Эх, российская дорога, три изгиба на версту

19.09.2002 | АРХИВ | 5м. 25 c. | 287

Поводом для этих заметок послужило обращение в редакцию «Дальуправтодора». «В связи с необходимостью прохождения экологической экспертизы в Министерстве природных ресурсов РФ с целью дальнейшего утверждения проекта «Обоснование инвестиций для обеспечения пропуска транзитного движения в районе города Хабаровска» просим опубликовать статью», - написал начальник управления С. Цыбин. Суть статьи можно изложить коротко. Есть проект транзита автотранспорта с моста через Амур на трассу «Восток» и на трассу «Уссури». На «Восток» - по Воронежскому шоссе, пересекая Матвеевское шоссе, выход на 6-й км дороги Хабаровск - Находка в районе с.Тополево. На «Уссури» - по Воронежскому шоссе, улице Большой, проспекту 60-летия Октября с выходом на федеральную дорогу в районе поста ГИБДД на 14 км.

И кто бы назвал это новостью, если половина этих транзитных трасс уже готова? Оказывается, все не так однозначно. Дороги не строятся одномоментно, а деньги никогда не бывают лишними, даже если приходят «после паровоза». «Росавтодор» вместе с Росмин-транспорта хотят получить инвестиции именно на существующий вариант транзита, но желают сделать его на уровне современной дорожной сети. То есть имеется намерение сделать транзитные магистрали скоростными, реконструировать дороги и улицы города для пропуска транзита, построить обход села Князе-Волконское, реконструировать обходы сел Сергеевка и Черная Речка, расширить мосты, укрепить обочины дорог, построить транспортные развязки, на улицах города устроить зеленые зоны, шумозащитные экраны и современное освещение. И кто бы возражал против такого проекта, против федеральных денег? Но при осуществлении таких грандиозных проектов нелишне знать и общественное мнение. Поэтому хабаровчане могут звонить в «Дальуправтодор» по телефону пресс-секретаря управления 74-32-66. Там вас выслушают, ответят на вопросы. При этом надо иметь в виду, что транзитный обход Хабаровска с севера (через Воронеж-3) или с юга (через с. Владимировка) уже рассматривался проектировщиками. И был отвергнут по причине немыслимой дороговизны строительства еще одного автодорожного моста через Амур.

При этом, однако, мы представили, как будет обидно читать эти заметки жителям сельской глубинки и даже жителям хабаровских городских окраин. Дескать, с жиру бесятся! Хабаровск в колдобинах, к селам нет приличных, даже грунтовых дорог, а они... Чем хуже владельцы машин в селах и дальних городах? Налоги-то платятся одинаково всеми. И мы решили чуть-чуть разобраться с дорогами.

Откуда деньжищи?

С налогов, вестимо. Налогоплательщики платят, а дорожники тратят.

Сегодня есть два транспортных налога - налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев автотранспортных средств. Первый налог раньше делился надвое - в федеральный и в территориальный дорожные фонды. Но в прошлом и в этом году оба эти налога идут полностью в краевой дорожный фонд. Непосвященный водитель думает: где больше машин, там больше налогов. Значит, дороги в Хабаровске должны быть уже вылизаны, в Комсомольске близки к этому и т.д. И абсолютно заблуждается! Налог с владельцев в нашем дорожном фонде составляет около 158 млн. рублей. А налог на пользователей - в пределах 1,2 млрд. рублей. Не может быть такой разницы в машинном парке? А ее и нет. Налог на пользователей платят все, даже «безлошадные» предприятия: он начисляется с оборота (реализации) товаров и услуг. Такая вот чушь. Зато надежная: вне зависимости от прибыли или убытков - налог плати. Это по всей стране так. Может, вовсе и не дурак это придумал, а некто умненький? Дорожные фонды - богатенькие структуры, почему и пошло везде дорожное строительство.

В этом плане еще надо смотреть, кто дает больше денег в дорожный фонд - Хабаровск или Комсомольск? Однако и тому, и другому, и всем остальным по закону кукиш с маслом из этого фонда. Его деньги - целевые. И имеют четкое назначение - на краевые дороги общего пользования, в некоторых случаях - на транзитные дороги через города и населенные пункты. Здрасьте - приехали!.. А как же строить и ремонтировать дороги в городах, где основные автовладельцы и автопользователи? На это имеется официальный ответ: в городах дорог нет - там есть улицы. И занимаются ими по сметам благоустройства городских бюджетов. Аналогично и в селах. Поэтому, матерясь на колдобинах, не стоит совсем плохо думать про мэра - городская казна ваших транспортных налогов не получает.

Стало быть, подведем итог. Деньги федерального дорожного фонда (из федерального бюджета) идут на федеральные дороги (строительство, реконструкцию, ремонт, содержание). Деньги территориального дорожного фонда - на краевые дороги. Деньги местных бюджетов - на местные дороги (улицы). Для сравнения. Бюджет краевого дорожного фонда на 2002 год - 1,7 млрд. руб. Из хабаровского городского бюджета непосредственно на дороги в 2002 году предусмотрено 60-70 млн. рублей.

Не злым тихим словом

Полезно также знать, на каких дорогах и кого вспоминать не злым тихим словом. По нашему краю проходят две федеральные дороги. Это дорога «Восток» (Чита - Хабаровск - Находка), еще мы называли ее «бамовской трассой». И дорога «Уссури» (Чита - Хабаровск - Владивосток). Протяженность их по нашему краю - 444 километра. Занимается ими «Дальуправтодор» (ул. Тихоокеанская, 136а, начальник С.П. Цыбин). Над ним стоит «Росавтодор», под ним - куча подрядчиков-исполнителей. Кому направлять свои мнения и пожелания по федеральным дорогам - понятно.

К краевым дорогам относятся следующие: Хабаровск - Комсомольск - Николаевск; Комсомольск - Березовый - Чегдомын; Хабаровск - Казакевичево и т.д. Протяженность краевых дорог - 4937 км. Занимается ими «Хабуправтодор» (заказчик). «Хабавтодор» и другие предприятия являются у него подрядчиками. Привлекаются также акционерные предприятия, в том числе - по тендеру.

Мнения и пожелания по краевым дорогам лучше направлять заместителю председателя правительства края по вопросам промышленности и транспорта Сергею Зражевскому или его подчиненному - заместителю министра, начальнику управления транспорта Владимиру Зыкову. Это доступно и будет действеннее, чем жаловаться дорожникам на их же работу на дорогах.

Для справки: транзитные дороги через населенные пункты имеют тот же статус, что и вся дорога. Например, через село Князе-Волконское идет краевая дорога, а через поселок Хор - федеральная.

Помимо этих есть две дороги-«полукровки». На трассе «Сидима - Золотой - Сукпай» идет реконструкция километров по десять в год - столько денег дает федеральный бюджет. Дорога там сельская, но федеральная забота о ней происходит на законном основании выделения субвенций «на приведение в нормативное состояние сельских дорог, подлежащих приемке в сеть автодорог общего пользования».

Знаменитая дорога «Лидога - Ванино» (346 км) строится тоже совместно - краем и федеральным центром. Хотя затея эта целиком краевая. И правильная: стыдно в ХХI веке не иметь нормальной дороги в собственный морской порт. Подоплека всех дорожных строек у нас одна - социально-экономический эффект. Кто пробирался в Ванино зимником, понимают его. Кто не знал краевой дорожной политики, разъясняем ее поэтапность. Первая задача - отсыпать полотно и открыть движение. Вторая задача - убедить федеральных чиновников, что эта дорога вообще-то ихняя, и она сделает им честь в случае выделения денег. Министр транспорта Сергей Франк недавно во Владивостоке признал эту дорогу уже публично. Третья задача - доводка трассы (после получения денег) до технологических требований. Она и выполняется сейчас. Цена строительства километра дороги «Лидога-Ванино» в пределах 10-15 млн. рублей. Цена нервов, потраченных на нее, ясное дело, повыше.

За исключением названных федеральных и краевых дорог все остальные - это улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов (ее общая протяженность в пределах 2,5 тысячи км). Поэтому за каждую колдобину смело критикуйте любую мэрию (администрацию населенного пункта). Их все критикуют. И они к этому привычны. Для сведения: в Хабаровске за дороги отвечает управление дорог и благоустройства (Уссурийский б-р, 6), его начальник А.И. Ананьин. Впрочем, критиковать за дороги любую мэрию или администрацию - дохлый номер. Мы об этом поговорим дальше в деталях на примере Хабаровска.

В крае есть и еще одна категория дорог - ведомственные. Их протяженность - около 5 тысяч км. Основные их пользователи - предприятия лесокомплекса. Кое-где на таких дорогах появляются указатели об их частной принадлежности и запрете проезда без разрешения хозяев-лесозаготовителей. Специалисты считают, что это чистейшая самодеятельность. Частных дорог у нас в крае нет ни метра. Лесной фонд находится в федеральной собственности. А землю под такими дорогами еще не поделили и не оформили в собственность. Так что вполне логично предположение о наличии безхозных дорог, которыми никто реально не занимается. И кому на это пожалуешься?

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов