Жизнь - важнейший из полётов, и нужно верный выбрать путь

15.08.2014 | От первого лица | 5м. 57 c. | 258
Жизнь - важнейший из полётов, и нужно верный выбрать путь
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина все восемь десятков лет - на службе Отечеству

Завтра - в канун Дня Воздушного флота России - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина празднует свое 80-летие. Если быть более точными, то сама дата приходится на 18 июля 1934 года, когда состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент главного механического корпуса будущего авиационного завода № 126.

Наш собеседник - губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт - знает юбиляра, как говорится, «в лицо».

- Вячеслав Иванович, губернаторский пост обязывает быть максимально объективным. Но если заходит речь о Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, вам, похоже, трудно сохранять «нейтралитет»…

- В определенном смысле - именно так. По сути, это предприятие «выстроило» и мой характер, и вообще жизнь. На авиационный завод я пришел сборщиком-клепальщиком после армии. Помню свое первое впечатление: зашел в цех и ахнул - такая открылась мощь, такие масштабы! Мне посчастливилось пройти путь от рабочего до главного инженера, технического директора крупнейшего авиационного производства.

Могу признаться, что всегда считал и считаю себя причастным у этому великому делу: и когда только осваивался в заводском цеху, и много позже, когда работал депутатом Государственной Думы Российской Федерации, и когда стал губернатором Хабаровского края.

Я много ездил и езжу по стране, встречаюсь со специалистами-инженерами, руководителями крупнейших производств, депутатами различных уровней, коллегами-губернаторами. И если речь заходит о Комсомольске-на-Амуре, у моих собеседников сразу возникает ассоциация с авиационным заводом: во многом благодаря его продукции по-настоящему мирового уровня в стране знают далекий дальневосточный город. Этим невозможно не гордиться.

Роль этого уникального предприятия для Хабаровского края - да и всей страны! - трудно переоценить. Можно сказать, что все восемь десятков лет завод - на службе Отечеству. В Комсомольске-на-Амуре создавалась школа российского самолетостроения, которой доверяли осваивать и серийно выпускать самолеты выдающихся конструкторов нашего времени: А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, М.И. Гуревича, П.О. Сухого, Г.М. Бериева.

И в мирное послевоенное время завод жил в условиях особого напряжения и ответственности. Именно наши авиастроители в числе первых в стране освоили выпуск реактивной техники, именно Комсомольску-на-Амуре было доверено производство самых известных самолетов мира - МИГ-15 и МИГ-15 БИС. Они стали большим сюрпризом для знаменитых американских реактивных самолетов F-86 Seiber, которые тогда считались непревзойденными. Но так было до тех пор, пока в небе не появились наши МИГи.

А как мы строили ракеты для атомных подводных лодок, открывая, по сути, эру крылатых ракет для атомного флота! Немало заводчан получили за это почетные медали ВМФ «300 лет Российскому флоту». Удостоен этой чести и я. А самое главное - наша страна получила уверенность в своих силах.

Когда в КБ Сухого проектировали фронтовой истребитель СУ-27, то подбирали такой завод-изготовитель, где бы разработчики вместе со специалистами могли, что называется, «довести до ума» перспективную машину. Тогдашний министр авиационной промышленности П.В. Дементьев убедил всех, что такая задача по силам только комсомольским авиастроителям. Несмотря на то, что даже взлетной полосы для такого самолета на тот момент у нас не было. Принципиально на принятие такого решения повлияло другое: именно комсомольчане умеют работать самостоятельно и ответственно. Здесь высококлассные профессионалы, будь это фрезеровщик, сборщик-клепальщик или сварщик. И труд каждого ценен, потому что от его качества зависит жизнь машины.
- Завод всегда сполна разделял судьбу страны. Но она никогда не была простой…

- Безусловно. Реформы постсоветского периода очень тяжело отразились на работе всех отраслей народного хозяйства. Сложнейший период был тогда в жизни! Предприятие остро нуждалось в заказах, а у новой России катастрофически не хватало средств. К середине 90-х годов завод практически остановился…

Некоторые предлагали акционирование завода, не учитывая при этом интересов ни предприятия, ни города, ни, по большому счету, страны. О чем можно говорить, если в те годы было ликвидировано Министерство авиационной промышленности! У нас дошло до того, что сверхиндустриальный завод вынужден был выпускать кастрюли! Всеми силами противостояли убийственным для предприятия решениям, отстаивали его. Авиастроителям со стажем, думаю, памятен случай, когда возмущенные заводчане перевернули автобус с федеральными чиновниками, прибывшими на предприятие решать его судьбу.

Чтобы сохранить производство, специалистов, нам приходилось принимать нестандартные решения, искать союзников на федеральном уровне, предлагать продукцию соседствующим странам. Так, в 1992 году у нас появился контракт с КНР на экспортный СУ-27 СК.

Заводчане в короткие сроки исполнили контракт, а летчики авиационного истребительного полка, вопреки всем трудностям и наперекор конверсии, перегнали партию самолетов в Китай.

Мы тогда поняли, в чем наша сила: надо работать на перспективу, опережать время, чтобы производственная база могла соответствовать завтрашнему дню. Так мы начали коренную реконструкцию завода, приступили к созданию инженерно-технического центра. Одновременно искали поддержку у первых лиц государства.

Не буду долго рассказывать, как сложно мы доказывали свою правоту, - важен результат. В 1999 году состоялся визит на завод Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. Затем, возглавив страну, Владимир Владимирович отменил указ об акционировании предприятия в том первоначальном грабительском варианте. С 1 декабря 2002 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество, и все 100 процентов акций принадлежали государственным структурам. Забегая вперед, скажу, что даже с учетом отчислений в федеральный бюджет отчислений в краевую казну меньше не стало.

Начался новый, очень важный этап в жизни завода. Теперь предстояло поднять его на ноги. Нужны были прорывные проекты. На бумаге они существовали: региональный пассажирский лайнер RRJ, ставший впоследствии «Суперджетом-100», и перспективный боевой авиационный комплекс 5-го поколения. А между ними переходная модель поколения «4++» - СУ 35С.

Пришлось немало походить по коридорам власти, чтобы «Суперджет-100» появился именно на нашем авиазаводе. Это первый за 20 лет гражданский самолет нашей страны, который удовлетворяет международным правилам. Лично я воспринимаю его как символ новой России. И в этом вопросе нас тоже поддержал президент страны В.В. Путин.

И не только в этом. В 2009 году, во время визита Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре, был подписан протокол о начале строительства самолетов СУ-27 СМ, СУ-30 М2, Су-35 С. Если можно так выразиться, предприятие уверенно «встало на крыло».

В феврале этого года завод передавал самолеты СУ-35C Министерству обороны страны, их лично принимал министр С.К. Шойгу. Истребительный полк авиационной дивизии ВВС и ПВО России получил первые 12 серийных многофункциональных истребителей. Всего по контракту с Минобороны будет построено 48 таких машин. За бесстрастными цифрами - огромная работа многотысячного коллектива авиастроителей.

Трудно переоценить значимость этого события не только для КнААЗа, но и для Хабаровского края в целом, для всего отечественного авиастроения. Безусловно, такая машина повысит боевой потенциал ВВС России, укрепит лидирующие позиции нашей страны в производстве боевых авиационных комплексов. Сложно передать словами то чувство гордости, которое я испытал в тот момент, - за людей, живущих и работающих в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровском крае.

Конечно, и наши западные партнеры предлагают новые разработки. Но, думается, в этой конкурентной среде мы занимаем очень достойные позиции. А высокий профессиональный уровень комсомольских авиастроителей обеспечивает реализацию самых передовых идей конструкторов.
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод достойно представляет нашу страну на международном рынке, успешно конкурирует с лучшими образцами авиационной техники мировых производителей. Это безусловный лидер инновационной политики не только в Хабаровском крае, но и в российском авиапроме.

- Получается, нынешний юбилей завода - это хороший повод не только оценить его достижения, но увидеть перспективы, точки роста?

- Безусловно! Конечно, мы прекрасно понимаем, что у авиастроителей есть и свои проблемы - как у всякого нормального производственного предприятия: их просто не может не быть. Но всё это решаемо - и решается. Особенно с учетом уникальности самого завода. И, главное, - для дальнейшего развития есть все предпосылки. На предприятии возводятся новые цеха, создаются участки, организуются современные производства. Выстраивается образовательная вертикаль, когда будущих авиастроителей начинают готовить практически со школьной скамьи. Сегодня завод, среднее специальное учебное заведение, вуз работают в одной связке.

Важно и то, что самолетостроители сохранили социальную инфраструктуру: культурные, спортивные, оздоровительные объекты. Есть пакет разнообразных льгот. Впервые в крае именно на КнААЗе мы совместно с руководством предприятия начали осуществлять жилищное строительство на условиях корпоративной ипотеки.

Фактически Комсомольский-на-Амуре авиационный завод дал старт современным процессам, формирующим новую эффективную экономику края. У нас еще всё впереди. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, чистого неба над головой, новых побед во славу Отечества.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

11.05.2024 15:12
Дальневосточники, вы в игре

11.05.2024 09:11
Успейте на «Амурфест» в Хабаровске

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента



29.08.2023 10:29
ДВГМУ: Нехватку терапевтов и педиатров восполним к 2030  году
«Как это нет записи к врачу? Ах, у вас уже полгода даже специалиста такого нет. Но почему? И когда он появится, неизвестно?» - подобные ситуации в поликлиниках всё ещё встречаются.

26.05.2023 10:00
Сергей Кравчук: «Хабаровск - город, где хочется жить!»
Хабаровск встречает свою очередную красивую дату - 165-летие. По словам мэра Сергея Кравчука, год, предшествующий этому юбилею, был годом испытаний для экономики не только краевой столицы, но и всей страны.