Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат

18.09.2013 | Ученье - свет | 6м. 0 c. | 199

Именно кадровый вопрос во многом сегодня становится ключевым для Хабаровского края. Открывающиеся новые производства, модернизация предприятий в разных отраслях требуют молодых специалистов высокого профессионального уровня. Их не хватает в лесопереработке холдингу RFP-Group, в горнодобывающей промышленности компании «Полиметал», Хабаровскому НПЗ в нефтепереработке, Дальневосточной генерирующей компании в энергетике... От решения этой проблемы во многом зависит развитие экономики региона.

- И решить ее за счет мигрантов внутренних или внешних не реально, - говорит Надежда Щелкун, начальник управления профессионального образования минобразования Хабаровского края. - Нужна своя эффективная система подготовки специалистов. Причем специалистов, прежде всего, среднего звена.

Тем важнее для нас факт, что Хабаровский край стал победителем конкурсного отбора региональных программ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Победу же краевое минобразование одержало по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования». В 2011-2013 годах объем федеральной субсидии по этому проекту составит более 98,4 млн. руб. К этому следует добавить еще 302 млн. рублей, которые предусмотрены в рамках нашей собственной целевой программы «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» (примечательно, что 51 млн. рублей в ней - это средства работодателей).

То есть можно говорить о значительных средствах, которые вкладываются сегодня в модернизацию среднего и начального профессионального образования (НПО) Хабаровского края.

- Главная цель, - говорит Надежда Щелкун, - дать молодым хабаровчанам качественное образование, гарантию трудоустройства, а предприятиям дать специалистов, готовых работать на высокотехнологичном производстве. Поэтому модернизация нашего НПО включает огромный комплекс мероприятий. Но в целом, можно сказать, держится на нескольких китах - направлениях модернизации.

Одно из главных среди них - развитие профильных учебных заведений. Сегодня на базе учреждений НПО и СПО в крае работают 9 таких заведений. Они ведут подготовку кадров для крупных предприятий края в приоритетных отраслях экономики: судо-, авиа- и машиностроения, строительства, сельского хозяйства и лесной отрасли. В результате молодых специалистов получают: «Ургалуголь», Амурский судостроительный завод, завод «Дальэнергомаш», Амурское пароходство, «Дальлеспром», «Комсомольскнефтезаводремстрой», «Хорское», «Дальспецстрой», «КнААЗ»...

- Система профессиональной подготовки в крае рассчитана ведь не только на профессиональных рабочих, есть возможность обучать специалистов среднего звена?

- Сегодня наши училища модернизируются в техникумы и колледжи, проводится их объединение, и таким образом мы создаем многоуровневые учебные заведения. Это делается для того, чтобы объединить базу, возможности лабораторий и мастерских, знания лучших преподавателей. А главная цель - дать возможность молодому человеку получить несколько уровней образования в одном учебном заведении. То есть, получив подготовку по рабочей профессии, можно учиться дальше на специалиста среднего звена, возможно, в этом же направлении, а может быть, и в другом. На такую систему уже перешли 16 краевых учебных заведений.

Примерно по такому же принципу создаются в крае на базе учебных заведений и Ресурсные центры. Их задача - объединить научный и педагогический потенциал, материально-техническую базу, привлечь возможности предприятий отрасли. Например, уже появились два центра в области судостроения (Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум) и строительства (Хабаровский технический колледж). В этих центрах могут учиться не только студенты, но и проходить переподготовку, повышение квалификации сотрудники предприятий. Ежегодно в центрах проходят обучение около 4,5 тыс. человек.

При этом система подготовки специалистов модернизируется и на более масштабном уровне. В крае формируется ряд образовательных кластеров (это союз предприятий, учебных заведений всех уровней, которых объединяет общая деятельность). Они формируются в ключевых секторах экономики, для которых необходим высокий уровень специализации. Это - лесозаготовка и деревообработка, авиа- и судостроение, строительство. Осуществляя подготовку специалистов, образовательные учреждения учитывают специфику предприятий, с которыми сотрудничают. В свою очередь, предприятия помогают учебным заведениям быстро осваивать технологии. От такого сотрудничества пользу получают все, но больше всего - экономика региона.

Поэтому, например, в 2012 году инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края вошел в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, подготовленный Министерством экономического развития РФ на утверждение правительству страны.

- То есть модернизация системы профессионального образования идет как бы под заказ работодателей сегодняшних и потенциальных?

- Действительно, большая часть средств программы идет на развитие тех специальностей и профессий, в которых остро нуждается регион. Это - авиастроение и ракетно-космическая техника; воспроизводство и переработка лесных ресурсов; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; информатика и вычислительная техника; металлургия, машиностроение, металлообработка; строительство и архитектура; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; морская техника.

Госзаказ устанавливается на основании перспективного прогноза потребности, которую формирует министерство экономического развития и внешних связей края, взяв за основу предложения отраслевых министерств. А они, в свою очередь, анализируют долгосрочные прогнозы и потребности предприятий в тех или иных специалистах. Как результат - происходит сокращение набора по профессиям непроизводственной сферы.

Ведь училища, лицеи, техникумы, колледжи не готовят специалистов для биржи труда, их цель - стопроцентная востребованность выпускников в реальной экономике. Поэтому главные критики, наставники и эксперты здесь - работодатели. Они участвуют в создании учебных программ, студенты проходят на предприятиях практику, преподаватели - стажировки, работодатели же обязательно участвуют в выпускных экзаменах. В настоящее время попечительские советы работают в 68% краевых учреждений профессионального образования. А результат - трудоустройство выпускников подшефных училищ, лицеев, техникумов и колледжей.
Здесь важную роль должны сыграть еще и наши многофункциональные центры прикладных квалификаций. Они создаются совместно с Союзом работодателей Хабаровского края - по одному в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Мы исходим здесь из того, что требования к квалификации, знаниям, умениям в наше время стремительно меняются. Задача центров - помочь учебным заведениям оперативно реагировать на изменения кадровых потребностей экономики края, уметь быстро «подстраиваться» под современное производство. Цель - удовлетворить запросы предприятий в обучении, переподготовке и повышении квалификации, причем в короткие сроки. При этом обучаться в центрах смогут не только выпускники школ, но и взрослые люди, независимо от возраста, уровня образования и даже наличия договора о дальнейшем трудоустройстве.

- Развитие системы профобразования идет у нас только в крупных городах?

- Нет, конечно, в небольших городах края и рабочих поселках - Чегдомыне, Солнечном, Амурске, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре - несколько лет назад появилась модель образовательного учреждения - колледж малого города. Это многоуровневое и многофункциональное учебное заведение. Здесь создаются хорошие лаборатории, база для различных профессий и специальностей, есть собственные центры подготовки и повышения квалификации, есть возможности обучать дистанционно. И у таких учебных заведений много преимуществ для студентов. Во-первых, получив рабочую профессию, можно пойти учиться дальше - получить специальность. Во-вторых, профессии и специальности есть на любой вкус, и все они обязательно востребованы в поселках и городах. В-третьих, имея возможность учиться в современном учебном заведении, молодежь остается работать в своем районе.

Между прочим, еще один критерий модернизации системы образования - оно должно быть доступным всем. Поэтому в учреждениях СПО и НПО люди с ограниченными возможностями здоровья тоже должны учиться по специализированным программам. В краевую госпрограмму включены мероприятия по увеличению до 25% доли учреждений СПО, здания которых к 2020 году будут приспособлены для таких людей. С 2014 года в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре откроются два специализированных учебных заведения - профессиональные центры, специально предназначенные для людей с ограниченными возможностями.

- Еще один ключевой вопрос, очевидно, - это заработная плата педагогов. Ведь от них зависит в конечном итоге качество обучения, его результат…

- Действительно, без высококвалифицированных педагогов подготовить хороших специалистов невозможно. Поэтому повышение заработной платы - один из способов закрепить талантливых мастеров производственного обучения и преподавателей. Уже подготовлен расчет-график дополнительного финансирования на повышение размера средней заработной платы этих специалистов до уровня средней заработной платы по экономике края в 2018 году. По нашим расчетам, сумма дополнительного финансирования на эти цели с 2013 по 2018 год составит 616,8 млн. рублей. Причем все эти направления должны работать одновременно и в комплексе, тогда мы получим эффективную систему подготовки специалистов. И от нее на самом деле во многом зависит развитие экономики региона.

Автор: Мария ИВАНОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2024 00:00
В ожидании «Большой перемены»
Стартовал пятый сезон всероссийского конкурса «Большая перемена» – самый масштабный проект для детей и подростков в России. Принять участие в нем приглашают школьников и студентов техникумов и колледжей Хабаровского края.

03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».