Татьяна Мовчан, депутат Законодательной думы края: «Сегодня нельзя приравнивать поселение к району»

05.12.2018 | Слово депутата | 4м. 23 c. | 333
Татьяна Мовчан, депутат Законодательной думы края: «Сегодня нельзя приравнивать поселение к району»

Муниципальная власть - это современный, молодой уровень власти, созданный в 2003 году и узаконенный 131 Федеральным законом. Прошло 15 лет со дня принятия закона, выработана определенная система работы муниципальной власти, высвечены многие проблемы, вопросы, которые за эти годы решались и продолжают решаться.
За период работы закона было принято 153 Федеральных закона по его совершенствованию, ликвидации проблем, мешающих эффективно исполнять полномочия. На сегодняшний день в крае создана система местного самоуправления, она состоит из 232 муниципальных образований: это два городских округа, 17 районов, 23 городских и 190 сельских поселений. Из 190 сельских поселений десять вообще не имеют представительного органа, потому что там живет меньше ста человек. От ста до трехсот жителей проживает в 31 поселении. И только 22 поселения имеют численность от пяти до десяти тысяч жителей и более.
В 2014 году был принят федеральный закон, который установил, что сельские поселения должны иметь 13 полномочий вместо 39 существующих. Среди них такие, например, как осуществление информирования населения об ограничении использования водных ресурсов: если поселения возле речки, они должны поставить щит, где должно быть написано, можно или нельзя купаться. Это вполне по силам любому поселению даже с самым скромным бюджетом. Или, если в поселении есть некоммерческие организации, то глава должен работать с ними, создавать им условия: может быть, выделить помещения или какие-то участки, сообщить гражданам о существовании такой организации, рассказать, чем она занимается. Думаю, это тоже на уровне поселения сделать не трудно. Или, допустим, в летний сезон, когда возникает опасность распространения пожаров, предупреждать людей, чтобы соблюдали правила пребывания в лесу, были осторожны с огнем. Это полномочие формулируется, как участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций, и здесь больше речь идет о профилактике. Проще говоря, для поселений это работа с населением по информированию и пропаганде проводимых на территории мероприятий.
В 2014 году, проведя определенные консультации и посмотрев географию наших сельских поселений, мы приняли закон № 16 и установили для них еще 12 полномочий. Таким образом, сельские поселения сейчас у нас исполняют 25 полномочий. И только уже исходя из опыта, стало понятно, что многие поселения просто не в силах исполнять их все. Законом сейчас предусмотрено, что там, где  меньше  ста жителей, и там, где проживают триста человек, например, можно обойтись без представительного органа, достаточно главы и сельского схода.
Фактически требуется ревизия полномочий, и, коль закон говорит, что для всех сельских поселений нужно установить одинаковое число полномочий, тогда, наверное, они должны быть минимальными. Потому что согласно федеральному закону, муниципальный район и поселения могут передавать полномочия своими соглашениями. Районы имеют возможность анализировать состояние дел, исходя из численности поселения соглашением передавать полномочия. Уже сложились определенная практика и мнение, что сегодня нельзя всем устанавливать одинаковые полномочия. Нужно применять норму 131-ФЗ о соглашениях на исполнение полномочий в соответствии с возможностями сельских поселений.
Сегодня у сельских поселений две основные проблемы:
1. Недостаток, а в маленьких поселениях практически отсутствие денежных средств.
2. Отсутствие кадров для решения переданных полномочий во многих поселениях - в администрации поселения только глава и специалист. 
С 2014 года, после того, как мы приняли этот закон, к нам начали поступать законодательные инициативы - на сегодняшний день их уже пять - о том, что невозможно исполнять 12 переданных полномочий сельским поселениям. А в 2017 году было три законопроекта, которые внесли Мичуринское сельское поселение, Елабужское сельское поселение Хабаровского района и Софийское сельское поселение Верхнебуреинского района, что этот закон вообще нужно отменить и применять только норму о соглашениях. Но тогда и краевое правительство, и наша дума посчитали, что времени прошло еще не так много, и было предложено еще подождать и поработать. Эти три закона были отклонены.
Я хочу сразу сказать: мы передали поселениям не самые дешевые полномочия. Отдали, к примеру, им обеспечение малоимущих граждан жильем, дорожную деятельность, обеспечение жителей дровами, утилизацию твердых отходов, ритуальные услуги и содержание мест захоронения. Что касается, например, последнего, то, если раньше можно было обойтись просто уборкой,  сегодня к этим полномочиям предъявляются серьезные требования по содержанию кладбищ - должна быть планировка, ограждение, соблюдение чистоты… У части поселений, может быть, на это и есть средства, но у большинства, где живут одни пенсионеры и НДФЛ поступает только от главы и аппарата поселения, просто нет денег. Или взять вопрос по утилизации твердых бытовых отходов - сегодня для этого создан даже региональный оператор, поэтому обойтись местным бюджетом невозможно.
Сейчас у нас на рассмотрении находятся еще два законопроекта. Первый поступил от Некрасовского сельского поселения - о необходимости исключения из закона полномочий в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения. Второй - из Мичуринского  о том, что сегодня у поселений нет возможности обеспечивать малоимущих граждан жильем, у них в бюджете на это нет денег. Сама структура любого строительства «завязана» на районы. На недавнем «Правительственном часе» в думе, когда обсуждали проблему ветхого и аварийного жилья в крае, депутаты также подняли вопрос о том, что поселения не могут ее решить самостоятельно - у них ничего не строится, нет специалистов для оценки состояния домов и просто отсутствуют деньги. Им это неподъемно и непосильно! Поэтому поселения должны просто принимать заявления от нуждающихся граждан и передавать их в район, чтобы уже там решали вопрос. Были и устные заявления от краевого министерства ЖКХ о том, что эти полномочия нужно отдавать в район.
Или даже взять вопрос обеспечения населения дровами. В целом он у нас в крае решен: лесники заключают с жителями договоры на право рубить деревья на корню для отопления, выдают так называемый порубочный талон. Человек приезжает на место, где стоят «его» деревья, которые можно рубить. Но кто живет в селе? Пожилые граждане, у которых нет ни пилы, ни машины. И они вынуждены нанимать людей для рубки и привоза дров. А поскольку у них денег нет, расплачиваться приходится теми же дровами. Ситуация неправильная. Поэтому нужно передать эти полномочия району, чтобы тот организовывал райтопы, как это было когда-то. Райтопы должны работать с населением в соответствии с договорами на количество дров. Другого способа заготовки дров у большинства селян в поселениях, где живут сто-двести пенсионеров, практически нет. 
Одним словом, надо смотреть конкретно, могут ли поселения выполнять те или иные полномочия. Поэтому необходимо провести ревизию переданных полномочий и определиться по полномочиям для сельских поселений. Мы будем рассматривать данный законопроект в декабре. Думаю, что депутаты примут решение о передаче некоторых полномочий от сельских поселений в их районы.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».