И снова осенью начнутся школьные новоселья

08.08.2013 | Ученье - свет | 13м. 54 c. | 209
И снова осенью начнутся школьные новоселья
Андрей Базилевский: «Радость наступающего учебного года для меня - это то, что на полторы тысячи больше станет первоклассников!»

Лето - это только для школьников пора каникул. Учреждения образования готовятся к началу учебного года: идут ремонты, закупается новое оборудование, учебники, мебель, спортивный инвентарь. Ну, а главное - ставятся задачи на будущий учебный год, анализируются успехи и неудачи года минувшего. Одна из важнейших задач, которую ставят перед образованием не только края, но и всей страны, - повышение качества образования и создание комфортных условий для всех школьников, независимо от того, где они живут - в городе или селе.

Об этом мы говорим с министром образования и науки края Андреем Базилевским.

- Я бы сказал, что прошлый учебный год мы прошли нормально: без сбоев работала программа модернизации образования, у нас не было дефицита учителей, не случилось никаких чрезвычайных ситуаций в школах. Мы закончили учебный год хорошо и с точки зрения организации учебного процесса, и с точки зрения качества образования, потому что у нас по всем показателям рост. И это не только ЕГЭ, это итоговые аттестации школьников.  

Важное событие в ушедшем учебном году - 47 стобалльных результатов, 45 детей, которые эти баллы получили, - такого никогда не было! Я считаю, что это не случайность, что это тенденция. Между прочим, ребята получили солидные денежные поощрения - по 75000 рублей, в честь 75-летия края, а школы, которые их подготовили, - по миллиону! Поощрили и учителей этих талантливых ребят.

Заработала в полной мере модель персонифицированного повышения квалификации педагогов - сегодня учитель решает сам, где повысить квалификацию, какие курсы пройти. А еще значительно повысилась заработная плата педагогов, это тоже не может не радовать.

А радость наступающего учебного года для меня - это то, что на полторы тысячи больше станет первоклассников!

Если кратко, то работа в сфере общего образования была по-прежнему направлена на модернизацию региональной системы общего образования в части создания необходимых условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования, учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» - ведь он появился в школах только в прошлом году, и, конечно, вопросов и трудностей было много. Еще мы готовимся к введению ФГОС основного общего образования. Что касается ФГОС, то к 2021 году все школьники будут обучаться по новым стандартам. Наверное, не нужно говорить, зачем они нужны: для того, чтобы все дети могли получать хорошее образование, а в стандартах прописано, как этого достичь, что нужно сделать. В 2014 году, например, вся начальная школа будет обучаться по ФГОС.

Научиться работать по стандартам непросто, как и родителям понять, зачем это надо, потому что все новое у нас воспринимают с осторожностью. Есть ряд школ, которые первые пошли по этому пути еще с 2010 года. Они называются центрами трансфера технологий и сейчас продолжают работать в этом статусе. Это пять пилотных учреждений: гимназии № 5 и № 6 г. Хабаровска, школы № 18, 37 Комсомольска-на-Амуре, начальная школа поселка Эльбан Амурского муниципального района, на их базе проводится стажировка учителей начальных классов края.

Благодаря стандартам начального образования все больше школ переходит на развивающее обучение - это не «выдача» статичных ответов, которые ребенок должен заучить, это попытка делать открытия самостоятельно, возникает потребность узнавать что-то самому. На начало прошлого учебного года на 7,6% увеличилось количество обучающихся по развивающим системам и системам с элементами развивающего обучения.

Еще один плюс ФГОС начальной школы - это те внеурочные занятия, которые прописаны в стандарте. Дети после занятий ходят на бесплатные кружки в школах, причем кружки разные - это не только творчество, но и познавательные занятия.

Но и, конечно, ведется большая подготовительная работа по введению ФГОС основного общего образования. С первого сентября 2012 года в 10 пилотных (апробационных) общеобразовательных учреждениях: гимназия № 6, математический лицей, школы № 12, 49 г. Хабаровска, школы № 18, 34, 37 г. Комсомольска-на-Амуре, основная образовательная школа № 5 Амурска, школа № 4 Николаевска-на-Амуре, школа № 2 села Хурба Комсомольского района - организовано введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в пятых классах. Мы к этому долго шли, а школьные команды учреждений прошли обучение в пилотных школах Санкт-Петербурга и на базе нашего Хабаровского краевого института развития образования.

Было много вопросов по новому курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах школ края. Понятное дело, что такого раньше не было, я бы, как родитель, тоже переживал. Но это не насаждение каких-то мнений, к введению подобного курса готовились: создана рабочая группа с участием представителей зарегистрированных в Хабаровском крае религиозных конфессий, заключено соглашение с Хабаровской епархией РПЦ о взаимодействии по данному направлению, подготовлен и реализован план по введению данного курса, приобретены учебники для всех учащихся за счет средств краевого бюджета, организовано повышение квалификации всех педагогов, ведущих курс в общеобразовательных школах, подготовлены тьюторы для сопровождения... Обязательно разговаривали с родителями, объясняли, показывали. И по-прежнему мы готовы идти на диалог, если есть вопросы и предложения!

Еще замечу, что развитию личности в школе, развитию талантов посвящены многие уроки. Помочь определиться с будущей профессией помогает профильное обучение - каждый год у нас открываются новые классы, создаются классы с углубленным изучением отдельных предметов, расширяется так называемый спектр предметов школьного компонента, элективные предметы и курсы в общеобразовательных учреждениях. В 342 школах края по 18 направлениям осуществляется предпрофильная подготовка учащихся девятых классов, которой охвачено 10556 учеников (100% девятиклассников).

В прошлом учебном году профильное обучение на старшей ступени организовано в 89% общеобразовательных учреждений. Самый популярный профиль - «информационно-технологический». Но есть даже агротехнологические классы! Классы, которые школы открывают вместе с нефтяниками, полицией, предприятиями! Между прочим, очень хорошая практика.

Приведу яркий пример: получила свое развитие модель организации образовательного пространства в кадетской школе № 1 им. Ф.Ф. Ушакова и гимназии № 3 им. М.Ф. Панькова г. Хабаровска по теме «Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-дальневосточника». В результате распространения опыта в прошлом году открыты три казачьих класса в школе № 35 г. Комсомольска-на-Амуре, в которых реализуется программа «Казачата» при поддержке Общественной организации «Казачество». В двух школах Бикинского муниципального района - основной школе № 3 г. Бикина (в 5-х, 7-х классах), в основной школе Оренбургского сельского поселения (в 8-х, 9-х классах) организовано изучение курса «История казачества» на факультативной основе.

- Расскажите подробнее про модернизацию системы общего образования у нас в крае.

- Второй год на территории края реализуются мероприятия по модернизации региональной системы образования.

Принято специальное постановление правительства края, заключено соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством края о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования в размере 664,959 млн. руб. Софинансирование края - 35 млн. руб. По сравнению с прошлым учебным годом оно стало больше - в 2011 году было выделено 221,828 млн. рублей из федерального бюджета и 11,675 млн. рублей - из краевого.

Эти средства направлены на приобретение учебно-лабораторного, учебно-производственного, компьютерного, спортивного оборудования для школьных столовых, приобретение транспортных средств (как я уже отмечал, дети должны получать качественное образование не зависимо от того, где они живут), и ребят из маленьких сел возят в хорошие школы по соседству. Средства идут на пополнение фондов школьных библиотек, повышение квалификации, профессиональную переподготовку руководителей и учителей, организацию дистанционного обучения, осуществление мер, направленных на энергосбережение, капитальный ремонт зданий.

Приведу некоторые цифры: в прошлом году приобретено 184 кабинета начального общего образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования на сумму 256,5 тыс. руб.

Также мы закупили учебное и учебно-лабораторное для предметных кабинетов физики, химии, биологии, географии, ОБЖ и др. оборудование для 24 общеобразовательных учреждений края на сумму 90 млн. руб., которые сформированы по заявкам общеобразовательных учреждений, получивших сертификаты за достигнутые успехи в обучении учащихся.

Еще спортивный инвентарь для основных и средних школ на сумму более 30 млн. руб., комплекты программно-художественной литературы для всех общеобразовательных учреждений на общую сумму более 36 млн. рублей, учебно-производственное оборудование в зависимости от направления трудового обучения: швейное, обувное, штукатурно-малярное дело и т.д., автоматизированные рабочие места педагога-психолога, учителя-логопеда и оборудование для сенсорных комнат в специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты на сумму 27 201 тыс. рублей и так далее.

- Мы говорим о доступности и разнообразии предоставляемого образования каждому, а что мы понимаем под этим?

- Это довольно широкое понятие, здесь мы можем говорить и о возможности учиться вместе детей с проблемами здоровья и обычных школьников, и даже о возможности получать повышенный уровень образования одаренным ребятам. У нас увеличивается количество детей, вовлеченных в олимпиадное движение, существуют различные научные общества, заочные школы...

Одним из условий доступности общего образования является и организация подвоза школьников к месту учебы и обратно. В прошлом учебном году для общеобразовательных учреждений края дополнительно поставлено 27 школьных автобусов, отвечающих современным требованиям безопасности, в т.ч. 4 для перевозки инвалидов-колясочников. Сейчас такой подвоз ведется в 121 школу края.

В 2012 году приоритетными направлениями в деятельности нашего министерства по развитию коррекционного образования были создание необходимых условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями, расширение спектра образовательных услуг и форм обучения, предоставляемых таким ребятам, создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

А это - большая работа. Педагоги учились в различных институтах страны, как лучше помочь таким школьникам, в школах создается безбарьерная среда, открываются разные кабинеты и центры по сопровождению.

Нам больше удается помогать детям, которые раньше считались «необучаемыми», и создавать условия там, где не хватает подобной помощи. В прошедшем учебном году сеть краевых (специальных) коррекционных образовательных учреждений расширилась за счет передачи в краевую собственность муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида Николаевска-на-Амуре, открытия филиала школы-интерната № 10 и Центра помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии на базе школы-интерната № 5,

- Еще одна волнующая тема, касающаяся общего образования, это введение третьего часа физкультуры в школе. А еще у нас школа занимается не только оздоровлением детей на уроках, но и открываются медицинские кабинеты.

- Сразу скажу, что я поддерживаю идею по введению дополнительного урока.

Министерство закупило спортивное оборудование на сумму около 30 млн. рублей, причем по конкретному заказу общеобразовательных школ. Кроме этого, в школах оборудуются малые спортивные залы для проведения подвижных игр с младшими школьниками. 80% школ края оборудовали теннисными столами, устроены спортивные зоны в рекреациях, более 35% школ края открыли тренажерные залы.

В прошлом учебном году в 376 общеобразовательных учреждениях края введён 3-й час физической культуры во 2-11-м классах. Пока нам удалось охватить занятиями только 92 процента школьников края. Конечно, еще много проблем, но они тоже решаются: не хватает спортивных площадок и залов - строятся спорткомплексы, стадионы, спортивные залы. Подключаются различные спортивные организации, на базе которых дети тоже могут заниматься.

Что касается медицинской помощи детям, то нами совместно с органами местного самоуправления продолжена работа по созданию условий для ее оказания. На приобретение медицинского оборудования из краевого бюджета именно по отрасли «Образование» выделено почти три млн. руб. для 30 кабинетов общеобразовательных школ 12 территорий края.

- А как организовано питание школьников в крае? В Хабаровске  медвежонок «Пишка», рассказывающий о здоровом питании, стал брендом.

- В прошлом году общий охват питанием детей в школах составил 93,5% школьников, что выше уровня прошлого года, охват горячим питанием тоже стал выше.

Конечно, здесь важно, чтобы сами родители понимали важность правильного питания для своих детей. Но ситуация улучшается: редкие папы и мамы разрешают детям перекусы всухомятку - об этом говорят исследования, которые мы постоянно проводим.

На питание детей из малоимущих семей в 2012 году в муниципальные районы направлена субвенция 58,3 млн. рублей, что больше, чем в прошлом году, из бюджетов муниципальных образований выделено в первом полугодии 2012 года - 29,4 млн. руб.

Насчет медвежонка Пишки - вы правильно заметили, это целая комплексная программа Хабаровска. На модернизацию материально-технической базы столовых города, где, замечу, обучается 41 % всех школьников края, из бюджета города на софинансирование мероприятий затрачено 50,2 млн. рублей. В 2012 году проведены капитальные ремонты пищеблоков, установлено высокотехнологичное оборудование, обновлены интерьеры обеденных залов, закуплена новая мебель в19 школ города.

Всего за последние два учебных года (этот год я еще не считаю) приведены в соответствие современным требованиям столовые 80% школ (61 из 76 школ) Хабаровска, охват горячим питанием школьников увеличился с 72 % до 85,5 %, а стоимость питания сохранилась на уровне 2009 года.

- А что у нас с кадрами в школах?

- Внимание к учителю не меньше, чем к ученику. И мы понимаем, что все в мире развивается настолько быстро, что порой не хватает знаний, которые учителя получают на курсах повышения квалификации каждые пять лет, надо постоянно быть в курсе нового. Заметьте, как цифровые технологии скакнули буквально за последние пару лет. И они обязательно должны использоваться в школах.

В связи с введением нового порядка аттестации за прошедший учебный год произошли значительные изменения в структуре квалификационных категорий работников. Сейчас выгодно повышать категорию, ведь разница существенна и в зарплате.

С первого января 2011 г. по первое сентября 2012 года в крае аттестовано 99,9% педагогических работников от количества подавших заявление на аттестацию. Доля педагогических работников, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории, в среднем по краю составила 58% от общей численности аттестованных. Причем повышать аттестацию педагог может там, где сам посчитает нужным, по тем программам, которые ему интересны, это еще одно изменение, появившееся в прошлом учебном году.

Продолжается работа по направлению педагогических работников на обучение в высшие педагогические учебные заведения края. Положительной динамикой отмечается рост числа учителей общеобразовательных учреждений, имеющих высшее образование, теперь их 84,8%.

Я очень рад, что в школах становится больше учителей в возрасте до 25 лет. Сегодня в общеобразовательных учреждениях края их работает, конечно, не так много, как бы хотелось - 6,7%. В возрасте от 25 до 35 лет - 15,3%.

Еще одна из наших важнейших задач - это привлечение учителей в сельскую местность. Работает комиссия по трудоустройству, в сферу «Образование» направлено 297 молодых специалистов, в их числе 78 человек обучались по целевой контрактной подготовке. В сельские отдаленные районы отправились 115 специалистов, в том числе 56 целевиков.

В крае существует программа целевого сберегательного капитала. К нам в отдаленные районы приезжают работать учителя даже из других регионов! И, конечно, эта программа постоянно совершенствуется. Снова были внесены дополнения, способствующие увеличению ряда мер по привлечению молодых специалистов в сельские и отдаленные районы края, в том числе возможность участия в программе сберегательного капитала специалистов со средним специальным образованием, введение добавочного коэффициента при трудоустройстве в учреждения социальной сферы, расположенные в населенных пунктах со слабо развитой инфраструктурой и транспортным сообщением, а также расширение списка отдаленных и труднодоступных населенных пунктов в Бикинском, Вяземском, Солнечном, Хабаровском районах края, в учреждениях которых имеется острая кадровая потребность.

Всего за 2009-2012 годы по отрасли «Образование» заключено 55 договоров. Причем есть уже и «выпускники» программы , которые остались работать в селах, куда приехали по нашей программе.

- А что касается дошкольного образования, уменьшается ли очередь в детские сады?

- Перед нами стоит очень серьезная задача - к 2016 году ликвидировать очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Третий год реализуется краевая целевая программа «Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011-2013 гг.».

Основные ее мероприятия - предоставление субсидий органам местного самоуправления на реконструкцию существующих и строительство новых детских садов, капитальный ремонт помещений для размещения дошкольных групп, поддержку развития вариативных форм дошкольного образования.

За два года открыто 5 новых детских садов (550 мест): в поселке Переяславка района Лазо, два детских сада в Хабаровске, школы с детским садом в селе Казакевичево Хабаровского района и селе Ухта Ульчского района.

В 2012 году начато строительство 9 детских садов по различным целевым программам: детский сад в с. Кондон Солнечного района - по краевой программе «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»; три детских сада в г. Хабаровске - по программе «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае». Также пять детских садов (в Бикине, Вяземском, селе Хурба Комсомольского района, селе Сита района имени Лазо, селе Калинка Хабаровского района) - по краевой программе развития дошкольного образования. На эти цели перечислены субсидии в размере 513,5 млн. руб.

Городским округам и муниципальным районам были предоставлены субсидии в размере более 200 млн. рублей на капитальный ремонт помещений для размещения дошкольных групп и установку систем видеонаблюдения в дошкольных учреждениях, имеющих 6 и более групп в рамках муниципальных программ обеспечения доступности дошкольного образования.

За счет средств краевого бюджета (на сумму свыше 143 млн. рублей) проведены капитальные ремонты в 29 учреждениях - открыто 844 места. Также осуществлялись ремонты за счет средств муниципальных бюджетов, что позволило открыть еще 512 мест в 16 учреждениях.

Всего в 2012 году за счет строительства и ремонта появилось 1586 новых дошкольных мест. В результате принятых мер за период 2012 года очередность детей в детские сады в возрасте от 1 года до 7 лет уменьшилась и составила 2228 человек. Сейчас же очередность детей с 3 до 7 лет в крае - чуть более тысячи человек. В восьми муниципальных образованиях очередность детей с 3 до 7 лет вообще ликвидирована - Комсомольск-на-Амуре, Амурский, Николаевский, Советско-Гаванский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Охотский, имени Полины Осипенко районы.

Удовлетворение потребности в услугах дошкольного образования детей от трех до семи лет в крае уже составляет 97,9%.

Также продолжают развиваться вариативные формы организации дошкольного образования - например, открытие групп в общеобразовательных учреждениях (Ванинский, Верхнебуреинский, Солнечный, имени Лазо, Амурский, Хабаровский районы, Хабаровск), учреждениях дополнительного образования детей и культуры.

Большое внимание уделяется развитию групп кратковременного пребывания. В 2012 году в крае в муниципальных детских садах было 158 групп. Увеличилось количество детей, посещающих группы кратковременного пребывания, с 2985 детей в 2011 году до 3522 детей в 2012 году.

В крае активно развивается индивидуальное предпринимательство в сфере услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

- Расскажите, пожалуйста, о том, ввод каких объектов ожидается.

- Вообще, ежегодно у нас вводятся и школы, и детские сады, начинается строительство новых объектов, и это, конечно, радует. Например, много объектов сдано в 2011 году - детский дом в селе Тополево Хабаровского района, начальная школа с детским садом в селе Ухта Ульчского района. А в прошлом году введены в эксплуатацию школа с детским садом в селе Казакевичево Хабаровского муниципального района, школа в селе Ачан Амурского муниципального района. Также реконструирована школа в селе Кукан Хабаровского района. Школа сгорела, и в очень короткие сроки по канадской технологии здание было восстановлено.

Продолжается строительство краевого центра образования в Индустриальном районе Хабаровска. Начато строительство школы в селе Мариинское Ульчского муниципального района, закончена реконструкция здания детского дома №1 по ул. Ленина в г. Хабаровске. Недавно сдали детский сад в селе Калинка Хабаровского района, завершено строительство школы в поселке Тумнин Ванинского района.

В 2013 году планируется сдать в эксплуатацию 9 детских садов на 1200 мест, школу на 500 мест в с. Восточное Хабаровского района. Завершена реконструкция здания детского дома №1 по ул. Ленина в г. Хабаровске. На строительство объектов образования в краевом бюджете предусмотрены средства в размере 1887,87 млн. рублей.

Сейчас в разгаре приемка учебных заведений и закупка оборудования, а где-то в середине месяца до школ должны дойти заказанные учебники, которые, напомню, для всех ребят края бесплатны, а также в этом году школы получат очередные партии нового оборудования. Из необычного - например, придут наноэдьюкаторы для шести общеобразовательных учреждений на 15 000,0 тыс. руб. и автогородки для трех общеобразовательных учреждений на 3 000,0 тыс. руб.

Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2024 00:00
В ожидании «Большой перемены»
Стартовал пятый сезон всероссийского конкурса «Большая перемена» – самый масштабный проект для детей и подростков в России. Принять участие в нем приглашают школьников и студентов техникумов и колледжей Хабаровского края.

03.04.2024 08:18
Как школьнику защититься в Интернете
Стартовал новый сезон всероссийского просветительского проекта в сфере кибербезопасности «Цифровой ликбез».