Как бороться с дисбалансом Размышляет председатель совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, ректор ТОГУ Сергей Иванченко

04.07.2013 | Ученье - свет | 3м. 42 c. | 207
Как бороться с дисбалансом Размышляет председатель совета ректоров вузов Хабаровского края  и Еврейской автономной области, ректор ТОГУ Сергей Иванченко

- Чтобы выяснить, набирают ли популярность технические специальности, надо посмотреть, сколько выпускников школ записалось сдавать физику на ЕГЭ. В процентном соотношении это количество растет, но в абсолютных цифрах остается примерно на одном и том же уровне.

Объясняется данный факт тем, что выпускников школ становится меньше вследствие демографической ямы. Нижняя точка ожидается в 2017 году, а уже с 2016 года выпуск из вузов Дальнего Востока не будет покрывать потребностей предприятий региона. Даже при условии, что меры, предпринимаемые государством (сокращение бюджетных мест по экономическим специальностям, по гуманитарному профилю, с одновременным сохранением бюджетных мест по техническим специальностям, что в процентном соотношении дает рост последних) и самими вузами для устранения дисбаланса между подготовкой кадров и потребностями рынка труда, дадут хорошие результаты.

Если раньше эту «дельту» закрывали за счет вузов Урала, Сибири, Москвы, то сейчас вряд ли получится это сделать. Таким образом, дисбаланс намечается очень серьезный.

Перестройка

Вузы Дальнего Востока перестраиваются, стараясь соответствовать новым тенденциям в развитии экономики региона, учитывая развитие авиа-судостроительного, аэрокосмического кластеров, нефтегазового сектора. Мы настроены на то, чтобы выполнять программу развития Хабаровского края и, особенно хочу это подчеркнуть - всего Дальнего Востока, поскольку у нас 52 процента студентов с других территорий ДФО.

Машиностроение сейчас в сложном положении, и с набором на соответствующие специальности в вузах имеются проблемы. Беспокоит и очень низкий уровень набора на лесоинженерное дело. Однако в перспективе, с учетом реализующихся сейчас программ развития Дальнего Востока, можно надеяться на рост интереса к данным специальностям.

А, например, нефтегазовый комплекс Дальнего Востока сейчас на подъеме - и конкурс в вузах на соответствующие специальности высок.

Однако нашим вузам дали открыть специальности в этом направлении только два-три года назад. Мы бились за них много лет, но нас просто не пускали на этот рынок. Первые выпуски будут через два года, и если «просуммировать» все вузы, то поначалу это будет тысяча человек, которая, конечно, не решит всю проблему. По озвученным Минвостокразвития цифрам, для нефтегазохимического комплекса Дальнего Востока до 2017 года необходимо подготовить 17 тысяч высококвалифицированных специалистов. К тому же у нас направление нефтегазохимии никогда не было развито, нет ни одного доктора наук, нам надо создать с нуля лабораторную базу. Необходимо выстроить отношения с ведущими университетами в этой сфере, чтобы наладить подготовку специалистов надлежащего уровня.

С подготовкой специалистов для аэрокосмического кластера - практически та же ситуация - нехватка специалистов, лабораторной базы. Хотя что касается инфраструктурщиков, обслуживающего персонала - строителей, аэродромщиков, специалистов по подъемно-транспортной технике, - у нас достаточно высокий уровень подготовки, вузам надо только чуть переориентироваться, внести небольшие изменения в учебные планы.

У нас со следующего года будет набор на новую специальность «Двигатели летательных аппаратов». В Благовещенске в АмГУ студенты обучаются по специальностям «Космические летательные аппараты и разгонные блоки» (совместно с МАИ) и «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов» (совместно с ЮУрГУ). Но наладить выпуск квалифицированных специалистов по аэрокосмическим специальностям сразу - сложно. А сдача в эксплуатацию космодрома «Восточный» - совсем скоро.

Стереотипы

Одна из главных проблем в подготовке специалистов видится в том, что у нас многие руководители предприятий мыслят еще советскими стереотипами и ждут, что некий госплан пришлет им на предприятие из вуза нужные кадры. А он их не пришлет! И официального распределения у нас больше нет. Предприятия должны более активно участвовать в подготовке кадров для себя. Они должны сами совершенствовать механизмы целевого набора, который пока исправно функционирует, по сути, только в вузах Минтранса.

Необходимо активнее развивать систему так называемого «корпоративного университета». Речь идет о системе, когда компания заключает договор с вузом на обучение своего сотрудника, а сотрудник, в свою очередь, по окончании обучения должен, во избежание штрафных санкций, отработать на предприятии еще несколько лет.

Конечно, производство специалистов - длительный процесс, как правило, не поспевающий за динамикой развития той или иной отрасли. И в этой связи хочу отметить, что Болонская система, как бы мы ее ни  ругали, отчасти помогает перенастраивать специалиста на ходу под тот или иной конкретный запрос предприятия. Если раньше инженер выходил «заточенным» под одну специальность, то сейчас в магистратуре мы можем ему «задать» необходимое направление. Но, опять же, руководителям предприятий необходимо объяснять этот нюанс.

Кроме того, хочу отметить, что вузам в последнее время поставлена задача - готовить высококвалифицированных рабочих. Мы создаем соответствующий центр, на что затратили около 25 миллионов рублей, закупили три германских станка, будем пытаться обучать ребят работе на них. Таким образом, наши выпускники будут готовы работать и на инженерных специальностях, и на специальностях высококвалифицированных рабочих.

Инженерная составляющая в высшем образовании развивается и будет развиваться. Но, конечно, есть проблема в том, что многие родители хотят сделать из своих детей именно юристов и менеджеров, а чтобы они захотели сделать из детей инженеров, должен произойти некий перелом в сознании.

Я на встречах и с родителями, и с выпускниками школ говорю всегда: идите учиться на инженерные специальности, через пять лет вы все будете востребованы, все будете нарасхват. Но нужна системная работа в направлении популяризации профессии инженера. Я думаю, Первый Дальневосточный инженерный конгресс будет этому способствовать.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2024 00:00
В ожидании «Большой перемены»
Стартовал пятый сезон всероссийского конкурса «Большая перемена» – самый масштабный проект для детей и подростков в России. Принять участие в нем приглашают школьников и студентов техникумов и колледжей Хабаровского края.

03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».