На что похож звук «З»

18.08.2012 | Образование | 4м. 31 c. | 622
На что похож звук «З»

Чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему дастся чтение и письмо, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет обучение письму и приводит к появлению в нем специфических ошибок, которые устранить затруднительно. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения в школе.
Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения звуков.

2.  Умение различать звуки речи на слух.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

4. Состояние словарного запаса.

5. Сформированность грамматических систем.

6. Владение связной речью.

На логопедические пункты в школах часто направляются дети, которые не могут научиться письму и чтению в течение двух-трех лет обучения в школе. Это называется дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют  друг другу.

Анализ  ошибок письма дисграфиков показал, что эти ошибки происходят главным образом за счет того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух, вследствие  чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот  ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по  буквам, и когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто, и произносится совсем не то слово, которое написано в книге.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при  неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква ( Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова МИШКА и МИСКА (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.

Как дома проверить своего малыша? Подберите картинки для  проверки дифференциации звуков: С-Т  САНКИ-ТАНКИ; Ч -ЩЧЕЛКА-ЩЕЛКА;  С-Ц  СВЕТ-ЦВЕТ; Р-Л  РОЖКИ-ЛОЖКИ; Р-Й  КОРКА-КОЙКА; ЛЬ-Й  ЛЯМКА-ЯМКА; П-Б ПОЧКА-БОЧКА; К-Г КОРКА-ГОРКА; С-З САЙКА-ЗАЙКА; Т-Д ТОЧКА-ДОЧКА, Ф-В ФАНЯ-ВАНЯ;  Ш-Ж САША-САЖА.

Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом в именительном падеже (то есть без изменения слова, слово как есть). Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. Картинки называются в разной последовательности. Для правильной оценки результатов проверки нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка в процессе показывания картинок. При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков он будет показывать картинки спокойно и уверенно, даже если одна из них называется несколько раз подряд. При неразличении же или неустойчивом различении  звуков ребенок будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или показывать картинки наугад.

При нормальном ходе речевого развития различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух , является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем - и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков обязательно должны быть преодолены до начала обучения ребенка грамоте.

Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При  этом различение в звучании несколько утрируется, специально подчеркивается, чтобы для ребенка оно стало более заметным.

Некоторые используемые в  логопедической практике способы. При неразличении на слух звуков З и Ж, скажите ребенку, что звук Ж похож на жужжание жука ( Ж-Ж-Ж), а звук З на писк комара ( З-З-З), и несколько раз подряд изобразите оба эти звучания. Обратите внимание ребенка на различное положение губ при этих звуках (при З - «улыбка», при Ж - «рупор»). Дайте ребенку возможность еще раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно то другое звучание и каждый задаете ребенку один и тот же вопрос : «Жук или комар?» После того, как будет достигнуто  различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком З,а жужжание жука - со звуком Ж, сразу познакомив ребенка с соответствующими буквами. При дифференциации звуков С и Ц обратите внимание ребенка на то, что С можно долго  «тянуть » ( С-С-С-С-С), тогда как Ц звучит кратко. При работе над различением пар звонких и глухих согласных (П-Б, Т-Д) очень важно привлечь внимание ребенка к тому, что все звонкие согласные произносятся с голосом, тогда как глухие - без голоса, шепотом.

После устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании оба звука сразу связываются с соотвествующими буквами. Далее нужно поупражнять ребенка в различении этих же самых звуков в словах, для его могут быть предложены следующие задания:

1. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук Ж: жук, зуб, лужа, луза, лампа, лыжи.

2. Услышав в слове звук З или Ж, покажи нужную букву: жир, зубы, крот, поле, кожа, зонт.

3. Вспомни и назови несколько слов сначала со звуком З, а затем со звуком Ж.

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Задания:

1.Выделение звука на фоне слова. Например: «Есть ли звук Р в слове РОЗА?»

2.Определение места звука в слове ( в начале, середине, конце).

3.Выделение звука из начала и конца слова.  Например: «Какой первый звук в слове УТКА? Какой последний звук в слове ЗИМА?»

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребенку реализовать свои возможности. Пусть ваш первоклассник переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости. Если речевое развитие ребенка вызывает у вас сомнение, то  обратитесь за консультацией к логопеду.

Н. Круглова, учитель-логопед МБДОУ № 209. Фото solnet.ee.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

15.05.2024 13:09
Про гарантии присяжных заседателей

15.05.2024 12:05
Киосинкуй стал доступнее для школьников 

15.05.2024 12:00
Новая система для молочой продукции заработала в Хабаровском крае

15.05.2024 11:32
Лучшие боксеры приехали в Хабаровск

15.05.2024 11:06
Потому что мы — семья: «Ростелеком» запускает душевный социальный кинопроект

15.05.2024 08:14
Научат строить корабли и самолёты

15.05.2024 08:10
«Я б в айтишники пошёл!»

15.05.2024 08:01
Тигра поймали и увезли

15.05.2024 08:00
Навигация открыта в Комсомольске-на-Амуре

14.05.2024 18:26
Жители Хабаровского краяв упрощенном порядке чаще всего оформляют жилые дома и земельные участки

14.05.2024 14:25
В Вяземском отметят 90-летие: весело и познавательно

14.05.2024 14:24
Получить новую профессию в Хабарвоском крае и сразу трудоустроиться



13.02.2024 00:38
В «Сириусе» углублённо изучают математику и физику
В Хабаровске на базе регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус-27» начал работу краевой физико-математический класс.

27.12.2023 09:49
Восьмиклассники хабаровской школы № 43 готовятся в медработники
Первый в Хабаровске предпрофильный медицинский класс в этом году открылся в школе № 43. В экспериментальном 8-м классе (трое юношей и пятнадцать девушек) ученики углублённо изучают биологию и химию, посещают лекции и практические занятия педагогов из медколледжа, бывают на тематических экскурсиях и всерьёз подумывают связать судьбу с медициной.

- Чем раньше школьники поймут, что им нужно, тем вернее выберут путь, которым предстоит идти всю жизнь, - считает классная руководитель экспериментального класса, учитель биологии Елена Абрамова.