Амур уходит от Хабаровска

10.12.2002 | АРХИВ | 3м. 54 c. | 252

Реки земли, несущие свои воды веками, всегда меняли свои русла. Стремясь «выпрямиться» в своем пути, они подтачивают свои «мягкие» берега и срезают их на поворотах. С высоты птичьего полета видно, как причудливо петляют голубые ленты. Легко угадываются речные старицы. Бывшие русла... Они - как заброшенные тропинки, по которым уже никто не ходит. Вода находит себе новый путь. Этот процесс зависит от многих причин. Одна из них - деятельность человека.

...Более ста лет назад солдаты капитана Дьяченко вышли на берег у знаменитого утеса и заложили будущий Хабаровск. Многолюдный промышленный город встал на таежной реке удобно и красиво. Слева по одной из проток в Амур вливаются струи Уссури, и, приняв их, Амур-батюшка огибает крутой правый берег и убегает к Сахалину. Это место теперь называется у речников хабаровской излучиной.

Последние три-четыре десятилетия мы видим неприятные изменения амурского пейзажа. Сначала прямо напротив города «замылился» и омельчал, покрывшись косами, левый берег. Туда уже давно не ходят теплоходы и баржи, перевозящие горожан к их любимому месту летнего отдыха. Практически исчезла карасиная протока Сухая, убитая в шестидесятые годы проведенным сбросом городской канализации. Потом на самой реке выросли островки и острова, покрытые горчаком и ивой. Из двух скромных проток амурской поймы на глазах образовались мощные речные артерии, сносящие берега вместе с дачными домиками... Амур стал забирать по ним влево, сразу сворачивая к новому мосту.

Кстати, протоки эти появились в результате возведения Транссибирской магистрали, строительство которой завершилось в начале прошлого столетия мостовым соединением у Хабаровска. Железнодорожная насыпь ограничила летне-осенние разливы Амура. При ежегодных подъемах его уровня пойменные воды стали скатываться в реку по низинам и лощинам вдоль этой дамбы. Сначала наметились ручейки, потом - овражки... Так в тридцатые годы образовались Бешеная и Пензенская проточки. Сегодня последняя местами уже достигает полукилометровой ширины и девятиметровой глубины. Пять тысяч кубических метров воды в берегах пробегают здесь со скоростью более двух метров в секунду!

Сегодня по этим протокам, в стороне от города, уходит под мост до шестидесяти процентов амурских вод. А уйдет, что будет видно с утеса? Речушка Уссурка? Пространство бывшего дна, загаженное стоками города? Болото? Где будет водозабор? Неужели растущему городу предстоит «бежать» вслед за своенравной рекой?

Амур всерьез намерен отойти от Хабаровска, и это определенно нам не может нравиться. Происходи это на другом, безлюдном участке реки, пусть его - извивайся, Амур, как хочешь! Но для речного Хабаровска вдруг оказаться в «чистом поле» - просто беда. Не надо объяснять, что с Амуром связано социально-экономическое будущее дальневосточной столицы. Представьте проблемы только речного порта.

Амур-река в последнее время потеряла свою полноводность. И в эту зиму она опять ушла под лед при очень низком уровне воды... Конечно, можно говорить о цикличности ее спадов и подъемов, но то, что Амур «уже не тот», знают все - и экологи, и ихтиологи, и рыбаки, и речники, и санитарные врачи, и простые жители края.

Такие изменения не могут не волновать и власти, и ученых. «Здесь неизбежно вмешательство человека, которое пусть не улучшит, но хотя бы стабилизирует ситуацию сегодняшнего дня», - сказал Валерий Иванов, заместитель начальника Амурского бассейнового водного управления. Он раскладывает карты хабаровского водного узла, и становится ясно, что предстоит решать ученым, инженерам и строителям: во-первых, необходимо повысить водность Амура у Хабаровска в низкую воду и, во-вторых, не допустить ухода реки через указанные протоки.

Десять лет назад управление начало необходимые исследования. Но через пару лет работы прекратились из-за отсутствия финансирования. В 2000 году Министерство природных ресурсов РФ выделило 900 тысяч рублей на разработку технико-экономического обоснования спасительного проекта. Да в прошлом году еще восемьсот тысяч. («Конечно, это капля в море», - заметил Валерий Николаевич.)

Варианты решения просчитывало ЗАО «Ленгипроречтранс» (проектно-изыскательский институт). Проект называется «Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска». Питерские ученые предложили откосное укрепление из каменной наброски горных масс на два с половиной километра выше и на три километра ниже истока Пензенской протоки. Предусматривается и устройство переливных запруд в самой протоке, чтобы частично не пускать в нее воду, а заставить бежать ее по «старому» руслу реки. Дополнительно планируются землечерпательные работы на дне реки (5,8 миллиона куб. метров выемки грунта), которые должны «отпугнуть» воду, стремящуюся пойти новым путем.

ТЭО на это строительство в период 2002-2007 гг. к сегодняшнему дню разработано. По словам Иванова, оно «прошло государственную и экологическую экспертизу и дорабатывается по деталям».

На осуществление этого проекта, говорит Валерий Николаевич, потребуется не менее шестидесяти пяти миллионов рублей в год. Краевое правительство, понимая важность задачи, обещало выделить из своего бюджета в следующем году пятнадцать миллионов, а остальное зависит от позиции правительства России. К его председателю Касьянову уже обратились с просьбой о финансировании работ министр природных ресурсов Артюхов и министр транспорта Франк.

Но, скажем честно, надежды на полнокровное выделение средств из госбюжета ничтожны. Поэтому решение проблемы Амура у Хабаровска может опасно затянуться.

Есть и другая причина сомневаться в удачном осуществлении спасительного проекта: у ученых разных институтов, как оказалось, нет единого подхода к, казалось бы, общей для всех проблеме. Ведь все шарады «хабаровского» Амура завязаны в один узел. Но каждое ведомство, так или иначе связанное с рекой, разрабатывает свою модель ее будущего, изо всех сил изыскивая под себя необходимые для этого суммы. То есть, по выражению одного ученого ДВО РАН, «наука «мышкует» в поисках денег, и это для нее сегодня становится главным занятием». И обмена информацией и наработками между институтами при этом практически нет. Каждый изобретает «велосипед» для себя. Плохо, что не просматривается ни комплексный подход к проблеме, ни комплексное финансирование ее решений. Бьем растопыренными пальцами. А время уходит. И Амур уходит...

Михаил СВЕРДЛОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов