Инженера должен готовить инженер

17.07.2013 | Обратите внимание | 4м. 28 c. | 231

Своими впечатлениями от Первого Дальневосточного конгресса инженеров, проходившего в первых числах июля в Комсомольске-на-Амуре, с читателями «Тихоокеанской звезды» поделился депутат Законодательной думы Хабаровского края, ректор Тихоокеанского государственного университета Сергей Иванченко:

- Необходимость развития отраслей промышленности, не связанных с добычей нефти и газа, назрела в нашей стране уже давно. Как бы мы того ни хотели, но природные ресурсы имеют свойство заканчиваться. И это значит, что делать упор на инновационное развитие только этих отраслей неразумно.

Сегодня перед страной стоит задача - уйти от нефтегазовой  иглы, включить другие механизмы, которые позволят развивать другие отрасли. Чтобы мы могли не  только ресурсами торговать, но и заниматься их переработкой, создавая добавленную стоимость.
Понятно, что без квалифицированных инженерных кадров эта задача невыполнима.  

Этот инженерный конгресс, который состоялся по инициативе  Вячеслава Шпорта и при содействии правительства Хабаровского края, дал возможность понять, что нам, во-первых, специалистов, с помощью которых возможно развивать инновационные технологии, в промышленном секторе не хватает. Во-вторых, готовить их мы должны сами, потому что за нас это никто не сделает.

Радует, что наконец пришло понимание: подготовка инженера - задача не только вузов. Психология будущего технаря закладываться должна с детского сада,  как, например, это происходит в Японии, где есть музеи техники и инновации для детей, где  на специальных моделях показывается, как работают элементарные законы физики, что такое химия и так далее.

Большой провал в этом смысле сегодня у нас в общеобразовательных школах. Например, катастрофически не хватает учителей физики. Но наш педагогический университет таких преподавателей выпускает уже несколько лет недостаточно. Парадокс, согласитесь.
Впрочем, процесс подготовки инженерных кадров - это задача не только образования. Большое значение здесь имеет участие бизнеса. Потому что вузы должны прежде всего понимать, каких специалистов хочет сегодня получать работодатель. Сегодня двухуровневая система образования - бакалавриат и магистратура - выстроена таким образом, что позволяет решать любую задачу.  Здесь все зависит от заказа. Если его нет, то мы работаем по федеральному государственному образовательному стандарту. То есть, по сути, мы выпускаем человека с ученой степенью. Сделать из него квалифицированного инженера - задача предприятия.

Есть  предприятия, где это понимают. Например, Комсомольский авиастроительный завод, где налажена схема взаимодействия с вузами, школами. Есть отдельные программы, по которым они работают со студентами, создают свои классы в школах. Есть в комсомольских школах также классы для нефтеперерабатывающей отрасли, для судостроительного завода. Эти предприятия занимаются профориентацией, таким образом постепенно готовят себе кадры.

Помимо этого создается социальная инфраструктура, развивается программа по строительству жилья для заводчан.

Здесь не хватает еще одного элемента, о котором я говорил на конгрессе. В Китае, например, действует такая модель:  предприятия вместе с вузами создают бизнес-инкубаторы или технопарки, где студенты имеют возможность работать, начиная с первого курса. Из них же в дальнейшем формируется кадровый состав.

Нам тоже давно пора осознать, что сегодня уже в общежитие никто не пойдет жить, сегодня другие студенты, они видят мир, развиваются, они мобильны. Они хотят работать и получать за это достойную зарплату.  

К сожалению, в большинстве своем бизнес не готов это понимать, не готов вкладывать деньги в подготовку кадров. Все хотят получить готового специалиста и желательно за очень небольшие деньги.

На мой взгляд, одним из вариантов может стать новая уникальная программа, участником которой стал и наш университет.  

Подписано трехстороннее соглашение между Роскосмосом, Министерством образования и науки Российской Федерации и вузами, которые будут готовить  кадры целенаправленно для космической отрасли. На Дальнем Востоке в эту программу вошли пять вузов: Дальневосточный федеральный университет, Тихоокеанский государственный университет, университет путей сообщения, Комсомольский-на-Амуре  государственный технический университет и Амурский государственный университет.  

Наш университет будет заниматься подготовкой специалистов в области радиоэлектроники, геодезии, обработки космических снимков, зондирования земли, использования космоса. У нас есть космическая лаборатория, открыт центр космических услуг, который ведет исследования и выполняет заказы предприятий по анализу данных спутников в сфере лесных насаждений, экологии. То есть по этой программе специалистов мы будем готовить под конкретного работодателя. Думаю, подобная система должна существовать и в других отраслях. Мы должны четко понимать, сколько и каких специалистов требуется сегодня работодателю.

Есть мнение, что инженерные кадры сегодня в дефиците. Но с полной уверенностью могу сказать, что  все цифры по этому поводу -  от лукавого. Никто таким анализом не занимается.

К примеру, строительный бизнес заявляет, что  у них нехватка составляет около 200 человек. Но вузы края  выпускают для этой отрасли более 500 человек в год. Получается, что выпускники либо не идут работать по специальности, либо уезжают в другие регионы?
Хотя мы тоже, конечно, проводим мониторинг рынка, на основании этих данных создаем новые базы, открываем новые факультеты. Например, сегодня есть большая потребность в специалистах в области химических технологий. В том числе в области высоких технологий, например, в Хабаровском онкологическом медицинском центре появилось радиохимическое оборудование, работать на котором должны люди со специальным  образованием.

То есть мы уже сегодня пытаемся держать курс на потребности рынка. Но о том, какой процент из наших выпускников трудоустраивается, мы можем делать вывод, основываясь на данные службы занятости населения. Кстати, там из наших бывших студентов числятся единицы и то временно, в основном в связи с поиском новой работы.

Хотя, если говорить прямо, инженеров мы действительно выпускаем сегодня  мало. Первую скрипку здесь играет, конечно, работодатель. Если, например, в нефтегазовой отрасли большие потребности в специалистах, то и недостатка на инженерные специальности для этой сферы у нас не стало.  

Причем недобора на инженерные специальности у нас не будет.

Получается, что и сами выпускники школ уже осознали потребности современного рынка. Большая заслуга здесь, конечно, родителей, которые следят за развитием экономики.  Такой взвешенный подход к выбору специальности внушает надежду.
Думаю, следующий конгресс должен проходить уже в несколько другой обстановке. Если сейчас мы определились, что необходимо для того, чтобы наполнить рынок достаточным количеством инженерных кадров, выделили основные задачи и направления, то следующим этапом должен стать конструктивный разговор с бизнесом о модели, в соответствии с которой будет вестись подготовка инженеров.

Подготовила
Оксана Омельчук.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



12.04.2024 00:00
На 1-й класс - более 5100 заявлений
В краевой столице продолжается приём заявлений в общеобразовательные учреждения. В этом году в Хабаровске сядут за парты более 8000 учеников. На данный момент школы приняли уже более 5100 заявлений.

22.03.2024 00:00
Кассовый чек можно проверить
Оперативно проверить кассовый чек покупателю поможет бесплатное мобильное приложение «Проверка кассового чека». Приложение можно скачать на свое мобильное устройство в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России.