Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края: Государственная поддержка вытолкнет судостроение из кризиса

01.12.2011 | От первого лица | 5м. 17 c. | 429
Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края: Государственная поддержка вытолкнет судостроение из кризиса
Губернатор Вячеслав Шпорт и президент Дмитрий Медведев обсудили проблемы Хабаровского края

Президент Д.А. Медведев подписал закон № 305 - СФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства». Пресса сразу окрестила его революционным. Станет ли документ лоцией, которая выведет судостроительную отрасль из кризиса?

Ситуацию комментирует губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

- Пресса назвала закон точно. Он действительно революционный. В чем его сила? Прежде всего, в том, что отрасль получила колоссальную поддержку государства в виде налоговых и таможенных послаблений. Их цель - повысить конкурентность российского судостроения на внешнем и внутреннем рынках, открыть дорогу выгодным заказам.

Только представьте: на целое десятилетие предприятия освобождаются от многих налогов, включая на землю и на имущество, выплат в различные страховые фонды. Беспошлинно будет ввозиться новейшее оборудование. Больше того - и реализовать новые заказы судостроители смогут без налога на добавленную стоимость.

Закон буквально разрывает целый комплекс многолетних оков, которые не давали судостроению развиваться. О выпуске конкурентных по цене и качеству кораблей в прежних условиях нечего было даже мечтать.

Мне представляется крайне важным комплексный подход к документу. Почти одновременно с его принятием внесено серьезное положение в закон «О Банке развития».

Оно четко определяет, что Банк развития «осуществляет гарантийную поддержку судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно- производственной особой экономической зоны». Это открывает реальные возможности для финансового оздоровления отрасли, пополнения оборотных средств предприятий.

Ведь от чего судостроение буквально «шло ко дну»? От высоких ставок таможенных пошлин на ввозимое оборудование. От налогов, неподъемных коротких банковских кредитов. Высокой доли средств, необходимых для начала строительства судов, других проблем. Заказчики только посмотрят в нашу сторону, посчитают деньги и уходят с российских верфей за границу: там дешевле.

- Вячеслав Иванович, чувствуется - вам этот закон особенно дорог. Ведь вы - один из его разработчиков. Держу в руках ваше интервью 2007 года. В то время вы, будучи депутатом Государственной думы, работали заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям российского парламента.
«В прошлом созыве (1999- 2003 гг. - Ред.), - пишете вы, - комитетом был подготовлен законопрект о поддержке судостроительной промышленности. Он прошел первое чтение, а во втором «застрял». Есть замечания со стороны правительства. По мнению разработчиков, и объективные, и мелочные. Чтобы найти компромисс, была создана рабочая группа из депутатов, представителей правительства, администрации президента, заинтересованных ведомств. Мне поручено возглавить ее работу».

Если закон революционный для нашего времени, то для тех лет и подавно. Не это ли обстоятельство « помогло» ему «застрять» во втором чтении на столько лет? Что придавало вам уверенности в необходимости радикальных мер?
- О положении дел в судостроении я знаю не из газет. На своем Комсомольском-на-Амуре 58-м избирательном округе хорошо знаком с каждым предприятием, часто встречался с людьми. Да и сам много лет работал на оборонном предприятии. И Комсомольский, и Николаевский заводы находились в тяжелейшем положении. Ни заказов, ни зарплаты, ни перспективы.

Судостроители просто заряжали меня энергией неприятия создавшейся ситуации. Нужно было менять ее в корне. Конечно, я понимал: задачу можно решить только на законодательном уровне. Ведь как можно было равнодушно смотреть на то, что льготы и преференции выдавались различным фондам на импорт сигарет и спиртного, а промышленность оставалась без поддержки государства.

Отсюда энергичность и решительность действий. Мы заложили в законопроект именно те решения, которые могли спасти отрасль. В принятом сегодня законе нахожу подтверждение верности своих действий. Глубоко удовлетворен тем, что смог внести свою лепту в решение важнейшей для страны проблемы. Ведь что произошло по сути? Ни много ни мало: судостроению дан реальный шанс подняться с колен.

Эксперты подсчитали: льготы судостроителям обойдутся бюджету в миллиард рублей. Зато через несколько лет отрасль выйдет на прибыль и начнет отчислять несопоставимо больше. Вот это по-государственному!

- Что сегодня представляет судостроительная отрасль края? Какие у нее перспективы?

- Из четырех зон судостроения, созданных Объединенной судостроительной корпорацией на Дальнем Востоке, две расположены в нашем крае.

В Комсомольске на базе Амурского судостроительного завода создана зона «Амур», ориентированная на выпуск подводных и надводных кораблей военного назначения, а также на выпуск гражданских судов. Выбор корпорации не случаен.
В 1935 году со стапелей завода сошла первая дизельная подводная лодка для Тихоокеанского флота Л-11.
За многие годы Военно-морской флот пополнили десятки дизель-электрических и атомных субмарин различных проектов, надводных боевых кораблей и судов обеспечения флота.

Среди гражданских заказов завода - ледокольно-транспортное судно, плавучие доки, нефтедобывающая платформа.
Несмотря на кризис, на предприятии ежегодно закладываются новые суда. Конечно, о полной загрузке завода говорить не приходится, но он живет, заказы выполняются.

По моему убеждению, крутой поворот в судьбе АСЗ произошел после визита в Комсомольск-на- Амуре премьер-министра В.В. Путина в мае 2009 года. Тогда было принято решение - государство выкупает у частных владельцев контрольный пакет акций предприятия.

Путин - человек обязательный. За словом у него всегда следует действие. С помощью Владимира Владимировича завод включили в государственную программу модернизации судостроительной отрасли.

Закон о поддержке судостроения, подписанный президентом Д.А. Медведевым, подтвердил ставшую непреложной истину - государство относит судостроение к стратегически важным отраслям экономики России.

На базе хабаровского завода создана судостроительная зона «Хабаровск». Предприятие выпускает суда малого тоннажа для Министерства обороны, «Роснефти», пограничной службы.

28 октября здесь состоялось знаковое событие - закладка быстроходного пассажирского судна, которое способно перево­зить до ста пассажиров. Подобные лайнеры заменят на амурских просторах устаревшие пассажирские суда.

У речных скороходов есть еще одно неоспоримое преимущество - низкая посадка. Поэтому они могут работать не только на Амуре, но и заходить в его притоки, которые из-за низкой воды были недоступны речному транспорту. Первое судно будет сдано к навигации 2013 года.

Оно свяжет пассажирским маршрутом поселки, расположенные по берегам ранее не доступной речникам реки Хор, притока Уссури.

Но и это еще не все подробности о новом пассажирском судне. На нем мы опробовали лизинговую систему финансирования.
Заказчиком выступило правительство края в лице КГУП «Хабаровскводтранс». Финансирует заказ ОСК. А после получения судна краевые речники в течение семи лет производят лизинговые платежи в пользу акционерного общества «Гознак - Лизинг».

За рубежом подобная система работает уже много лет. Однако в России она приживается плохо. Вместе с ОСК правительство края нашло надежную лизинговую компанию. Надеемся, что новая схема финансирования поможет нам оснастить амурские пассажирские линии современными судами. Мы намерены заказать несколько современных речных скороходов.

- Вячеслав Иванович, речные суда в современной России, как утверждает статистика, с 2001 года не выпускались. Выходит, Хабаровский край лидирует?

- Известно, что быть в лидерах почетно. Но и ответственно. Я предлагаю посмотреть на географическую карту России. Соседние Якутию и Красноярский край, к примеру, пересекают великие, под стать Амуру, реки.

Выполнит Хабаровский судостроительный заказ в срок и с хорошим качеством -  у нас будут покупатели, проживающие по берегам тех водных магистралей. И пойдут по ним суда, сделанные руками хабаровских корабелов. Такая перспектива согревает душу. Не правда ли?

Помню, журналисты поинтересовались у хабаровских корабелов: сколько на предприятии точек для закладки судов? Оказалось - 15. А работы развернуты только на семи.

Так что перспектива ясна - добиваться как можно большей загрузки наших заводов. Закон о поддержке судостроения открывает перед нами такую возможность. Корабелы, правительство Хабаровского края намерены воспользоваться ею сполна.

Автор: Интервью подготовил А. Кикоть.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная



29.08.2023 10:29
ДВГМУ: Нехватку терапевтов и педиатров восполним к 2030  году
«Как это нет записи к врачу? Ах, у вас уже полгода даже специалиста такого нет. Но почему? И когда он появится, неизвестно?» - подобные ситуации в поликлиниках всё ещё встречаются.

26.05.2023 10:00
Сергей Кравчук: «Хабаровск - город, где хочется жить!»
Хабаровск встречает свою очередную красивую дату - 165-летие. По словам мэра Сергея Кравчука, год, предшествующий этому юбилею, был годом испытаний для экономики не только краевой столицы, но и всей страны.