деятельность специализированные учебные заведения - профессиональные центры, предназначенные для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- Какое место отводится в законе учителю?

- Сегодня в отрасли занято 23 тысячи педагогических работников, из них 9 тысяч учителей. Высшее образование имеют только 85 процентов. За 2 года этот показатель будет  доведен до ста процентов. Закон об образовании не только сохранил все меры социальной поддержки педагогических работников (сокращенная продолжительность рабочей недели, увеличенный отпуск, оплаты жилищно-коммунальных услуг сельских учителей, досрочная пенсия), но впервые на законодательном уровне закрепил особый статус педагогического работника.

Законом установлена гарантия, что заработная плата педагога должна соответствовать уровню средней зарплате в регионе..

Сегодня средняя зарплата педагогов края превышает уровень оплаты труда в экономике на 36%. На встречах с учителями уже не звучат вопросы о недостойной заработной плате, нет разговоров, что заработок учителя похож на социальное пособие.

Учителям сохранены все льготы по оплате коммунальных услуг и  т.д. Поэтому считаю целесообразным в совокупный доход учителя включать не только заработную плату, но и другие меры  социальной поддержки, установленные государством.

С 2009 года работает программа сберегательного капитала для привлечения специалистов в отдаленные районы края. Суть ее в том, что после трех лет работы в школе учитель единовременно получает сумму до 700 тыс. рублей.

Самые дальние школы в результате получили почти 100 специалистов. На эти цели край израсходовал более 7,5 млн. рублей. Данная мера позволила снять острый дефицит педагогических кадров.

В этом году капитал получат еще 20 специалистов, отработавших положенный срок. А главное - большинство из них закрепились и продолжат работу в дальних школах.

Но наряду с расширением мер поддержки будет  усилен контроль за деятельностью в части повышения квалификации учителей, работающих в профильных классах, обеспечено расширение профилей через использование дистанционных технологий, через возможности компьютерных технологий.

Введение подушевого финансирования, новой системы оплаты труда  сыграло свою роль в формировании новых подходов в оценке эффективности нашей деятельности.

И сейчас мы начали переход на эффективный контракт. Это предполагает наличие четких показателей оценки деятельности каждого учителя, педагога и руководителя образовательных учреждений края. Сегодня уже утвержден отраслевой перечень показателей эффективности деятельности руководителей и педработников отрасли.

И здесь я подчеркну, что обеспечение профессиональными кадрами  учреждений является прямой обязанностью руководителя - от стимулирования лучших до принятия непопулярных мер.

- А какие проблемы в образовании, по вашему мнению, еще не решены?

- К сожалению, модель школы старшей ступени обучения (профильная школа) не получила широкого распространения в крае. И попытки некоторых муниципальных районов по созданию таких школ не увенчались успехом.

Это свидетельствует о недостаточной разъяснительной работе о преимуществе таких школ с педагогогами, родителями, школьниками.  

Несмотря на высокий охват детей дополнительным образованием, существует потребность в пересмотре структуры таких программ. Сегодня мы должны предлагать не то, что имеется в наличии, а работать по интересным для детей и перспективным направлениям: техническим, математическим, инженерным.

В новом учебном году основное внимание будет уделено повышению качества образования на всех уровнях. Раньше мы говорили, что для этого у нас нет ресурсов, теперь же прочная база для этого есть.

И несмотря на непростую обстановку в крае, поздравляю всех с началом учебного года! Нашему подрастающему поколению желаю успехов в учебе и новых открытий, а педагогам  - хорошего настроения каждый день, творчества, прилежных учеников и семейного счастья!  

Мария ИВАНОВА.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2024 00:00
В ожидании «Большой перемены»
Стартовал пятый сезон всероссийского конкурса «Большая перемена» – самый масштабный проект для детей и подростков в России. Принять участие в нем приглашают школьников и студентов техникумов и колледжей Хабаровского края.

03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».