Кто хочет стать миллионером, тот должен быть немного патриотом

02.07.2004 | АРХИВ | 5м. 53 c. | 249

В апреле репортаж «Тихоокеанской звезды» с хабаровской фабрики бытовой техники «ЕВГО» был посвящен спуску с конвейера миллионного изделия. Тогда же заводчане с гордостью показывали журналистам свой будущий цех по производству металлокорпусов. Гордость же объясняли тем, что новая мощность позволит предприятию отказаться от целого ряда дорогих импортных комплектующих. И вот в июне следующая хорошая новость с завода - с линии спущены первые корпуса для стиральных машин.

Честно говоря, трубить в большие трубы по поводу этого события, может быть, и надо, но не хочется. Ибо путь отечественных производителей бытовой техники от полного кризиса к полной зависимости от зарубежных «партнеров» и далее к самостоятельности длится уже более десяти лет. Отмечать каждый наш нынешний шажок к изобретению собственного электрочайника мешает воспоминание о былой славе первой в мире космической супердержавы.

Из современной

истории

электрочайника

Во-первых, сразу вспоминается дефолт 1998 года, когда рубль упал настолько, что мировые производители бытовой техники заскучали - менять свою продукцию на «дерево» им было невыгодно. Наши оживились - сейчас-то мы их и прижмем, от Калининграда до Находки будут только русские телевизоры. Ага, сейчас. Максимум, что мы смогли, - это собирать те же самые импортные модели из импортных комплектующих на территории РФ. А некоторые заводы по-простому начали ввозить чужие телевизоры и крепить на них свой лейбл. Работа - «в один болт». Государство и тому было радо - тут же установило пошлину на зарубежную технику заметно выше, чем на зарубежные запчасти. Логика была такая: вначале собирать научимся, потом разбирать, наконец, и свое создадим…

Геннадий Важничин, генеральный директор «Группы ЕВГО», сам вспомнил прошедшую недавно по ТВ дискуссию между чиновниками, производителями и журналистами. Там прозвучал давно созревший упрек: сколько еще государству ограничивать пошлинами доступ в страну импортных товаров в ущерб отечественному покупателю и во благо производителю (имелся в виду автопром, а не бытовая техника, но сути не меняет). Сколько вам, уважаемые производители, еще нужно лет, чтобы что-то начать делать самим, давать людям работу, приносить государству доходы? До сих пор ведь деньги с нашего внутреннего рынка идут за рубеж, богатые страны еще больше богатеют и смотрят на нас без особого уважения в экономике и политике…

- У меня, - говорит Важничин, - ответа на эти вопросы нет. Мы недовольны скоростью, с которой идем в эту сторону. Не хватает времени в сутках, не хватает ресурсов в банках, на которые мы опираемся. Что касается «космического» научно-технического потенциала, то о нем надо уже забыть и начинать готовить кадры с чистого листа. Ибо тот инженер, которым мы так гордились, 10 лет таскал баулы из Китая, зарабатывал частным извозом и все забыл…

Нас избаловал

технический прогресс

«Искусство» журналистики заключается еще и в том, что по одному и тому же поводу можно сделать два разных материала со знаками «плюс» и «минус». Вот, например, мы потоптались по отечественным производителям бытовой техники, а теперь вспомним.

Наша справка: «ЕВГО» была создана в Хабаровске в 1992 году как фирма, торгующая в розницу бытовой техникой. В 1998 году ею было открыто собственное производство бытовой техники, а точнее, сборка по лицензии зарубежных моделей. В 2000 году было решено производить продукцию уже под собственной торговой маркой «EVGO». В 2001 году был выпущен первый такой экземпляр, а в 2004 году - миллионное изделие. В этом же году компания заключила свой первый экспортный контракт с Казахстаном на сумму 1000000 долларов. И начало производить собственные комплектующие. Кроме того, продукция под маркой «EVGO» сегодня распространяется в 150 городах Российской Федерации

Ничего себе динамика! А результаты продаж! Мы ведь уже так привыкли, что ничего не можем, что сам факт - хабаровский завод в числе лидеров по производству бытовой техники в России - вызывает изумление, если не недоверие. Лично я, оперируя «плюсами» и «минусами», долго не мог понять: ну как «ЕВГО», ставя свою модель на одной витрине с «Самсунгом», «Бошем» и «Индезитом», умудряется не просто хоть что-то продавать, а продавать в 150 городах РФ?

Понял в конце концов. Модель-то, как минимум, не хуже. Ибо собрана на конвейере лучших европейских образцов, из тех же самых комплектующих, что и «боши». Во-вторых, государство своими пошлинами позволяет русской сборке гибче оперировать ценой. В-третьих, продавать и гарантировать ремонт-качество мы все-таки научились на своем рынке лучше иностранцев. Косвенно Геннадий Важничин это подтвердил:

- Когда мы первые два года собирали южнокорейскую технику, были даже раздражены тем, что партнеры полностью ограничивали нас в свободе принятия решений. Особенно это чувство выросло, когда поняли, что многие вещи могли бы делать лучше: дешевле продавать, предлагать больше сервисных услуг, расширять дилерскую сеть. Но марка чужая, и условия диктует хозяин. С нашей точки зрения, его жесткие ограничения не были ничем оправданы. Просто для нас Россия - своя страна, внутренний рынок, а для них - чужая, и рынок внешний. Нет у них интереса здесь снижать цены, что-то развивать. Вполне устраивает роль сырьевого придатка. У нас позиция противоположная, интересы другие. Нам нужно поднять собственное производство, чтобы продавать свою технику. Нужно поднимать благосостояние россиян, чтобы у них была возможность эту технику покупать. Патриотизм производителя и его экономические интересы тут слиты воедино.

Любопытная получилась ситуация: когда рубль более-менее стабилизировался, мировые лидеры вновь кинулись на российский рынок. Они «обнаружили» там несколько местных конкурентов, причем тех самых, кому в свое время продавали технологии и оборудование, кому до сих пор поставляют комплектующие. И еще опять увидели огромный, не удовлетворенный даже за все эти годы спрос потребителей. Плюс рост их благосостояния - то есть новый потенциальный уровень покупательской способности. В общем, огромная потребительская платежеспособная яма. Борьба за нее, однако, превратилась не в бойню, а в площадку испытаний технического прогресса.

- Наш покупатель очень избалован, - утверждает Геннадий Важничин. - Ни в одной стране мира сегодня нет такого выбора бытовой техники, как у нас. В зарубежных городах, как правило, нет сетей магазинов, специализирующихся на электронно-бытовой технике. В Хабаровске есть. У нас огромный неудовлетворенный спрос, поэтому на рынке присутствуют все мировые производители, причем все с новинками, которые часто даже обкатываются в России. Я был поражен, увидев, что за рубежом в магазинах стоят модели десятилетней давности…

Работать на таком рынке, как у нас, интересно, но сложно. Любая мелкая ошибка приводит к потере позиций. В каждом из 150 городов.

Политический вопрос

Когда решалась судьба контракта на миллион долларов (поставка техники «ЕВГО» из Хабаровска в Казахстан), по одному из государственных ведомств возникла закавыка (даже неважно какая), которая могла все дело тут же и похоронить. Тогда в дело лично вмешался министр минэкономразвития края Александр Левинталь. Проблему снял. А все почему? Дело-то политическое. Ситуация с этим контрактом переворачивает сознание. Вот были мы жертвами зарубежной агрессивной сбытовой политики. А теперь пришли с хабаровской техникой в Казахстан. Там уже на «ЕВГО» смотрят косо - давит местных производителей, выкачивает доллары из национальной экономики. У них - экономически ущемленная гордость, у нас - патриотический взрыв.

Вообще, куда по этой теме ни сунься, везде коммерция переплетается с патриотизмом. Где-то совпадает, где-то ему противоречит.

Вот, например, если встанет у «ЕВГО» вопрос: кого выбрать в качестве поставщика - хабаровский завод имени Павлика Морозова или малайзийский концерн?

- Не надо, - говорит Важничин, - подменять понятие патриотизма и заставлять людей покупать чугунные болванки. Нужно выводить на рынок изделие лучшее по цене и качеству с приставкой «сделано в России». При этом, если сегодня немецкие компании лидируют в производстве помп для стиральных машин - у нас в модели должны быть, безусловно, их детали. Если в России есть возможность купить силовые кабели - надо покупать русские. Картон - финский и т.д. Заводу глупо пытаться все производить самому. Мировую интеграцию и кооперацию мы проходили еще в советской школе по экономической географии. С тех пор ее никто не отменил. Другое дело, что как можно большую часть партнеров мы хотим найти внутри нашей страны.

- Это реально?

- Спрос определяет предложение. Когда нам требуется огромное количество деталей и узлов, отовсюду идут предложения. Сейчас, например, в стадии проверки надежности детали для двигателя стиральной машины челябинского завода. По многим параметрам они превосходят зарубежные аналоги, которыми мы уже пользуемся, - по производительности, по уровню шума. Пока мы продолжаем тестировать, если все подтвердится, будем безумно рады. Лишь замечу, что еще вчера такого предложения из Челябинска у нас не было. Пока они не модернизировали свое производство - не могли ничего предложить. И это еще один пример в копилку капиталистического патриотизма.

И все-таки чертовски хочется больших и громких труб.

- Наш следующий шаг, - говорит Геннадий Важничин, - вполне логичен: разработка собственных моделей. С учетом пройденного, его мы сделаем очень быстро, если государство будет продолжать свою нынешнюю экономическую политику.

Пройдет год. Сделает «ЕВГО» новый шаг - приедем на завод и погордимся вместе с ним. Потому как, честное слово, устали уже чувствовать себя хуже других.

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов