Самолет не улетел - пассажиру деньги

15.01.2003 | АРХИВ | 5м. 4 c. | 207

Давно ушли в прошлое времена, когда спокойно сесть в самолет и улететь в нужном направлении было проблемой.

В билетных кассах - очередей ноль, в огромных терминалах аэропортов - тишь и благодать. В самолетах хоть по два места разом занимай - свободно. «Давайте к нам, с нами лучше...» - кричат на каждом углу расплодившиеся авиакомпании, обещая потенциальным клиентам различные блага. Однако зачастую эти самые обещания любви и преданности заканчиваются уже с момента обмена пассажиром своих кровных на билет.

Пожалуй, каждый из нас сталкивался с тем, что причина задержки рейса так и оставалась большой загадкой. Например, сразу после Нового года в метель пассажирам рейса № 203 Хабаровск - Зональное в Хабаровском аэропорту объявили, что, несмотря на непогоду, самолет полетит. Зарегистрировали, отвели в самолет, который даже перед этим не прогрели, продержали там полтора часа, а потом выдворили назад в аэровокзал с пояснением, что рейс отменяется в связи с метеоусловиями аэропорта назначения. Для людей такая информация прозвучала как оскорбление. Многие и во время посадки, и после отмены рейса звонили в Зональное - погода там стояла отличная. А встречающим рейс 203 в этом небольшом сахалинском аэропорту объявили, что самолет не прибудет по метеоусловиям Хабаровска. Такая ситуация лишь одна из тысяч. Летом один из рейсов на Сахалин отложили на сутки, потому что буквально перед вылетом сломался бортовой самописец.

Наученные горьким советским опытом многие пассажиры покорно ждут своей участи по нескольку суток, а по прибытии, наконец, на место следования готовы чуть ли не благодарить авиаторов, что полет все-таки состоялся. И мало кто знает, что существуют законы, согласно которым за время, бесполезно проведенное в аэропорту, пассажир вправе получить заботу и любовь со стороны служащих порта, да еще и кругленькую сумму в виде компенсации за каждый час необоснованной задержки.

Как поступать пассажиру, почувствовавшему ущемление прав, мы попросили рассказать главного специалиста Дальневосточного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Ирину Бурцеву.

По словам Ирины Николаевны, в «Воздушном кодексе РФ» есть несколько статей, в которых разъясняется, какую ответственность несет перевозчик за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, а также за вред здоровью пассажира, причиненный во время полета или посадки и высадки из самолета.

Есть ряд обстоятельств, по которым вылет воздушного судна не может быть осуществлен. Они называются «непреодолимыми» и четко означены в законе. Это в первую очередь погодные условия, технические неполадки, выявленные непосредственно перед взлетом. Со стихией, как правило, пассажиры мирятся легко, сутками сидят в портах и ругают только мать-природу. Что же касается технических причин задержки рейса... хоть и записано в законе «причина веская и компенсации не подлежит», пассажира на самом деле такие причины мало волнуют. Раз ему продали билет, должны были ко времени и самолет исправный подать на полосу.

Первым делом необходимо обратиться к представителю службы перевозчика и написать заявление с просьбой компенсировать вынужденную задержку рейса в размере 25% от минимальной заработной платы за каждый час задержки. Сегодня это примерно по 25 рублей в час. За сутки в среднем получается около 600 рублей. Сумма невелика, и, как правило, авиакомпании предпочитают ее оплатить. Но если вам все-таки отказали, потребуйте оформить отказ в письменной форме и смело идите с ним в суд, где уже вашу претензию будут рассматривать, руководствуясь не «Воздушным кодексом РФ», а в соответствии с «Законом о защите прав потребителя», где за каждый час просрочки оказания заранее оплаченной гражданином услуги предусмотрены штрафные санкции в размере 3% от стоимости билета. То есть если ваш билет стоит 10 тысяч рублей и вы просидели в аэропорту три часа, то получите 900 рублей. Разница есть.

Даже если самолет задерживается по метеоусловиям, а у пассажира есть в этом определенные сомнения, то он тоже вправе обратиться в суд. Будет проведено тщательное расследование и, возможно, выяснится, что по халатности специалистов диспетчерской службы информация из метеослужбы была сообщена пилотам невовремя, поэтому пассажиров вначале посадили в самолет, потом держали там несколько часов, а уже после этого рейс отложили. В этом случае есть все шансы получить компенсацию.

Не только на возвращение за билет денег в полном объеме, но и на возмещение морального вреда могут рассчитывать пассажиры, которым кассир по невнимательности неправильно указал в билете время вылета или дату. Такие казусы не такая уж редкость, и отвечает за них непосредственно провинившийся кассир.

Кроме денежной компенсации пассажирам задержанного рейса обязаны предоставить бесплатную гостиницу и питание. Даже если самолет «на приколе» из-за погодных условий.

Нередко из-за метеоусловий самолет садится в другом городе - безопасность, ничего не поделаешь. Но бывает, что это совершенно не волнует пассажира этого рейса, который уже запланировал продолжить в тот же день путешествие на поезде и даже билет приобрел. В этом случае он может попросить представителя авиакомпании помочь ему сдать железнодорожный билет в том городе, где произошла вынужденная посадка. Если этого не удается сделать, то деньги за просроченный билет ему никто не вернет. У МПС с гражданской авиацией нет договора о взаимовыручке пассажиров.

Многие путешествующие на транзитных рейсах получали свой багаж не совсем в том виде, в котором доверили службам перевозчика. Видеть свои сумки исцарапанными и с оторванными ручками - для российского пассажира дело привычное. Но бывает и так: на транспортерной ленте к вам выезжает изуродованная до неузнаваемости поклажа с оторванным дном и торчащими из дыры вещами. Если пассажир считает, что с его багажом обошлись небрежно, перевозчик тоже должен раскошелиться. Многие авиакомпании сегодня страхуют багаж. Тогда в случае вреда или утраты вещей пассажир получает компенсацию в соответствии с суммой, заявленной им в страховке. Заявить свою претензию необходимо служащей сразу по получении багажа, которая его выдает.

При покупке билета почти каждый кассир предлагает покупателю страховку. Квиток, где говорится, что в случае смерти пассажира его родные могут получить от страхователя деньги в размере 12 тысяч рублей, стоит 25 рублей. Часто о том, что это страхование не является обязательным, в кассах не объясняют и производят его, так сказать, в принудительном порядке. Раскрываешь билетик и радуешься: упадет самолет - будет на что хоронить. На самом же деле это страхование является повторным. По российскому законодательству, авиакомпании страхуют жизни своих клиентов автоматически, стоимость страховки уже заложена в цену билета и обходится каждому всего в два рубля. Сумма, разумеется, смешная и, как утверждает Ирина Николаевна, странная. Ведь в «Воздушном кодексе РФ» записано, что в случае гибели гражданина по вине перевозчика гражданской авиации сумма страховки должна составлять не менее 1000 минимальных оплат труда, т.е. около 100 тысяч рублей. Родственники погибших могут через суд истребовать с авиакомпании именно такие деньги.

На часть страховой суммы может рассчитывать человек, получивший травму в момент экстремальной ситуации, создавшейся во время полета. Каким будет ее размер, предстоит решать претензионной комиссии совместно с медиками либо суду.

По словам Бурцевой, быть обворованным во время полета рискует каждый пассажир. Случаи, когда граждане лишаются ручной клади, пронесенной с собой на борт, не такая уж редкость. Если сотрудники авиакомпании, милиционеры не смогут найти вора, то компенсируют утрату пассажиру деньгами - десять минимальных оплат труда за килограмм пропажи.

Все перечисленные выше способы призвать авиаторов к ответу достаточно утомительны и требуют некоторого терпения. Деньги ни одна авиакомпания сразу не выплачивает, хоть и соглашается с претензией. Если нет - устанешь по судам ходить. И все же упускать возможность хоть как-то отстоять свои права не стоит. А чем больше будут платить по компенсационным счетам гражданские авиакомпании, тем реальнее шанс у рядового гражданина улететь туда, куда он хочет, вовремя и с комфортом.

Оксана Омельчук.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов