Как стать счастливым в школе

26.09.2012 | Ученье - свет | 5м. 57 c. | 390
Как стать счастливым в школе
Алла Кузнецова: «Учитель должен получать от своей работы радость»

В конце сентябре в Хабаровске состоится международная научно-практическая конференция под необычным (особенно для научного сообщества) названием - «Счастливый учитель: новая профессиональная компетенция».

А еще более необычным звучит и та сфера, о которой речь пойдет на конференции - феликсология.  Это наука, которая изучает счастье и учит быть счастливым в этой жизни. Неужели счастью нужно учить?

Об этом накануне конференции - разговор с ректором Хабаровского института развития образования, доктором педагогических наук, учителем биологии школы № 74 Аллой Кузнецовой.

- Алла Геннадьевна, хочется начать с того, что название для конференции такого уровня довольно необычное, мы ведь привыкли к научным формулировкам... О чем вообще пойдет речь?

- Вообще, конечно, было у конференции и научное название. Но, посовещавшись, мы решили, что оно будет выглядеть слишком сложным. Ведь и тема, на самом деле, выбранная на этот раз, непростая. Для научного сообщества формулировка звучала так: «Счастливый учитель: фелицитология образования». (Фелицитология - это другой вариант транскрипции уже упомянутой феликсологии). Фелицитология учит как стать счастливым. Причем она из статуса утопии перешла уже в статус представления о профессиональных компетенциях и о технологиях: как это делать.

Но скорее речь здесь не о том, как делать человека счастливым, а как формировать то, что сейчас называют позитивной социализацией. И это касается всего нашего общества с большим градусом агрессии, негативизма, с наследством «борьбизма» (как говорил философ Виталий Свинцов «борьбизм» - признак «совка»).

Есть такое утверждение: «Раб не может быть свободным, потому что он все время борется». А если его из себя еще и «по капле выдавливать», то нужно научиться не только бороться, но и созидать после этого. Или вместо этого.
Сейчас считается, что образование ответственно за все и что оно все может. А оно может либо воспитать, либо не воспитать. И мы задаем вопрос: а как воспитать такого человека, который способен созидать, позитивно видеть мир и пытаться объяснять его не только с негативной точки зрения? Отсутствие этой способности - это, по сути, отсутствие веры, надежды, любви, дефицит жизненной энергии. Поэтому я считаю, что это едва ли не судьбоносная для учеников способность педагога - уметь видеть в окружающем мире позитивное, хорошее.

Сейчас о многом говорят: не время. В том числе и о счастье. Мол, у нас сейчас кризисы, вокруг происходят перевороты, катастрофы...Нужно преподавать основы безопасности жизнедеятельности. Ну а жить-то когда, если не сейчас? Был такой фильм «Жизнь прекрасна» - про мальчика, который с отцом попал в концлагерь. Папа рассказывал, что происходящее - игра и что победитель получит приз. И мальчик был счастлив рядом с отцом, он верил его словам... Плохо это или хорошо, что тот не дал возможность ему узнать всю правду  действительности? Трудно сказать. Но что бы там ни было, научить человека справляться с этой действительностью можно только тогда, когда он понимает, что такое быть счастливым и как этого добиваться.

Поэтому на конференции мы и решили вести разговор о том, как человеку помочь научиться быть счастливым. При этом это не просто обучение технологиям «осчастливливания», но и обучение тому, как стать хозяином своей жизни, как жить успешно, как уметь мечтать и достигать исполнения своих планов,  уметь радоваться жизни и делать ее радостной для других. И не только, как этому научиться самому, но и как этому учить.

Понятно, что есть опасность «заболтать» слово счастье, поэтому на конференции будут искать синонимы, рассматриваться разные аспекты. Наша цель - обсудить как научную, так и прикладную сторону этой  проблемы.

- Это ведь уже вторая международная конференция по счету? В списке приглашенных - люди со всего мира. Как удается привлечь ученых к нам, на Дальний Восток?

- Хотела бы отметить, что в крае проводится довольно много конференций, на них обсуждаются разные темы отрасли.

Но вот международные, которые проводит Институт развития образования, надеюсь, в будущем традиционные, решено посвящать учителю. В прошлом году, например, обсуждалась тема «Инновационный учитель - инновационная экономика».

Мы стараемся брать «магистральные» темы. И если в прошлом году мы говорили об экономических эффектах педагогической деятельности, то в этом году - об эффектах культурных, ведь счастье - это признак высокой культуры.

Приехать в Хабаровский край ученые соглашаются по нескольким причинам: им интересна тема конференции, то есть их исследования попадают в область рассматриваемых вопросов, им любопытно послушать коллег, которые также будут выступать, и, конечно, сейчас многих притягивает наш регион.

Приедут ученые, заведующие исследовательских площадок различных организаций и университетов. География участников обширна: США (Нью Йорк, Стэнфорд), Сингапур, Индия, Германия. Из России будут ученые и управленцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда.

Конечно, можно обсудить разные темы, современных педагогов многое волнует. Но счастье - это ведь самое главное в жизни каждого. Согласитесь, что хмурого человека к ребенку подпускать нельзя, детство ведь одно!
Все секции конференции отражают круг вопросов, которые рассматривает феликсология. Например, теоретико-методологическую сторону этой науки. Потому что многих волнует вопрос: насколько феликсология развивается как наука или это просто какие-то благие пожелания, рекомендации?

Или, например, мы будем обсуждать с педагогами, как, работая с детьми в рамках классной комнаты, на уроке, сделать эту тяжелую работу и учебу увлечением, хобби, страстью. Как учителю удерживать ощущение эйфории от удачных уроков, от дел, которые получились, как его возвращать, как справляться с негативными состояниями. Ведь давно известно, что из-за гиперответственности, из-за постоянного напряжения, педагог «выгорает».

Обсудим мы и проблемы молодых специалистов. Ведь выпускник учебного заведения приходит в школу со своими ожиданиями: ему хочется работать как-то по-новому, он готов перевернуть мир и систему... И сталкивается с первыми профессиональными трудностями обычно внезапно. Где он сможет найти поддержку, чтобы это «предвкушение» счастья (и именно так и называется одна из секций) состоялось?

  - И как все-таки педагогу стать счастливым?

- Простите за банальность, но каждому человеку счастье нужно разное. Почему мы и говорим не «быть счастливым», а «уметь быть счастливым». Быть счастливым - неожиданно произошло что-то хорошее, вдруг в чем-то повезло. А умение быть счастливым - это умение настраивать себя. Есть такое высказывание: «Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить, дай мне силы исправить то, что я могу изменить и, самое главное, дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго». Наверное, в этом высказывании и сокрыта суть.

Причем, когда мы обсуждали тему конференции, многие сразу негодовали: как это, учитель и счастливый?! Сейчас и дети тяжелые пошли, и личная жизнь педагогов под угрозой, потому как он всецело отдаются профессии... Учитель не может быть таким! И что ж тогда? Наших детей воспитывают несчастливые люди? А негатив воспроизводится. И как тогда мы получим общество, которое способно справляться с трудностями? Ведь справляться с ними может только счастливый человек.

- И ведь действительно, стало заметно, что сейчас учителей все реже волнует вопрос, как отремонтировать класс к началу учебного года,  чаще спрашивают о поставках цифрового оборудования, увеличении интернет-трафика. Сейчас сфера образование обсуждается как никогда:  модернизация, федеральные госстандарты, новый закон... Но, с одной стороны, педагоги постоянно подчеркивают, что статус учителя все равно не поднимается, профессия не престижна, с другой стороны, педагогические конкурсы и федеральные программы показывают, что государство готово помогать учителям совершенно разными способами: гранты, поощрения нацпроекта, целевые программы... Так как это оценивать?

- На самом деле, в последние годы современное мультимедиа -оборудование, компьютеры пришли во все школы. И мы даже стали замечать, что появляются иждивенческие настроения, настолько много в образовании стало появляться благ... Например, сталкивались даже с такими претензиями, мол, в школу на класс дали всего десять ноутбуков фирмы «Apple», а нам надо двадцать! Запросы уже другие. Меняется система, педагоги, изменился и круг обсуждаемых вопросов.

Когда мы с учителями разговариваем про этот самый «статус», одна часть педагогов говорит: надо его повышать! К сожалению, это и есть те самые пессимисты, несчастливые... Вот вопрос: а кто может мой личный статус опустить или поднять, кроме меня самого?

Я много лет работаю в школе и свой «статус» «сделала» сама. В любой профессии есть люди, которые довольны своим положением, а есть, кто не доволен.

Когда мы проводим различные форумы: педагогических инициатив, слет «пеликанов», педагогическую ассамблею, ведь вопросы педагоги задают не о зарплате! Хотя сам министр образования и науки один из первых своих вопросов учителям задает как раз о реализации зарплатного проекта - потому что это, действительно, достижение. А учителя уже смотрят дальше, они спрашивают о стратегии и развитии образования в нашем крае, о различных проектах в отрасли.

Когда мы встречаемся с учите­лями-победителями, у них другие темы. Они говорят о том, как они могут помочь краю, педагоги чувствую в себе силы решать разные проблемы: культурные, социальные, экономические... И это подчеркивает их собственное ощущение своего места в мире, этого самого «статуса».

Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2024 00:00
В ожидании «Большой перемены»
Стартовал пятый сезон всероссийского конкурса «Большая перемена» – самый масштабный проект для детей и подростков в России. Принять участие в нем приглашают школьников и студентов техникумов и колледжей Хабаровского края.

03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».