"Когда усталая подлодка на свой завод идет в ремонт"

28.10.2003 | АРХИВ | 2м. 39 c. | 227

На Амурском судостроительном заводе готовятся стапеля, чтобы в ближайшие дни поставить на ремонт подводную лодку, которая 16 лет назад была сделана на этом заводе и с этих стапелей ушла в большое плавание.

А лодка эта уже на заводе. «Приплыла» она в Комсомольск 20 октября, завершив таким образом уникальную полуторагодовую операцию «обратного хода» и открыв первую страницу загрузки этого завода новой работой - военного судоремонта.

Напомним, что на этом заводе уже более десяти лет стоит на приколе главный государственный заказ - всего лишь «чуть-чуть» недостроенные две субмарины. Которые нельзя ни продать, ни разобрать и которые государство почему-то упорно не хочет достраивать. Заводчане сделали вывод, что в ближайшие лет десять-пятнадцать Минобороны страны не будет здесь размещать никаких «новостроек». И приняли для себя концепцию искать и затягивать на завод абсолютно новое дело - судоремонт. Ведь хотя за последние два года объем выпуска продукции здесь увеличился в четыре раза, загрузка заводских мощностей все равно не дотягивает даже до половины. Идея вернуть на завод в ремонт те подводные лодки, что были здесь же построены, родилась в умах группы заводских специалистов.

Идея глобальная по масштабу. Подводные лодки стоят на Камчатке. Их следовало перегнать в Приморье, выгрузить топливо на заводе в Большом Камне, а затем пригнать в Комсомольск. Были сомневающиеся от флота и от науки в реальности этого проекта. Были большие споры. Ведь никто в мире подобным не занимался. Даже богатые американские военные ведомства не рисковали. Опасались и наши - не все можно предусмотреть, не все поддается расчету.

Расчетом проекта занималась санкт-петербургская проектная организация «Алмаз». Заводчане доказывали и защищали свой проект перед контролирующими органами. Они понимали, что ситуация безвыходная. Не сделать этого шага - значит подводные лодки будут порезаны и похоронены на Камчатке. Но если сделать - завод получит работу, а лодки еще послужат стране. Тем более, что их достаточное количество. И добились. В 2002 году был подписан государственный заказ на средний ремонт и модернизацию первой атомной подводной лодки третьего поколения, построенной на Амурском судостроительном заводе. Но не одной, а и последующего ремонта субмарин этой серии, построенных на этом заводе.

Как вели подлодку с Камчатки в Приморье, как разгружали ядерное топливо, как готовили к ремонту по всем экологическим параметрам безопасности, как буксировали ее опять же по морю, а затем по Амуру в Комсомольск - это почти песня смелости, отваге и мастерству всех участников проекта. Отдельное «спасибо» заводчане говорят сегодня работникам Амурского пароходства. Ибо все было впервые. Ибо за каждым действием следовало смотреть в оба и бдить.

Специально для экологов и для населения заводчане попросили довести информацию, что было сделано для безопасности проекта. На заводе в Большом Камне была выгружена активная зона, проведена отмывка систем первой очереди, сделаны замеры радиоактивного фона и подписаны документы, удостоверяющие, что его остаточный уровень соответствует нормам безопасности.

Казалось бы, напряжение полуторалетнего эксперимента должно быть позади. А оно еще на большем пределе. Лодка стоит на воде, а ее следует «пересадить» в цех. Проблема в том, что уровень воды в реке каждый день падает, и в запасе у заводчан буквально считанные дни. Сейчас под водой работают водолазы, рабочие готовят стапеля в три смены, без выходных. Все надеются, что успеют. Все очень хотят успеть поставить лодку на ремонт, поскольку это работа для многих.

А еще в сентябре завод подписал контракт на ремонт и модернизацию дизель-электрических подводных лодок, построенных на заводе. Это один из тех примеров успешной работы по загрузке предприятия, проведенной совместно с правительством края и его министерством промышленности. Большая работа ждет и другие предприятия, которые будут востребованы в качестве смежников или субподрядчиков. Ожидается создание около полутора тысяч рабочих мест.

Но на Амурском судостроительном заводе подчеркивают, что большинство подготовительных работ было выполнено в долг, а федеральный бюджет планирует на следующий год не очень большие деньги. Поэтому обоснованно звучит опасение за дальнейшую судьбу уникального проекта.

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов